Дрезден, как символ возрождения

В советское время я слышала о знаменитой картинной галерее в немецком городе Дрездене, но даже не мечтала о посещении уникального сокровища мирового искусства в ту далёкую эпоху.
После воссоединения Германии, я переехала жить в эту страну и смогла посетить Дрезден.
На скоростном поезде я приехала в город ближе к вечеру. Отель, где я поселилась, находился в центре города, и все достопримечательности были досягаемы без использования транспорта. Устроившись в отеле, я быстро перекусила в ближайшем кафе и отправилась знакомиться с городом.

Дрезден меня  очаровал с первой минуты. Романтический стиль архитектуры, удачно перекликающийся со стилем барокко, придавал улицам красоту и величие.

Дрезден расположен на обоих берегах Эльбы. На правой стороне реки возвышается старый город, привлекающий внимание многочисленных туристов. На левом берегу расположились жилые постройки из многоэтажных домов и великолепные виллы, в которых, вероятно, живут богатые горожане. Несколько романтических замков вдали завершают панораму левого берега.

Дрезден прошёл долгий путь развития. До XII века в этих местах в маленькой деревушке жили славяне. Название «Дрезден»  происходит от старославянского языка и означает «жители болотистого леса». В давние времена это название удачно подходило для местности у Эльбы. Там действительно были низкие и влажные земли, часто затопляемые рекой.
В X–XI веках германские короли начали восточную экспансию  — переселение немцев на славянские территории, и эти земли оказались под властью германских князей и маркграфов.
Германский король Оттон I Великий создал в 962 году Священную Римскую империю германской нации и стал её императором. Империя просуществовала до 1806 и никогда не имела прямого отношения к древнему Риму, но считала себя, его духовной и политической наследницей. По сути, это был союз сотни германских княжеств, герцогств, епископств и вольных городов. Для выбора императора назначались курфюрсты. Ими были принцы-выборщики и представители духовенства.

1206 год считается официальной датой основания Дрездена. В этом году о нём появилось первое письменное упоминание, но войны, пожары, эпидемии и распри внутри правящей династии не способствовали быстрому развитию города.

Дрезден входил в одно из влиятельнейших княжеств империи – Саксонию, а в  XIII–XIV веках стал важным торговым пунктом и резиденцией саксонских графов. Курфюрсты Саксонии сыграли огромную роль в её политике и культуре.

В период Тридцатилетней войны с 1618–1648 годы Дрезден не был захвачен ни одной из сторон, но голод, чума и экономический упадок вновь привели к спаду его развития. Эта война началась, как борьба между католиками и протестантами, а завершилась, как война за власть между великими державами.
В последующие десятилетия городу удалось быстро вернуть себе прежний блеск, особенно благодаря большой заботе курфюрстов о его культурном и экономическом развитии. При курфюрсте Иоганне-Георге II в 1670 году в городе появились первые мануфактуры и здания в стиле барокко.

Август II Сильный и его сын Август III, управляющие Саксонией с 1694 по 1733 год, сделали Дрезден одним из самых великолепных культурных центров Европы. Эту эпоху в Саксонии называли «Золотым веком», так как в этот период Саксония достигла экономического и культурного расцвета, а её столица Дрезден превратилась в роскошную метрополию. Дрезденский замок был перестроен в барочном стиле, по оригинальным проектам созданы Цвингер, Японский дворец, возведены великолепные барочные храмы  – Фрауэнкирхе и Придворная церковь, а в окрестностях города появились дворцы Морицбург и Пильниц.
Знаменитый немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах часто посещал Дрезден, а в 1736 году  получил официальный придворный титул при дворе Августа III.

При Саксонском дворе творили не только немецкие, но и приглашенные из других европейских стран выдающиеся архитекторы, художники и скульпторы, что способствовало обогащению немецкой культуры и искусства.
Курфюрсты тратили громадные суммы на строительство дворцов, на приобретение картин для Дрезденской галереи и других музеев, а также на содержание роскошного двора. Благодаря искусству, архитектуре и музыке Дрезден получил прозвище «Флоренция на Эльбе».
Дворцовый комплекс Цвингер возводился с 1709 по 1732 год на месте бывшей крепостной части города, между стенами. Эта зона в средневековье называлась Цвингер.
Когда-то во дворе этого дворца гремели фанфары, сверкало золото карет, танцевали придворные дамы. Но вскоре стены Цвингера стали хранить не звуки праздников, а сокровища духа.
Август Сильный и его сын Август III наполнили его шедеврами, скупая картины по всей Европе. Таким образом, в Цвингере появилась галерея старых мастеров с картинами Рафаэля, Рембрандта, Рубенса, Тициана, Вермеера и других знаменитых художников. Именно здесь обрела дом «Сикстинская мадонна» Рафаэля — одна из самых прекрасных картин в мире. Её тихий взгляд стал символом города, пережившего войны, пожары и разрушения.
Не только картины и великолепные скульптуры  принесли славу Цвингеру. Его залы сияли фарфором — белым золотом Саксонии. Август Сильный, влюблённый в китайскую хрупкость, повелел найти секрет создания фарфора. Алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер сумел разгадать его тайну. Так родился мейсенский фарфор, гордость Германии и чудо европейского мастерства. С тех пор фарфоровые статуэтки, тонкие чаши и огромные вазы, расписанные золотом и кобальтом, украшают галереи Цвингера. Они словно оживляют прошедшие века.
Цвингер строился, как двор для праздников, балов и парадов. Со временем он стал музеем искусств и сокровищ, каким мы его знаем сегодня.

