Проект Читайте Книги Весело. Эссе Обломов 2011 г

ИЛЬЯ ИЛЬИЧ ОБЛОМОВ КАК ИЛЛЮСТРАЦИЯ ЗАГАДОЧНОЙ РУССКОЙ ДУШИ

«Трава же не напрягается, чтобы расти» (с) фильм «Тайна»

Иван Николаевич Гончаров – писатель странный и зажиточный. Странный потому, что написал всего три (при его-то возможностях) да к тому же достаточно нестандартных для своего времени, прозаических романа название каждого из которых начинается на О. А зажиточность свою он не только не скрывал, но и живописал ее в своей по сути автобиографии, которую любят кажется все. Кто читал.
Коммунисты почитают «это» как сатиру, другие – как восхищение уходящей натурой. На правах литературного изгоя считаю «это» загадочной иллюстрацией русской души. Одной на все времена.  Называется книжка «Обломов».
Илья Ильич Обломов – одаренный философ-аскет, наделенный редкой для россиянина середины 20го века способностью видеть осознанные сновидения. А также дзен-буддист, нидра-йог (столько находиться в стазисе это надо уметь) и мастер чайных церемоний.
Да вот незадача. Проживает это чудо далеко не там, где его тонкая натура нашла бы достойное проявление. Тут он «барин», «плантатор», а теперь ещё и «вредный элемент», который надо аннулировать и раскулачить.
Вообще Илья Ильич во многом напоминает известного баснописца Крылова, утверждающего, что картина, висящая рядом с его постелью если уж упадет, то точно мимо его телес ибо траектория давно рассчитана.  Но Иван Иваныч хотя бы писал басни. А точнее переводил, выдавая за свои. А точнее… Обломался тот, кто считал, что «мартышка и очки» это наше все. Даёшь Илью Ильича! Он честный. 
Итак, о русской душе. Радуется солнышку и резвится на зеленой травке и сеновалах, а как выпадает снег хмуро подпоясывается и идет убирать. Это в идеале. Сказку про Емелю вряд ли могли придумать в США. На самом деле, все мы Обломовы. И ты тоже. Коли вырос тут. Видишь ли, досужий читатель, есть в русском наречии, «во славу Рода», такое слово «Вселенная». Всё Лень Ная. Речь не о девочке. Слово «Наяву» восходит к такой штуке как Навь. А это, напоминаю, среда нашего обитания. Всё в Нави Лень. (см. эпиграф). Человек с фамилией Ульянов был весьма мудрым дядькой сбацав псевдоним раскрывающий суть эксплуатации рабочего класса лентяем  (в «праведном ключе») с бойким языком.  Ждем Щуку в прорубе стадиона «Спартак»! 
Впрочем, Илья Ильич хотя бы конкретен. Как и его антагонист Андрей Штольц.  Тот, напоминаю, мечтает стать «муравьем». И «стахановым». И становится -таки. ДА!
А вот с барышней не повезло им обоим. Ольга – «тяни-толкай». Мечется между двумя лагерями. «Белым» и «коричневым». В итоге отправляется «к немцам» и вроде счастлива, да явно не очень.
В общем, родись Иван Николаевич в этой Стране во второй половине 20-го века, он вероятностно стал бы почетным акционером. А так, получилось то, что получилось. «О», как говорится, «О»»О».

Читайте Книги Весело!


Рецензии