Почему одни города лучше других?

Я побывал более чем в 90 стран мира. В основном, по делам своей работы в области криптографии. И иногда задумываюсь в каких городах мира было мне больше интересно и хотелось вернуться вновь и вновь. Почему возникает это чувство?


Наверное, потому что у них хорошие "третьи места".

Что такое третье место? Куда бы вы пошли, когда вы не дома или на работе...

Где мы проводим большую часть времени?

Для взрослых это либо дома, либо на работе (что все чаще одно и то же), а для молодых людей это либо дома, либо в школе.

И... где-нибудь еще?

Существует известная теория, которая делит места, где мы проводим время, на три категории.

Первое место: Дом.

Второе место: Работа.

Третье место: почти везде, от кафе и ресторанов, библиотек парков до церквей и мечетей.

Возможно, самым старым и самым важным из всех третьих мест является городская площадь.

Большое общественное пространство без какой-либо цели, часто пешеходное, заполненное кафе и ресторанами, возможно, эстрадой, и обычно с исторической архитектурой.

Почему туристам нравится ездить в такие места, как Санкт Петербург, Рим, Париж или Вена?

Конечно, есть много причин, но помимо конкретных занятий может быть довольно сложно определить, почему именно просто быть в этих городах так приятно.

Пока вы не обратите внимание на то, что делают люди...

Одна вещь, которую туристы, похоже, любят больше всего на свете, — это просто сидеть в кафе на очаровательной старой площади, какой нет в их родном городе.

Они не работают, их нет дома, красивая архитектура и нет машин. Иногда, я задумываюсь о существовании Геной памяти. Почему людей с такой силой тянет на известные исторические места? 

И что они делают на самом деле?

Разговоры, смех, выпивка, погружение в атмосферу, возможно, даже знакомство с новыми людьми.

В этом нет ничего якобы «продуктивного» или «полезного». Скорее мы делаем то, что люди всегда делали и должны делать: ничего особенного.

Это также порождает чувство места и идентичности.

Такие нематериальные качества, как обаяние и характер, которых так не хватает многим городам, можно создать, просто предоставив людям приятное общественное пространство, где можно выпить кофе и просто посидеть.

Такие площади – настоящее сердце города.

Найти мощеный переулок, извилистый переулок, небольшую площадь с фонтаном и несколькими деревьями, чтобы посидеть и насладиться кофе или завтраком, безобидно поболтать или полностью отойти от дел.

Мало есть более простых и восхитительных радостей, чем эта.

Удивительно, насколько сильно место, где мы пьем горячий шоколад, может заставить нас почувствовать разницу с тем местами, где обычно постоянно живем.

И это важно, потому что не все Третьи Пространства одинаковы — одни лучше других.

Слишком во многих городах нет надлежащих общественных площадей или даже второстепенных площадей, которые придают многим известным городам их особый шарм и характер.

Такой урбанистический дизайн — автомагистрали, автостоянки и башни, без площадок для скопления людей — по существу враждебен человеческой природе.

Но преимущества общественных площадей — хороших третьих мест — выходят далеко за рамки счастья.

В некотором смысле они являются центральной опорой цивилизации. Для процветания любого гражданского общества крайне важно, чтобы люди общались, ладили, встречались, разговаривали и создавали общее чувство доверия и идентичности.

Общественные площади находятся в свободном доступе для всех, на земле, принадлежащей не частному лицу или компании, а людям — или, по крайней мере, правительству от их имени.

Это подпитывает идею о том, что общество является общим делом, как его свободы, так и его обязанности.

Неслучайно на родине демократии — в Древней Греции — агора, или общественная площадь, была также центром общественной жизни.

Точно так же форум был неотъемлемой частью любого римского города.

А что делают люди, когда они либо очень счастливы, либо крайне несчастны?

Они собираются в большом количестве, как всегда на протяжении веков, в большом общественном месте.

Многие ныне мирные городские площади знали протесты, бунты, мятежи и празднования.

Итак, почему не у всех городов хорошие третьи места?

Отчасти это связано с изменением идей и приоритетов в отношении городского дизайна и архитектуры.

Автомобили позволили нам строить города по-другому, так что теперь они гораздо более рассредоточены и раздроблены.

Верно и то, что их не всегда легко создать или, скорее, легко разрушить.

Если правительство или совет убирают скамейки и деревья, запрещают сидеть снаружи и другие подобные якобы незначительные вещи, общественная площадь может быть истощена.

И, с другой точки зрения, некоторые экономические или политические системы склонны уводить людей от третьих мест.

Лучше работать или потреблять, чем ничего не делать, что имеет реальную экономическую ценность, или, что еще хуже, собираться вместе и выдвигать новые политические идеи.

В какой-то степени третьи места были вытеснены Интернетом.

Если раньше люди общались на рыночных площадях, греческой агоре, римском форуме, кофейнях, чайных, тавернах и кафе, то теперь мы проводим время в цифровых третьих пространствах.

И это, конечно, имело огромные преимущества.

Мы больше не просто заводим друзей или общаемся с людьми, которые живут в одном городе — мы общаемся и формируем сообщества по всему миру.

Это, безусловно, очень хорошая вещь и одно из самых значительных последствий Интернета.

Тем не менее, остается серьезное и непреодолимое различие между физическим и онлайн-пространствами.

И замена третьих мест Интернетом всегда была результатом не предпочтений, а неспособности малого бизнеса конкурировать с транснациональными корпорациями.

Возможно, нам нужны третьи пространства, и хорошие, больше, чем когда-либо прежде.

Это, по крайней мере, одно из решений старой проблемы о том, как мы строим красивые города, и довольно простое.

Людям нетрудно угодить; дайте им красивый квадрат, и они будут намного счастливее...

Так что в следующий раз, когда вы посетите город и удивитесь, почему он «просто кажется таким приятным»…

Оглянитесь вокруг, и вы, вероятно, заметите, что здесь много хороших третьих мест, обычно в виде оживленных общественных площадей с красивой архитектурой и очаровательных улиц с кафе и магазинами.


Рецензии