Про Карелию

Про Карелию 
Конечно, с самого начала планирования этого путешествия рефреном в голове звучала песня «Долго будет Карелия сниться», которую знаю с детства.

Общее и самое сильное впечатление от Карелии: это остров, потому что кругом вода, которая на карте выглядит каплями, разбросанными в произвольном порядке от Онежского и Ладожского озёр к Белому морю. Но стоит увеличить масштаб карты и окажется, что это суша располагается вкраплениями в водную гладь. Причём в тихую погоду эта гладь такая совершенная, что начинаешь верить в плоскую Землю как планету, на которой, впрочем, встречаются каменные острова и гряды, и украшающие эту землю, и затрудняющие передвижение по ней.
 
И если эти камни препятствуют передвижению самостийной воды, происходит чудесное превращение преграды в победу динамики над статикой, прекрасные водопады разного калибра, быстрые речки и ручейки, наблюдать за которыми можно вечно.
Я жила вблизи речки Лососинки, что шумным течением сопровождала мой сон и живописным видом – завтраки. А отель совсем рядом с местом основания города – удивительное рядом!
         
Знакомство с Онего началось ещё в самолёте, когда при снижении вдруг открылось бесконечное море, оно длилось и длилось, и казалось, что самолёт приводнится, а не приземлится. Едва забросив рюкзак в номер, сразу же отправилась на набережную, в закат…
         
Штиль, прозрачная вода, утки с утятами и чайки, множество гуляющих, высыпавших после недавнего дождя, восторг от уже увиденного и предвкушения будущих впечатлений! Нечего более пожелать несмотря на то, что дерево Желаний имеется. И рыбаки, забрасывающие сети, ловят длинные тени туристов, и отец-основатель с перстом указующим на это самое место, и даже привет коллегам-электрикам – всё это на фоне нереально синего неба и изумрудной зелени. Тут необыкновенная кора у берёз, блестящая, шёлковая на ощупь, и это всего лишь «берёза повислая», а не знаменитая карельская. Берёза, белая подруга весенних зорь, прозрачных рек…Я очарована, околдована!
      


Белые ночи вроде закончились, но весьма условно – после заката не совсем темно, а за полтора часа (как-то проснулась в 2 часа ночи) до рассвета уже совсем не темно. И солнце встает из зеркала озера, как плывет, не спеша, сперва украсив облачка на линии горизонта розовыми, лиловыми, пурпурными зарницами.

Первый день моим чичероне в Петрозаводске был Коля Гиппиев, аспирантский друг моего мужа, и по совместительству сын известного карельского поэта Николая Лайне. Конечно, эта встреча была не про достопримечательности, мы не виделись почти 40 лет, о многом надо было поговорить и вспомнить, но поскольку это происходило во время прогулки, то и про город много чего узнала и увидела. При дневном ярком свете набережная тоже хороша, дошли до самого конца, у кузницы попросила молодых людей сфотографировать нас на память, вряд ли еще встретимся…Коля смертельно боится смартфонов, до сих пор пользуется только кнопочным телефоном, поэтому уговорить его сфотографировать меня удалось только пару раз.
       
    
Но очень много рассказывал про город, он-то помнит его более 60 лет. Прошлись до Неглинной, потом по кварталу исторической застройки в районе улицы Федосовой и Неглинской набережной до улицы Куйбышева. Петрозаводск избежал всеобщего поветрия избавления от наименований советской эпохи, и поэтому одни названия улиц звучат как музыка ностальгии: проспекты Ленина, Карла Маркса, улицы Дзержинского, Кирова, Фридриха Энгельса, Андропова, Свердлова. Щемящее ощущение, что именно так и правильно, так и надо со своей историей, чтобы человек, который родился на улице Ленина и через семьдесят лет мог найти этот адрес и показать своим потомкам.

Коля на пересечении проспекта Ленина и улицы Герцена показал мне сразу три дома, где их семья последовательно жила по мере того, как папа становился все более известным человеком, сначала была 2-комнатная, потом 3- комнатная, потом 4-комнатная. Не додумалась спросить, на каком из них висит мемориальная доска, что здесь жил Николай Лайне. У меня хранится томик его стихов, Коля привез еще в 80-м, интересно, что писал он на финском, все стихи в переводе. В этой книжке сейчас поискала, но не нашла стих - оправдание перед женой. Что, мол, ты меня подозреваешь в изменах, ревнуешь к подругам, но как же я узнаю, что ты лучше всех? Возможно, это было каким-то другим сборником, но точно помню, что мы с Валерой это обсуждали…
 
Показал Коля бывший кинотеатр, куда бегал школьником, теперь там KFC, ирония судьбы, не иначе... Кстати, фасад этого здания очень похож на фасад кинотеатра «Октябрь» в Павлодаре – удачные архитектурные проекты тиражировались тогда по всей большой стране.

