Дачный мир. Часть третья
Да, можно завершить, поскольку за окном ветер стряхивает с деревьев последние листья, которые прежде сгребали южные братья (где они теперь?), неделю моросит что-то непотребное, от чего хочется, нет не севрюги с хреном, или удавиться, а пока что просто завернуться в плед и смотреть очередной сезон британского сериала, выкинув из головы сезон дачный, но…
Но как не вспомнить, толи дальнего родственника нашей дачи, толи знакомого, и то вряд ли, поскольку встретиться им не суждено, скандинавский красного цвета коттедж, или шале норвежско-шведско-финской национальности?
Скандинавы всех мастей, в большинстве своем, и так живут в частных домах, в чем проблема, вышел из дома, копай, да сажай, ну зачем им еще и дача? А дело вот в чем, - не копают они, и не сажают, разве что цветочки, а так, только газоны стригут, тут ничего не поделать, и высокие зарплаты – несокрушимый аргумент против грядок, а свежий укроп всегда по соседству купить можно. Но издревле привыкли норманы по многу домов иметь, покрытых самопальной, сваренной на костре стойкой красной краской из семи компонентов. У одного приятеля, Улова, штук шесть насчитал, включая сауны, или басту по-шведски, конюшню, бассейн под крышей, сараи, еще и главный дом отдельно с четырьмя саунами и двумя роялями на двух этажах. А у другого, Петера, аж девять, включая домик на дереве для семилетнего сына. Так он и возил меня на острова в море, где еще один маленький домик около бухты, так, покупаться, отдохнуть душей и телом.
Норвеги, те свои «хитты» ставят в горах, или у фьорда, шведы и финны «хайгоды» да «малаайстало» на берегу моря, или озера, а то и просто в лесу, но тогда не забывают в самую глухомань асфальтовую дорожку к домику протянуть, традиция такая. И посещают их не для фермерства, - перезарядиться, покататься на лыжах, погулять, пивка попить пару дней. Так что не знакомо им наше дачной счастье.
А объединяет эти коттеджи, кроме традиционного красного цвета, отсутствие заборов. Бывает, конечно беленький штакетник фрагментарно, местами, в пол метра высоты, так из композиционных соображений, но средневековые традиции ограждать жилье от разбойников по всей, практически, Европе, основательно забыто. В Скандинавии, например, земля, включая леса и озера, частная, так зачем ограждать? И так все знают и на чужую территорию не заходят. Нет, искупаться в озере соседа, погулять по лесу, пособирать грибы-ягоды, покормить чужих комаров, - это пожалуйста, произведенное природой, принадлежит всем, только костров не разводи.
Так что, есть и еще одно, толи исконное, толи благоприобретенное отличие теперешних наших дач и загородных домов, - это наличие тех самых заборов. Было время, когда дачники перед революцией, наглядевшись, не иначе, в петровское окно, подзабыли традиции и сочли ограждения делом непристойным, но постепенно одумались, вспомнили, что даже слова «город» и «огород» и глагол «огораживать», однокоренные. И давай повсюду заборы ставить, и в поселках, и в городах дворы запирать, да не только в столице, помнится как-то в Ростове Великом захотелось в арку войти, дворик, облупленный посмотреть, в общем, хорошо, рядом бабулька сердобольная оказалась, поверила в честность мою, открыла дверь ключом. Ну, стен крепостных с воротами железными, да охраной, понаставили, а вот валов да рвов с мостами подъемными не встречал. Будем ждать.
18.10.25
Свидетельство о публикации №225101801952
