Удивление Водоход-2025, сентябрь, первое, Невское

Из серии рассказов: “Удивления или просто случайные записки на ходу, экспромтом, без правки, в Пути, на этот раз из Питера на Валаам, там… и обратно по тому же маршруту”

1-я часть: Немного про новый рейс, погоду, пароход, астрономическую палубу, учение и спасательные жилеты, мосты, туман, огни, Северное сияние и… звёзды.

     Итак:
     “…любите ли вы…” путешествовать, “…как любим это…” мы?
     Ну, конечно, кто ж из нас не любит ненадолго сменить обстановку и отправиться в дорогу за новыми впечатлениями, тем более, что на дворе ещё вполне хорошо – вторая волна питерского бабьего лета! – светит солнце, относительно тепло, хотя уже и последние дни сентября. А значит, как всегда, очень хочется успеть до “зимней спячки” ещё побывать где-нибудь в небольшом, но ярком путешествии.
     И что ты тут со всем этим поделаешь?
     Правильно – ничего, а значит пора в путь-дорогу за новыми приключениями и впечатлениями. Одним словом, наша устойчивая туристическая группа (мы с женой) отправляется в трёхдневный путь по новому-старому маршруту на большом белом четырёхпалубном теплоходе “Юрий Андропов” на остров Валаам.
     Итак…
          …метро, проспект, бульвар, река
          и белый пароход,
          бежит, спешит моя Нева,
          мы ей наперекор
          сейчас уходим в новый рейс
          по старому пути...
          Ну, здравствуй, что ли, снова здесь
          мы годам вопреки.
     Сколько б ни путешествовали на Водоходе – сегодня, кажется, мы зашли на палубу его теплохода в пятый раз! – это всегда новый незабываемый туп, особенно, если впереди нас ждёт этот, расположенный на севере Ладожского озера, необыкновенный остров Валаам. Там всегда всё по-новому, словно в первый раз, хотя люди вокруг, что на пароходе, что на острове, почему-то кажутся удивительно знакомыми и близкими, по духу, что ли, даже их имена сами собой вдруг как-то приходят в голову, что вообще-то никак не должно быть, потому как точно знаешь, что видишь их всех впервые.
          Каюта три один… один:
          Окно, две койки, стол,
          Динамик, голос – паладин! –
          Невидимый престол:
          Четыре палубы, гудок,
          Стеклянный зал и мост
           Большой Обуховский, восторг,
           И наш на юте пост...
     Одним словом, всё: наш пароход отчаливает от пирса у Обуховского проспекта, даёт весёлый гудок на прощанье провожающим и на полном ходу направляется вверх по Неве прямиком под распахнувшуюся, словно бабочка, во все стороны и прежде всего в небеса, неподражаемую пару пролётов Большого Обуховского моста…

     У нашего рассудка лишь пять органов чувств, да и те используются ныне далеко не все. К примеру, осязание с виртуализацией пространства уже почти не используется.
     Если так дело пойдёт, то следующими исчезнут обоняние и вкус. Всё бы ничего, хватило б и двух последних, жаль, только что с ними вероятно исчезнет воображение, а значит и душа.

