Молчание коллектива

В жизни каждого подростка наступает момент, когда хочется сделать что-то приятное кому-то другому. В детстве все иначе: ребенок ревниво следит, чтобы все доставалось только ему, чтобы ни одна радость не прошла мимо. А потом приходит странное, щемящее чувство — желание отдавать, дарить тепло, сворачивать горы и доставать с неба луну для кого-то.

Именно это чувство посетило тихую девочку с последней парты. Оно нахлынуло на нее внезапно, когда молодой учитель, который работал в их классе недавно, случайно обмолвился, что в воскресенье у него день рождения, и он не хочет посвящать его школьным мероприятиям. Ребята наперебой предлагали планы: мальчишки настаивали на коллективном походе на футбол, девчонки уговаривали сходить в кино. Спорили до хрипоты, но в одном были единодушны: учитель непременно должен все организовать и пойти с ними. Он очень нравился всему классу. Преподавал интересно, постоянно шутил, и ученики старались отвечать ему тем же — успеваемость в классе заметно выросла.

Девочка почти не слышала веселые споры и смех. Она сидела, уткнувшись в учебник, и лишь одно желание жгло ее изнутри: ужасно хотелось поздравить учителя необычно. Не так, как все. Денег в карманах не было, что-то стоящее не купишь, а безделушка — зачем она ему? Но как же хочется сделать что нибудь приятное…

«С чего это?» — одернула ее подружка, когда девочка поделилась с ней смутными мыслями. «Не слишком ли ты стараешься?» — и так внимательно, испытующе посмотрела в глаза. Мама дома сказала, что подарки учителям надо делать коллективно, сброситься всем классом и купить что-то нужное. Но ей так не хотелось! Она должна была подарить свой подарок. Только свой.

Всю ночь девочка пекла торт. В этом она была мастерица. Бисквитные коржи, ванильный крем… Украсила все свежими фруктами, выложив из половинок винограда изящную лозу. Славно получилось! Она смотрела на свое творение с замиранием сердца и надеждой.

А вечером, когда ребята собрались на остановке, она, пробираясь сквозь толпу одноклассников, подошла к учителю и молча протянула ему аккуратную коробку.
— Это вам. С днем рождения.

Ребята притихли. Не ожидали такого от тихони с последней парты. И вдруг каждому стало завидно и как-то не по себе: вышло, что только она одна запомнила о дне рождения, а они все забыли, увлеченные идеей общего веселья. Нерешительная заминка повисла в воздухе. Уже не хотелось бузить, смеяться, что-то громко обсуждать.

Да и сам учитель не знал, как отнестись к подарку. Он растерялся под пристальными взглядами класса.
«Надеюсь, это не взятка?» — пошутил он, пытаясь разрядить обстановку.

Девочка покраснела до корней волос. Зачем он так? Она же от всего своего застенчивого сердца… Ей и так было невероятно сложно выйти из тени на всеобщее обозрение, а учитель словно не понимал этого, продолжая свои шутки.
«Он же свежий? Не отравишь?» — снова услышала она.

Что тут скажешь? Как оправдаешься? Словно ты в чем-то виноват уже за одно свое желание сделать приятное…

Подошел автобус. Ребята, почувствовав неловкость, хлынули в салон, снова смеясь и толкаясь, создавая пробку в дверях. Суета помогла всем скрыть смущение. Наконец, все погрузились, и автобус тронулся.

Девочка приютилась на задней площадке, стараясь ни на кого не смотреть. Автобус отъезжал, и вдруг она увидела его. Свой торт. Он стоял на грязной автобусной лавке на остановке. Как так вышло? Ведь учитель держал его в руках. Оставил специально? Чтобы потом сказать: «Ах, забыл!»? Нет торта — нет проблемы.

Автобус набирал скорость, а ребята, прилипшие к стеклам, молча смотрели на одинокую коробку, остающуюся в сумерках. И уже не казался им учитель таким уж «рубахой-парнем», популярным и достойным. Потому что на задней площадке ехала их одноклассница, и по ее бледным щекам тихо катились слезы, которых никто, кроме них, не видел.


Рецензии