Центр Петрозаводска во многом типичный советский областной центр, только чуть повыше статусом, административные здания сразу узнаваемы, просто в двойном размере: городские и республиканские, часть более «пожилая» - сталинский ампир, бетонные коробочки 70-х, совсем аутентичные «северной» конструкции встречаются редко, но несколько зданий сохранились прямо в центре, куда Коля меня и привёл, на пересечении проспекта Ленина и улицы Энгельса (ах, прямо слёзы наворачиваются от этих названий, молодцы, карельцы!), это двухэтажные деревянные дома на каменном фундаменте напротив гостиницы «Северная», хорошо, что сохранились, аутентично.
 
Добрались мы и до памятника Чарльзу (Карлу) Гаскойну, недавно появившемуся в Петрозаводске, миновав перед этим памятник Ленину на круглой площади, вокруг которой такие интересные названия: Циркульный проезд, Циркульный сквер…
         
Дом, где жил Чарльз Гаскойн, даже назывался когда-то «дом горного начальника» (сейчас эта достопримечательность имеет то же название), было время, уважали инженеров!

Когда уже расстались с Колей, я пообедала в «Карельской горнице», причем одно блюдо я выбрала ещё дома – пирог с лисичками, который оказался, к сожалению, суховат, впрочем, со сметанкой вполне хорош. И хотя из меню мне хотелось всё, понимая, что всё я не съем, заказала финскую сливочную уху, лохикейто, просто правило у меня такое – в поездках в места, где водится рыба, устраивать себе рыбный день. Так вот, лохикейто неожиданно очень порадовала, а пирог с брусникой и морс из морошки сделали это обед совсем замечательным! Ну и интерьер впечатляет!
    
И закончился день, как и начался – прогулкой по озеру, бесконечность воды и неба порождает иллюзию бесконечности жизни, наверное, поэтому людей так и манит это занятие. Посидела рядом местная художница, всем прохожим предлагающая нарисовать портрет, я отказалась, она обиделась. Чтобы не разрушать созерцательного настроения, пришлось переместиться в другую локацию.

Но настроение всё же изменилось, поскольку решила посмотреть поближе привлекшие внимание ещё накануне синие беседки, располагающиеся чуть выше набережной, во второй линии. Оказалось, что это не беседки, а целая улица разнообразных тренажёров для девочек и мальчиков всех возрастов. Никогда не видела такого количества тренажёров в одном месте, впрочем, я ни разу не спортсменка, и даже никогда не была, но из любопытства попробовала, по-моему, здорово! В смысле, не у меня здорово получается (хотя и это тоже, что неожиданно), а то, что для людей такое развлечение придумано: устал гулять или сидеть на лавке, смени род деятельности с пользой для здоровья! И ребятишкам весело, некоторые тренажеры сделаны и в детском варианте, и есть детская площадка с лазалками, красота просто!
 
Я спустилась от тренажёров опять к озеру, а жаль, так как чуть позже наблюдала занимательную картину. Группа девушек в пышных платьях розовых и бордовых оттенков и таких же фатах шли по аллее параллельно этим самым тренажёрам, обращая внимание всех прохожих. Если бы была близко, смогла бы их лучше рассмотреть. Не знаю, о чём они говорили и чему смеялись, но, когда они вдруг запели нестройным хором: «Звенит январская вьюга и ливни хлещут упруго…», это был фурор. Все, кто был на набережной, повернулись в их сторону, некоторые, в их числе и я, зааплодировали. Возможно, это был перфоманс, но скорее всё же девичник, поскольку слов полностью даже первого куплета девушки не помнили… Но вот один из моментов, что создают настроение и запоминаются надолго.


Рецензии
Елена! Очень понравился Ваш очерк о Карелии, особенно о Петрозаводске!
Сразу в памяти возникла и своя поездка. Но мы были очень мало в самом городе,
поэтому с удовольствием узнала название улиц и другие прекрасные зарисовки.
И самое главное, это Ваше воспоминание о таком поэте, как Николай Лайне.
И как бережно и красочно описали Вы природу Карелии.
С огромной благодарностью к Вашим воспоминаниям,


Галина Поливанова   04.11.2025 17:15     Заявить о нарушении
Галина, спасибо большое, что посетили мою страницу.

Елена Рыжкова 2   04.11.2025 18:29   Заявить о нарушении