Нужен театр двух актёров
Кому он нужен?
Оказывается, если внимательно присмотреться к творческой жизни актёров и драматургов, для довольно-таки многих.
Кто не знает, что почти во всех крупных театрах, каковых у нас немало, всегда имеется значительное количество актёров, которые не заняты ни в одном спектакле, которые, официально числясь в труппах театров, сидят, как говорится, «на скамейке запасных» в ожидании, когда же наконец режиссёры обратят на них внимание и предложат им так называемый ангажемент, то есть договор на исполнение какой-то роли в каком-то спектакле.
Ждут. Ничего не делают. А зарплату от театра получают… Микроскопическую, правда, но получают.
Кому от этого хорошо? Актёрам? Театрам?
Никому от этого хорошо быть не может. Актёры сидят без дела, а театры впустую расходуют свои деньги на содержание не приносящих им прибыли актёров.
Не случайно, кстати, у нас была даже большая дискуссия по поводу идеи разрешить руководству театров сокращать состав труппы в зависимости от её занятости в спектаклях. Но эта дискуссия к решению проблемы так и не привела: по-прежнему во многих театрах на «скамейках запасных» сидят в немалом количестве актёры, всё ещё ожидающие своего счастливого часа.
А драматурги? Как с ними дело тут обстоит?
Посмотрите сайт электронной библиотеки пьес Сергея Ефимова. Прекрасный сайт. Прекрасная библиотека. Там ежедневно появляется несколько десятков вновь опубликованных пьес современных российских авторов.
Несколько десятков! Ежедневно!
И посмотрите на репертуары российских театров…
Я уже много раз писал о них. И даже обратился к автору программы «Бесогон ТВ» Никите Михалкову с предложением внимательно изучить эту проблему и сделать после этого большую передачу с подробным её анализом и выводами. Написал ему со специальной формы сайта «Бесогон ТВ». Прошло чуть больше недели. То ли ещё изучают вопрос, то ли отбросили его, как неважный. Рано пока об этом говорить.
Так вот, репертуары театров. Что мы в них сейчас видим? А видим мы сплошь и рядом зарубежную классику и современность, российскую классику, но… не современность…
То есть пьесы зарубежных и российских классиков ставятся театрами ну просто в изобилии, а современных российских акторов практически нет…
А это значит, что сегодняшние драматурги России, как и незанятые актёры театров, сидят на «скамейке запасных»… То есть, иначе говоря, пишут пьесы в стол…
Итак, что же мы в итоге видим в рассматриваемой тут проблеме?
А видим мы тотальную незанятость театральных актёров и драматургов России.
В то же время, у всех практически театров в понедельник выходной день… Говорят, понедельник – день тяжёлый. А для театров он свободный от работы.
И зрительные залы театров в этот день используют антрепризные театры, то есть театры, у которых нет своей сценарной площадки и своей постоянной труппы. Используют певцы и вокально-инструментальные коллективы для проведения своих концертов.
И тем не менее, остаются всё же дни, когда театральные сцены в понедельник пустуют от незанятости.
Кроме того, в каждом, даже небольшом, городе обязательно есть несколько домов и дворцов культуры, концертные залы.
То есть всегда можно найти свободную площадку для организации на ней какого-то спектакля или концерта.
Кому здесь есть польза?
А всем. Незанятые актёры подрабатывают, а театры получают от них даже какие-то отчисления по договору за такие выступления.
Кстати, есть необходимость в появлении организаторов спектаклей с использованием не занятых в труппах своих театров актёров.
Можно организовывать не только спектакли для двух актёров, что наиболее легко сделать даже самим актёрам с помощью так называемой самозанятости. Можно, прямо на ходу, делать антрепризные спектакли с этими самыми незанятыми актёрами.
Хотя это, конечно, намного сложнее, чем двоим актёрам собраться вместе и, оформив самозанятость, начать активно гастролировать по городам и весям со спектаклем для малого зала с двумя действующими лицами.