К началу XIX века  Священная Римская империя германской нации была ослаблена, раздроблена и почти символична. Над Европой поднялась звезда Наполеона Бонапарта, а для Саксонии наступило время испытаний и великих перемен. Она оказалось в самом центре бурь, изменивших судьбы континента.
В 1806 году, после разгрома Пруссии под Йеной и Ауэрштедтом, Наполеон наградил саксонского курфюрста Фридриха Августа III королевским титулом. На карте Европы появилось Королевство Саксония - союзник Франции. Король Август III стал верным вассалом императора французов, а саксонские солдаты маршировали под орлами Наполеона в далекие походы — от Польши до Москвы, где в сражениях многие саксонцы погибли
Фридрих Август III  заключил союз с Наполеоном не из личной симпатии, а по политическим и прагматическим причинам. Саксония находилась между двумя сильными державами — Пруссией и Австрией, которые  стремились усилить своё влияние в немецких землях. В союзе с Францией  Фридрих Август III  видел гарантию защиты и возможность модернизировать армию, администрацию и экономику по французскому образцу. Это соответствовало духу того времени и выглядело, как путь к прогрессу. К тому же, многие государства Германии, например, Бавария, Вюртемберг, Баден, тоже стали союзниками Наполеона.

В 1813 году в Саксонии, у стен Лейпцига, сошлись армии почти всей Европы. Король Фридрих Август III остался на стороне Наполеона, в то время как часть его армии перешла на сторону коалиции, в  которую входили Пруссия, Австрия и Россия.
Битва народов под Лейпцигом стала кровавым водоразделом: десятки тысяч погибли, города и деревни лежали в руинах, а союз Франции и Саксонии был разрушен навсегда. Король Фридрих Август III был взят союзниками под стражу, а страна — унижена и ослаблена. На Венском конгрессе Саксония потеряла более половины своих земель, уступив их Пруссии. И всё же королевство выжило, Фридрих Август вернулся на трон.
С тех пор память о той эпохе живёт в старых улицах Дрездена, в камне Лейпцига и в народных преданиях, где имя Наполеона звучит то с восхищением, то с горечью.

После наполеоновских войн Саксония оказалась в зависимости от Пруссии и вынуждена была вступить в 1815 году в Германский союз, находившийся под влиянием Австрии и Пруссии. Но это не помешало ей развиваться дальше.

Появились новые объекты культуры, научные учреждения и учебные заведения. В 1836 году в Дрездене начал работать первый машиностроительный завод. В 1839 году была введена в строй железная дорога между Дрезденом и Лейпцигом. В 1872 году в Дрездене открылся первый трамвайный маршрут. Во второй половине века возникли важные для Дрездена отрасли промышленности: текстильная, пищевая, точная механика, оптика, горное дело. Активное развитие промышленности, железных дорог и торговли связывало Саксонию с другими немецкими землями.
К началу 20 века Дрезден имел 500 тысяч жителей и стал четвёртым по величине городом в Германии.
В XIX веке в городе жили и творили такие известные мировые личности, как: композитор Рихард Вагнер, художник Каспар Давид Фридрих, учёный и философ Карл Густав Карус.

Когда я любовалась прекрасными зданиями Дрездена, мне не верилось, что в конце второй мировой войны центр города был превращён в руины из-за бомбёжек американской и британской авиации. Самый разрушительный налёт произошел 13 и 14 февраля 1945 года, в результате которого погибло около 25-ти тысяч человек.

После окончания войны в хаосе развалин жители Дрездена творили чудо. Они собирали камни по одному, отыскивали в развалинах обломки статуй, бережно выносили картины, спасённые от огня. Развалины дворцов, церквей, исторических зданий были аккуратно разобраны, все фрагменты описаны и вывезены за город.

На месте Дрездена фактически образовалась ровная площадка с размеченными на ней границами бывших улиц и зданий. Восстановление исторического центра города заняло почти сорок лет. Для этого использовались уцелевшие фрагменты зданий, а недостающие каменные блоки и архитектурные элементы вытёсывались заново, поэтому они выделяются светлым оттенком камня. Реставраторы, художники и инженеры посвятили свою жизнь восстановлению утраченного великолепия. Камень за камнем, арка за аркой, они возвращали к жизни символ искусства и стойкости человеческого духа. На месте руин снова поднялись колоннады, балюстрады и башни.
Цвингер и опера Земпера были полностью восстановлены. Фрауэнкирхе долго оставалась руиной и только в 2005 году закончилась её реставрация.
В результате долгих реставрационных работ, Дрезден возродился в прежней красе.

Война закончилась, Дрезден оказался в Советской зоне оккупации и в 1949 году вошёл в состав вновь образованной Германской Демократической Республики. После объединения Германии осенью 1990 года Дрезден стал столицей федеральной земли Саксония в составе ФРГ.
Сегодня Дрезден является крупным научным, технологическим и культурным центром. Этот город можно назвать туристической жемчужиной Германии.
Несмотря на тяжёлое прошлое, Дрезден стал символом возрождения из пепла, подобно мифическому фениксу.


Рецензии
Здравствуйте, Люба.

Историк авиации А. Запольскис о варварской бомбардировке Дрездена пишет, что она была следствием неверного целеуказания. Самолёты "Москито" ошибочно сбросили светящиеся авиабомбы не на предполагаемую цель ( предприятие по производству синтетического топлива), а над Дрезденом. Армада британских бомбардировщиков отбомбилась по городу и последствия были сравнимы с ядерной бомбардировкой Хиросимы.
Тем не менее в послевоенное время у ветеранов Королевских ВВС сушествовало негласное табу - не общаться с "бомбёрами". Их считали варварами.

С интересом,

Сергей Кувалда   19.10.2025 09:16     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей, за отклик и интересное дополнение.
С дружеским теплом и добрыми пожеланиями.

Любовь Шифнер1   19.10.2025 10:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.