48. Сызнова

Имейте в виду, что Иисус существовал.

МАБ

Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.
Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский.
Пилат отвечал: что я написал, то написал.

Ин. 19:19—22

В 67 г. н. э. Иосиф, попав в плен под Иотапатой, предсказал Веспасиану, что тот станет императором.
Эпизод с предсказанием Иосифа Флавия Веспасиану — это не просто «удачная догадка пленного», а по сути ритуал помазания на царство, только в римском, а не иудейском коде.

***

Исторически более вероятно: Иосиф Флавий действительно существовал и сам конструировал новый концепт «царя иудейского» в римском контексте, опираясь на своё имя Flavius и связь с династией.

В этом сценарии он — машиах, спаситель и прообраз Иисуса Христа. Распятие на кресте - он ощущает себя жертвой римлян, но и народ Израиля кричит: "Распни, распни!". Через образ Иисуса Христа, Иосиф приносит себя в символическую жертву, оправдывая своё малодушие в реальности.
В символическом пространстве он «переписывает» себя как жертву: народ отверг, римляне унизили, но именно это и есть мессианский сценарий.
Он не умирает на кресте, но ощущает себя «распятым» между двумя силами: Римом и Израилем.
Народ кричит «распни» — это его собственное чувство отверженности.
Рим «распинает» его как свободного иудея, превращая в клиента.
Через фигуру Иисуса он приносит себя в символическую жертву.
Его малодушие (сдача, переход на сторону врага) трансформируется в «жертвенность» и «спасение».

Иосиф жил именно в ту эпоху (37–100 гг.), когда формировались первые христианские общины.
Он был образованнейшим иудеем, владел греческим, латинским и арамейским, имел доступ к римской элите и к иудейской традиции.
Его тексты (Иудейская война, Древности) — это фактически «евангелие истории»: рассказ о разрушении Храма, о судьбе народа, о пророчествах и их исполнении.

Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его.

Ин. 2:19

Я, игемон, говорил, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм - истинной.

МАБ

И на балконе был у Понтия Пилата, и в саду, когда он с Каифой разговаривал, и на помосте, но только тайно, ИНКОГНИТО, так сказать, так что прошу вас -- никому ни слова и полный секрет!..

МАБ

***

Йосеф бен Матитьягу = «[Бог] прибавит (Йосеф), сын Дара Яхве (Матитьягу)».
В развернутом виде: «Добавленный сын Дарованного Яхве».
Получается формула: «добавленный к дару». не просто «сын дара», а «тот, кого Бог ещё добавил к уже данному дару».
Имя как семя мифологизации. К идее «Сына Божия» Иосифа могло подтолкнуть собственное имя.

***

В Галилее, ещё до осады Иотапаты, Иосиф столкнулся с враждой со стороны радикальных вождей (особенно Иоанна из Гисхалы и Симона).
Его обвиняли в том, что он слишком осторожен и склонен к переговорам с Римом.
В одном из таких конфликтов толпа действительно пыталась его убить: его окружили, избили и ранили (он сам пишет, что «едва спасся»).
В «Иудейской войне» (II, 21–22) он описывает, как его сторонники вырвали его из рук противников, и он остался жив, но получил повреждения.

И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлёк меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсёк ему ухо.

Мф. 26:51

Симон же Петр, имея меч, извлёк его, и ударил первосвященнического раба, и отсёк ему правое ухо. Имя рабу было Малх.

Ин. 18:10

Пещера и «задача Иосифа Флавия» + сбывшееся пророчество Веспасиану.
Иосиф конструирует свою биографию так, чтобы она выглядела как череда «знаков судьбы». Для читателя — это почти мифологический сценарий: избранный, спасённый, пророк, медиатор между народом и империей.