Но не надо думать, что это неперспективное дело. Вот, например, наш великий кинорежиссёр Владимир Меньшов со своей женой выдающейся актрисой Верой Алентовой несколько лет путешествовали по всей стране со спектаклем для малого зала и для двух действующих лиц «Пизанская башня» драматурга Надежды Птушкиной.
И очень успешно гастролировали! Хорошо на этом заработали. Хотя Владимир Меньшов уже был знаменитым режиссёром, а Вера Алентова популярнейшей актрисой, они не гнушались такой работой, активно ездили по всей стране со своим замечательным спектаклем.
К чему я здесь обо всём этом?
А к тому, что не надо ждать с моря погоды. Надо работать, дело делать, а не ждать на «скамейке запасных» призрачной удачи, которая, может, выпадет рано или поздно, а может… да-да-да, скорее всего, не выпадет…
Да, конечно, кто-то скажет, это ж надо всё время ездить по всей стране, в отрыве от дома, от родных. Причем ездить в не очень-то комфортных условиях: гостиницы, кафе, в лучшем случае – рестораны…
Да, конечно, дискомфорт будет, это ясно. Но, как говорят, без труда не выловишь рыбку из пруда…
А вы посмотрите, как гастролируют почти все наши певцы.
Да, конечно, есть среди них такие, что и на выезде у них такой же комфорт, как и дома. Но это ж единицы! У Аллы Пугачёвой даже свой железнодорожный вагон был. Правда, теперь, предав родину, она слоняется со своим иноагентом Галкиным с неудачными гастролями по всему миру…
Активная работа и комфорт не всегда совместимы. Многие певцы даже своих детей, можно сказать, потеряли от того, что вместо постоянного уделения им материнского или отцовского внимания, очень много гастролировали…
Да, жертвы здесь, конечно же, есть. И их избежать никак не удастся.
Более того, даже после того, как певец стал уже суперуспешным и знаменитым, он продолжает, как правило, активно гастролировать со своими концертами.
Филипп Киркоров, Григорий Лепс, Сергей Лазарев, Александр Михайлов и многие другие, казалось бы, уже могли бы почивать на атласных подушках в полном домашнем комфорте, но нет, они активнейшим образом продолжают гстролировать.
Значит, дело тут вовсе не в деньгах, а в любви к своему делу, в увлечённости им.
Поэтому, если творческий человек, то ли актёр, то ли певец, стремится только к зарабатыванию больших денег, то он может добиться только небольшого локального и временного успеха: надолго быть успешным может быть только тот, кто по по-настоящему любит дело, которым занимается.
Но в любом случае погастролировать можно: не долго только для заработков, и очень долго для реализации своей творческой страсти.
Стесняться таких гастролей не следует, потому что многие ныне невероятно успешные творцы начинали не только с таких гастролей, но и с ресторанов, например, Григорий Лепс, Лариса Долина, Александр Серов и другие. А теперь они мэтры…
Незанятым актёрам театров, особенно в немаленьких городах, начать такие гастроли можно прямо со своего города: везде есть немало свободных театральных и концертных площадок. Походить по ним, попробовать для начала только в своём городе или в населённых пунктах, расположенных близко к их городам.
А потом уже, в зависимости от успехов и настороения, действовать шире и активнее.
Советую таким актёрам сначала внимательно почитать пьесы российских авторов, опубликованные в уже здесь упоминавшейся электронной библиотеке Сергея Ефимова.
Там, кстати, опубликованы и три мои пьесы, одна из которых как раз написана для малого зала и двух действующих лиц.
Называется эта пьеса «Вот это любовь!», и спектакли по ней ставились в Магаданском драмтеатре в течение трёх лет (в 2011-2013), пока я по совету одной театральши и по собственной глупости не запретил театру её постановку, что он и сделал, жутко при этом обидевшись на меня…
Найти эту пьесу в библиотеке Сергея Ефимова легко. Там все авторы пьес расположены под квадратными значками с указанными на них буквами алфавита. Нужно нажать на значок с буквой «М», и в выпавшем списке всех авторов, чьи фамилии начинаются на букву «М», найти фамилию «Морозов Алексей». Нажмите на этот значок, и все мои пьесы можно не только прочитать, но и скачать на свой компьютер.