     …здесь, под мостом, аккурат посередине, в узком проёме между двумя широченными четырёх полосными пролётами принято загадывать свои сокровенные желания, что мы и делаем теперь с перспективой на целый год, а может даже и больше, вперёд.
     Судовая жизнь, как и корабельная, не замирает ни на минуту, всё и вся здесь расписано, как по нотам:
          Коктейль, тревога, капитан,
          Весёлый инструктаж,
          Пустует быстро наш карман,
          Но крепнет экипаж,
          И планов смелых громадьё,
          Славянки вечный марш,
          И вот уже во всю идём
          Вперёд... на абордаж.
     В общем, мы стоим на самой верхней или, как принято у военных моряков называть, астрономической палубе лицом к корме, глядя на кильватерный след и разбегающиеся к берегам косые волны от набирающего скорость парохода. С нами вместе от причала отходят ещё его два брата близнеца “Чичерин” и “Ленин”. Первый уйдёт в Онежское озеро, отвернув от нашего кильватерного строя вправо, едва только мы выйдем из Невы на просторы Ладоги. А со вторым нам идти бок о бок на протяжении всего нашего недолгого тура, вот только к острову наш борт будет идти впереди, а на обратном пути от него мы поменяемся местами.
     Удивительно, но вся верхняя палуба нашего теплохода вместо привычного деревянного или железного крашеного настила ныне неожиданно оказывается покрыта приятным мягким ковролином. Это невероятно, никогда не видели такого, но это факт!
     Здесь же, рядом с прогулочной палубой-площадкой для принятия солнечных ванн, находится вход в актовый зал, он же ресторан Ладога. Там с нами проводят ознакомительную встречу с экипажем, службами сервиса и, конечно, капитаном судна, который помимо всего прочего инструктирует нас по безопасности в плавании, после которого по кораблю тут же играют учебную тревогу. Мы все в своих каютах находим персональные спасательные жилеты, которые, прямо скажем, не без труда умудряемся водрузить на себя и предъявить инструкторам, специально обходящими наши пассажирские каюты по очереди.
     Далее судовой распорядок дня без какого-либо перерыва уже гонит нас на ужин в ресторан «Волна», расположившийся в кормовой части нашей средней палубы. Там, как и в предыдущие наши путешествия, всё очень вкусно, сытно и красиво. Пока мы выбираем блюда в меню на завтрашний обед и ужин, за огромными окнами нашего обеденного зала, уйдя за корму, незаметно исчезает большой многоэтажный город, по обоим берегам широкой реки уже тянутся уютные частные дома, кое-где с пирсами и пляжами, и какие-то предприятия.
     Медленно, но неуклонно, гаснет небо, на наше судно спускаются первые пока ещё прозрачные сумерки. Везде и всюду – что на воде в реке, что на суше! – вокруг нас…
          …огни, огни, одни огни,
         мелькают за окном
         и звёзды в небе, впереди –
         все мысли на потом! –
         откроет ночь свои глаза,
         по Млечному пути
         нас проведёт, где красота
         умеет всё спасти...
     Отужинав, мы снова спешим наверх на нашу астрономическую палубу, по пути не забыв зайти к администратору, расположившемуся у носового входа вовнутрь судна на шлюпочной палубе, чтобы записаться на предложенную по громкой трансляции новую экскурсию на Валааме – про неё в следующем Удивлении – под название «Новый Иерусалим».
     На улице уже непроглядная темень, да к тому же…
          …туман фарватер захватил,
          буи укутал в плед,
          и вязкой ватою накрыл
          кильватерный послед,
          и тают в дымке берега,
          огни исчезли все,
          выходим в Ладогу, вода
          теряет даже цвет...
     Это очень впечатляюще идти в кромешной темноте по широкой судоходной реке, лишь угадывая контуры берегов и ориентиры фарватерных огней. Конечно, у капитана имеются многие навигационные приборы, в том числе и радиолокационные станции различного разрешения, но нам-то этого ничего не видно и оттого безумно интересно и даже немного страшно. Так вдруг из ниоткуда прямо над нами появляется вначале крылья Железнодорожного, а затем уже и Ладожского, мостов, до днища которых, кажется, можно легко дотянутся рукой стоит только захотеть этого, когда они на полном ходу пролетают над нами. Впрочем, этого не стоит делать никогда, а то вдруг и вправду достанем до них и вот тогда точно не избежать беды – любое движущее транспортное средство, а уж тем более пароход, очень инертны, а, значит, и непредсказуемо опасны.
     По громкой связи судна идёт увлекательная трансляция о местах, мимо которых мы теперь проходим: это и двадцатитысячный посёлок Отрадный, и чуть больше его двадцати шести тысячный город Кировск, и первая в стране Санкт-Петербургская ГРЭС, расположившаяся между ними. Тут же возле неё легендарный «Невский пятачок», за которым хорошо просматриваются наши Синявинские высоты, на восточном склоне которых расположен наш дачный массив. Сразу за Ладожским мостом место прорыва блокады Ленинграда, далее город Шлиссельбург, крепость Орешек, Ладожский канал и…
          …в ночи раскрылась красота
          на фоне тысяч звёзд,
          повисла тенью пелена,
          даруя море грёз,
          и разбегаются глаза,
          проснулся горизонт,
          сверкают светом небеса
          сияньем тысяч роз.
     Всё мы в Ладоге.
     По левому борту нашего судна, там, где в ночи скрылся западный берег моря-озера, неожиданно для всех нас отрывается удивительная картина: всё небо переливается всеми оттенками изумрудного цвета. Вероятно, это и есть, никогда прежде невиданное нами загадочное Северное сияние. Что ж, это действительно грандиозно красиво. Только ради этого, не говоря уж о распахнувшейся прямо над нами и по правому борту звёздной полусфере, стоило отправиться в этот осенний путь.
     По громкой связи объявляют о начале вечерней, точнее ночной дискотеке в ресторане Ладога, куда мы сегодня вряд ли заглянем.
     За кормой в свете луны и необычного сияния снова становятся видны жёлтые буруны кильватерного следа.
     А прямо над головой чуть левее выстроенных в виде буквы «М» огней всеми узнаваемого созвездия Кассиопии загадочно мерцают едва видимые звезды далёкой и незнакомой Плеяды. 
     На палубе заметно холодает, наш теплоход «Юрий Андропов» набирает полный ход, а мы отправляемся в каюту набираться сил перед завтрашним большим пешеходным днём…
09.10.2025г.

     Автор, благодарит своего критика (ЕМЮ) за оказанную помощь и терпение всё это выслушать в сто двадцать первый раз, а также напоминает, что этот рассказ-черновик всего лишь рукопись, набросок. Здесь, вероятно, масса стилистических и орфографических ошибок, при нахождении которых автор, принеся свои извинения за неудобство перед скрупулезными лингвистами, просит направить их администратору группы “Питер из окна автомобиля”, на любой удобной Вам платформе (ВК, ОК, ТМ), для исправления, либо оставить их прямо под текстом.
     Спасибо за внимание и… сопереживание.


Рецензии