Живопись и кинематограф. Главное это Идея
Фильмы постоянно имитируют картины. Почему?
Потому что кино заменило живопись как основную форму искусства 21 века...
Есть много других примеров этого.
Иногда это имеет очевидный смысл. В фильме «Фрида» (2002) о легендарной мексиканской художнице Фриде Кало несколько кадров из фильма напрямую отсылают к ее картинам.
Как автопортрет Фриды с мужем, художником Диего Риверой.
Но иногда менее очевидно, почему режиссер ссылается на картину или, по сути, имитирует ее.
В «Острове проклятых» (2010) главные герои Мартина Скорсезе обнимаются, что прямо напоминает «Поцелуй», написанный Густавом Климтом в 1908 году.
Другим примером, менее прямым, является то, как Терренс Малик использовал искусство Эндрю Уайета для своего фильма «Дни небес» 1978 года.
Мы видим не столько прямое подражание, сколько воскрешение художественного мира Уайета: его атмосферу и мотивы, поля, небоскребы и одинокие фигуры.
Примеры продолжаются, но почему? Это просто уловка, или стилизация, или даже какая-то художественная пасхалка?
Иногда это может быть так, но чаще всего у режиссеров есть очень веская причина обращаться к искусству: у кино и живописи много общего.
Возможно, самый простой пример этого — когда дело доходит до творческой силы искусства.
Неудивительно, что режиссера «Лабиринта Фава» Гильермо дель Торо вдохновила картина Франческо Гойи «Сатурн, пожирающий своего сына» 1823 года.
Это ужасно.
То же самое относится и к Джону Мартину.
Он был художником-романтиком XIX века, чьи обширные пейзажи, фантастические города и сцены природных катастроф, взятые из Библии, вдохновляли таких режиссеров, как Сесил Б. Демилль, Джордж Лукас и Питер Джексон.
Стэнли Кубрик лихо воссоздал картину Винсента Ван Гога под названием «Круглые заключенные», которая сама была основана на гравюре Гюстава Доре из «Заводного апельсина».
Художники веками пользовались своим воображением: так почему бы не позаимствовать у них идеи? Которые являются сущностью произведения.
Но это еще не все. Многие технические элементы живописи применимы непосредственно к кинопроизводству.
Возьмем композицию, то есть то, где и как каждый элемент изображения расположен по отношению ко всем остальным.
Почему каждая вещь находится там, где она есть, и почему она такого размера, формы и цвета?
Композиция — очень тонкое искусство. А те, кто ею овладел, способны создавать образы, которые почему-то совершенно принуждают нас; мы просто не можем их забыть.
Что-то в «Поцелуе» Густава Климта уже более века пленяет народное воображение.
Другой пример — «Офелия» Джона Эверетта Милле 1853 года.
Кое-что о сочетании цвета, образов и композиции, выражении лица Офелии, ее платье, плывущем по воде...
Его снова и снова воссоздавали и упоминали в кино.
«Ночные ястребы» Эдварда Хоппера, 1942 год... в этой картине есть что-то *что-то*.
Ридли Скотт использовал его в качестве атмосферного вдохновения для художественного оформления «Бегущего по лезвию», а в 1997 году Вим Вендерс прямо перестроил картину в качестве декораций для одного из своих фильмов.
Возьмите знаменитое «Сотворение Адама» Микеланджело с потолка Сикстинской капеллы, написанное в 1512 году.
Позиция Адама по отношению к Богу, их протянутые руки, смесь пустого и активного пространства, баланс цвета и движения... это великолепно работает.
Именно это мастерство композиции делает некоторые кадры в кино такими легендарными.
Солнечные близнецы, дом слева, молодой человек, смотрящий вдаль... Это, пожалуй, самый знаковый кадр в «Звездных войнах» — потому что это шедевр живописной композиции.
И в нем также используется мотив, любимый художниками на протяжении веков, а теперь так часто встречающийся в кино: R;ckenfigur.
Человек, увиденный сзади, обозревающий ландшафт перед собой.
Наиболее известен в «Страннике над морем тумана» Каспара Давида Фридриха 1818 года.
И точно так же, как художники выстраивают свои работы по очень обдуманным линиям и сегментам, чтобы направлять наш взгляд и создавать сбалансированные образы, так и кинематографисты уравновешивают свои кадры.
Обеспечение фокусировки изображения не по центру или разделение его на трети — два очевидных примера.
Использование Караваджо светотени — сильного контраста света и тени — техника, доступная кинематографистам и часто используемая ими.
Его полузатемненные и полуосвещенные сцены, смешивающие густой мрак со светлыми пятнами, знакомы нам через язык кино.
Некоторые связи между кинопроизводством и живописью еще более удивительны.
Еще в 15 веке, в начале итальянского Возрождения, художники учились создавать эффективную иллюзию реальности.
Попытка превратить двухмерное в трехмерное.
И это именно то, что CGI ( CGI — неподвижные и движущиеся изображения, сгенерированные при помощи трёхмерной компьютерной графики и использующиеся в изобразительном искусстве, печати, кинематографических спецэффектах, на телевидении и в симуляторах) пытается сделать уже тридцать лет.
Одно прямое сравнение — это то, как художники эпохи Возрождения изучали анатомию человека и то, как взаимодействуют скелеты и мышцы, чтобы создать более реалистичные фигуры.
Рассмотрим анатомические наброски Леонардо.
Это также относится к художникам CGI, которые проектируют и моделируют скелетные и мышечные системы, чтобы создавать реалистичные фигуры, будь то люди или нет.
Леонардо и его современники делали то же самое, зарисовывая скелеты и мускулы под своими фигурами.
Что делает Мону Лизу такой блестящей, так это, как бы странно это ни звучало, то же самое, что сделало Голлума таким неимоверно популярным.
До определенного момента они являются этапными техническими достижениями одного и того же характера.
Живопись и кинематограф. Главное это Идея! Часть III
Графическая иллюзия реальности.
Примеров можно привести много. А как насчет симуляции воды, дыма, огня, ткани или освещения?
Все это имеет решающее значение для эффективных иллюзий реальности, и художники эпохи Возрождения и художники компьютерной графики столкнулись с этой проблемой.
Разные средства, одни и те же принципы.
Есть и другие сходства, связанные не столько с техникой, сколько с положением кинематографистов в обществе.
Когда-то люди выстраивались в очередь, чтобы увидеть последние картины известных художников.
«Сердце Анд», написанное Фредериком Эдвином Чёрчем в 1859 году, произвело фурор.
И так же, как тысячи людей когда-то стояли в очереди, чтобы увидеть последние выставки новых картин, теперь они заполняют кинотеатры, чтобы увидеть последние релизы от мастеров блокбастеров, авторов артхауса и всего, что между ними.
Каждая эпоха имеет свою окончательную художественную форму...
... и поэтому, возможно, кино является определяющей формой искусства 20-го и 21-го веков.
И, может быть, как мы говорим о Ван Эйке, Рафаэле, Тициане, Караваджо или Тернере, когда-нибудь точно так же будут говорить о Тарковском, Куросаве, Кубрике и так далее...
Свидетельство о публикации №225101801534