Опубликована она также в портале Проза.ру, в ЛитРес, в Одноклассниках и во ВКонтакте.
Кстати, во всех этих источниках можно найти просто великое множество самых разных пьес, и не только современных авторов России, но и классиков, в том числе зарубежных.
А что касается моей пьесы «Вот это любовь», то она с довольно простым сюжетом: бывшие муж и жена 48-ми и 46-ти лет, живущие в одной квартире, нашли себе в Интернете подходящие им, как им казалось, кандидатуры для возможного брака с ними, но, в конце концов, оказалось, что нашли они друг друга…
Не случайно в аннотации к этой пьесе я написал так:
«Порой мы ищем любовь где-то далеко, а она, оказывается, живёт рядом с нами, более того, это может быть ваш бывший муж или бывшая жена. И даже Интернет с его бескрайним выбором состоятельных женихов и невест не может убедить, что те, кого мы когда-то любили, кто непритязателен и не богат, могут стать нелюбимыми...»
Можно, конечно, попытаться ставить таким же «табором» и пьесы двухактные, с немалым количеством действующих лиц. Но это уже намного сложенее, и требует больших организационных усилий и единства желаний многих актёров.
Например, у меня есть двухактная пьеса «Любовь с первого взгляда». Но там аж восемь действующих лиц. Есть также двухактная пьеса «Седина в бороду – бес в ребро», где даже 10 действующих лиц.
Можно, конечно, антрепризой одолеть и их. Но это очень трудно. Почти невозможно.
А пьесы хорошие. Вот, например, аннотация к пьесе «Любовь с первого взгляда»:
«Любовь может преодолеть любые преграды, даже если он немецкий солдат, а она русская разведчица, и родина одного из них ведёт жестокую кровопролитную войну с родиной другого. Война не в силах запретить и отменить любовь. Потому что это любовь с первого взгляда... Пьеса – финалист международного конкурса пьес "Время драмы".
Да, в 1943 году советская разведчица попала в плен. И там охранять её перед отправкой по инстанции поручили немецкому солдату. Но между ними случилась любовь. С первого взгляда…
Ну и совсем уж только для массовой антрепризы подходит пьеса «Седина в бороду – бес в ребро» для десяти действующих лиц. Вот к ней аннотация:
«Ему 60, любовнице – 30: седина в бороду – бес в ребро... Он колеблется: с кем ему дальше жить, с любимой женой, с которой был счастлив более тридцати лет или с молодой любовницей, которую, как ему кажется, он очень любит?
Он случайно съедает отравленный торт, приготовленный любовницей для его жены, и, умерев, становится в качестве души своего бездыханного тела свидетелем разговора между своей женой и любовницей, пришедшими в морг в надежде, что он всего лишь в коме. Души двоих его соседей-покойников язвительно комментируют происходящее в морге. Он взывает о помощи к Богу. И Бог является на его зов. Сделав единственно верный вывод из увиденного и услышанного, он умоляет Бога оживить его и поверить, что он теперь понимает и знает, что такое любовь, кого любит он, и кто любит его… И Бог... поступает, как всегда, мудро…
Пьеса – финалист международного конкурса пьес "Время драмы".
Но сейчас речь я веду не об этих двух последних пьесах. Я о возможности и даже необходимости объединения двух актёров для проведения спектаклей по всем городам и весям страны.
Это можно сделать. Было бы желание. И нежелание всю жизнь просидеть на «скамейке запасных»…
Если кто-то захочет со мной сотрудничать, обращайтесь ко мне через мою страницу в соцсети «ВКонтакте» по адресу: a.morozov.krasnodar
Свидетельство о публикации №225101801677