Кто как женится. История вторая. Вещий сон

«Да что ж ты мне опять приснился?» Женщина повернулась со спины на бок и открыла глаза. Начало светать. Вставать пока рано. Да еще этот сон! Сколько можно! Уже все отболело и отошло. Но стучит иногда внутри мысль о том, что личная жизнь не удалась и зрелые годы Люба встречает в одиночестве. Почему так вышло? Сейчас, издалека, вполне понятно, что выбор тогда был неудачным. Да! Пора было замуж! 28 лет – куда уж тянуть! У подруг дети. Семьи. Почему Андрей выбрал её? Говорил, что нравится. Что ему пора жениться. Ухаживал как мог. Даже подарки дарил. Не избалованная мужским вниманием, Люба доверилась в общем малознакомому человеку. Нажимали друзья и подруги, надоело отчитываться перед родителями, приезжая в отпуск, за своё одиночество. А может, Андрей и есть её   судьба?
«Если бы можно было вернуть всё назад…» Эта мысль часто назойливой мухой витала над головой. Стоило присесть и расслабиться - настойчиво лезла не в ухо, а в самое сердце!   И всё же в который раз, прокручивая в памяти день свадьбы, женщина убеждалась, что были знаки: не спеши! подумай!
  Почему тогда она не обратила на них внимания?
Неприятности начались за три дня до свадьбы – заболела мать жениха и легла в больницу. Будущий свёкор сломал палец на левой руке. Родителям Андрея тоже были посланы знаки.
 В день регистрации сломалась еще и машина для жениха и невесты. А чтобы найти другую в далеком 90-м, пришлось побегать по всем знакомым. И даже по малознакомым. Выручил дядя Гриша, когда – то мечтавший женить на Любови своего старшего сына  и называть светловолосую сероглазую учительницу своей невесткой.
На этом проблемы не закончились. Они выскакивали одна за другой как чёртик из табакерки. В свадебном салоне отложенное по знакомству платье случайно выдали напрокат совсем другой невесте! Рыдающую Любу не во что было нарядить! Тётка жениха подняла все свои связи и за три часа до регистрации платье нашли! Чьё, откуда – Люба не знает до сих пор. Оно оказалось впору – и этого было достаточно, чтобы не возникло расспросов. И всё же на регистрацию они опоздали. Пришлось ждать лишний час. Там же в ЗАГСе выяснилось, что новые белые туфли жмут ужасно! А ведь когда мерила накануне – все было хорошо! Невеста, натянув случайные носочки, пряталась за спины гостей, с ужасом глядя на лакированные тиски белого цвета. А потом ждала окончания церемонии, изображая на лице несуществующее счастье.  Эти туфли она потом ни разу в жизни больше не обула!
    После регистрации и поздравлений, молодые по традиции уехали кататься по городу. А в это время во всем микрорайоне погас свет. Нет электричества – нет возможности в заводском кафе приготовить свадебное застолье! Сестра Любы, муж сестры, дядя жениха Николай с женой Ларисой сделали невозможное – готовили у знакомых за городом и возили кастрюли с закусками в стареньких «жигулях». Кстати, стол по тем временам получился очень даже ничего.   
      Собравшиеся к 19.00 гости ждали жениха и невесту. А те не могли выйти из дома. Отпустив дядю Гришу домой, молодые решили дойти до кафе пешком – это совсем рядом. Никто не обратил внимания на почерневшее небо и раскаты грома. Только новобрачные вышли за порог, полил страшный ливень. Потоки воды неслись по дороге, сметая все на своем пути. Полчаса простояли молодожены в подъезде. Гости, также не ожидавшие ливня, промокли все, кто вовремя не добежал до кафе! Некоторые вернулись домой.
       Дождь закончился также внезапно. И свадебное веселье все же состоялось. И гуляли дружно и весело до глубокой ночи. Про все перипетии никто больше не вспоминал следующие 15 лет.
      Проблемы наваливались постепенно. Ох уж, эти девяностые!  Время стихийных уличных рынков и рыночков. Заводы закрылись. Андрей оказался не готов к таким переменам.  Пустые прилавки магазинов, рождение маленькой дочки, смерть отца…Трудно теперь сказать, когда он начал заглядывать в рюмку. Всё чаще уединялся с друзьями в гараже. Всё позже возвращался домой. Семейная жизнь окончательно треснула по швам, когда Андрей пошел по женщинам. Да так однажды и остался в чужой постели в более комфортных условиях. Общага надоела! Сам подал на развод. И три года не интересовался ни бывшей женой, ни подрастающей дочкой.  Потом высудил себе одну из комнат в их секции бывшего заводского общежития, когда последняя из сожительниц выгнала его на улицу. И стал соседом по секции с некоторыми вытекающими последствиями. Суды и споры состарили Любу раньше времени. А Андрея свалила неожиданная, впрочем, не совсем неожиданная болезнь. И не давала покоя ни ему, ни Любе. Андрей не мог работать и слонялся то по квартире, то по двору, то в больницу ходил. Люба не жалела бывшего супруга. Нет! Сам виноват в своих проблемах! И даже когда тот пытался выпросить взаймы пару картошек, захлопывала перед носом дверь. В общем, имела на это право – жилось ей с дочкой ох как несладко!   
        В то лето Люба уехала в отпуск, заперев свою комнату на ключ.  Вернулась через две недели и обнаружила Андрея лежащим на полу.  Вызвала сестру Андрея и скорую помощь. Врачи все не ехали и не ехали. В последнюю минуту Андрей узнал, кажется, кто с ним рядом и пытался что-то сказать… Люба сидела с беспомощным бывшим мужем и шепотом выговаривала ему: если бы не бросил семью, то был бы здоровее, жил бы гораздо дольше…   Она и закрыла бывшему супругу глаза…
О том, что вела себя неправильно, жестко, Любовь поняла совсем скоро. Когда её саму подкараулила серьёзная проблема со здоровьем, когда от исхода операции зависело количество прожитых дней… Да и качество тоже. Она выкарбкалась. Выдала дочку замуж.   
   Андрей все снится и снится… Почему? Что сказать пытается? Напомнить или попросить? Вот и сегодня опять… Прошло уже десять лет!
         Люба встала. Суббота. Не нужно торопиться на работу. Женщина занялась домашними делами. Часов в 11 приехала дочь Оля.
- Мамочка! Мне сегодня отец приснился. Он жаловался, что карман на пиджаке оторвался, и он никак не может пришить. У всех карманы на месте, а у него болтается! Давай на кладбище съездим?
- Не поеду! Не хочу! Я и так за неделю устала! Хочешь – езжай сама!
          Вечером Оля позвонила.
- Мы с Лёшей съездили на кладбище. Представляешь, на надгробии фотография оторвалась и висела на честном слове!
Люба молча присела на стул. «Сон в руку…»  Почему так ? Почему нет покоя? Что упустила? Где ошиблась?
  Хватит! Женщина подошла к зеркалу, осмотрела себя. Эх, а ведь не так всё и плохо! Через полгода она станет бабушкой! Ради этого события нужно было и замуж выйти, и работать много. Но как же простить мужу, наконец, его давние ошибки?


Рецензии