***

Исторические данные о ранней церкви в Иерусалиме

Свидетельства «за» существование общины:
Деяния апостолов (гл. 1–5): описание «120 учеников», молитв в горнице, избрания Матфия, Пятидесятницы и первых проповедей Петра. Это источник внутри традиции, но отражает представление о «центре» в Иерусалиме.
Павловы послания (50;е гг. I века): Павел упоминает «столпов» — Иакова, Петра и Иоанна (Гал. 2:9), и поездки в Иерусалим для согласования учения. Это независимое подтверждение существования иерусалимского руководства.
Иосиф Флавий (Иудейские древности XX, 200): упоминает казнь «Иакова, брата Иисуса, называемого Христом». Это косвенное свидетельство, что в Иерусалиме существовала группа последователей Иисуса.
Евсевий Кесарийский (IV в.): передаёт традицию о первых епископах Иерусалима, начиная с Иакова Праведного.

Аргументы «против» или сомнения:
Все ранние свидетельства о «церкви в Иерусалиме» исходят либо из христианской традиции, либо из позднейших авторов.
Археологических доказательств именно «христианской общины» в Иерусалиме I века нет (есть лишь катакомбы и символы II–III вв.).
Возможно, «иерусалимская церковь» — это ретроспективная конструкция, созданная для легитимации апостольской преемственности.
Деяния апостолов, Павел, Евсевий — это тексты внутри традиции, они не могут служить «внешним» доказательством.
Даже упоминание Иакова у Иосифа Флавия спорно: текст дошёл через христианскую традицию, и его подлинность обсуждается.

Поэтому если мы исключаем «заинтересованные» свидетельства, то остаёмся почти без прямых данных о ранней иерусалимской общине.

Римские свидетельства (Тацит, Светоний, Плиний)
Тацит (Annales XV, 44): пишет о «христианах» в Риме при Нероне (60-е гг.).
Светоний (Жизнь Клавдия, 25): упоминает «смуты из;за Хреста» среди иудеев в Риме (40-е гг.).
Плиний Младший (письмо Траяну, ок. 112 г.): описывает христиан в Вифинии.
Эти свидетельства — внешние и независимые, но они фиксируют движение уже в диаспоре, а не в Иерусалиме.

Светоний (40-е годы, Клавдий)
Его «смуты из;за Хреста» (impulsore Chresto) традиционно читают как свидетельство о христианах.
Но если принять теорию автора, это скорее внутрииудейские мессианские волнения в Риме, вызванные ожиданиями и спорами о «Хрестосе» (помазаннике). Происходят накануне восстания в Иудее.
То есть это ещё не «христианство», а мессианский шум в диаспоре.

Тацит (60-е годы, Нерон)
Он пишет о «христианах» как о группе, уже существующей в Риме.
Но если проект ещё не оформлен, то это может быть назад проецированное обозначение: Тацит использует термин, привычный ему в начале II века, для описания более ранних событий.
В реальности речь могла идти о тех же мессианских иудейских группах, которые позже будут названы «христианами».

Почему 73 год как точка отсчёта выглядит убедительно?
Разрушение Храма = конец центра культа, кризис идентичности.
После этого возникает необходимость в новой интерпретации мессианства: не политический царь, а страдающий спаситель.
Именно в этот момент и мог оформиться проект, который позже станет христианством.
До 70-х годов мы имеем лишь разрозненные мессианские движения (Иоанн Креститель, «лжепророки», зелоты, ессеи).

***

В русском переводе Царь = Цезарь, но в Евангелиях надпись на кресте дана в трёх языках: греческом, латинском, и на еврейском/арамейском.

Basileus = «царь» в греческой традиции, но это не Caesar, а скорее «монарх, правитель».

Гомеровский слой (VIII–VII вв. до н. э.)
Basileus = «царь», но не абсолютный монарх, а первый среди равных.
В Илиаде много «басилеев» — каждый вождь города или племени.
Параллель с христианской идеей:
Христос как «первый среди братьев» (Рим. 8:29).
Апостолы как «соработники», «соправители» — модель коллегиального царства.
Это также римская идея princeps («первый гражданин»), которая легла в основу императорской идеологии.
Таким образом, христианство в своей ранней форме действительно воспроизводит гомеровский тип басилея: лидер, но не тиран, «царь», но в общине равных.

Византийский слой
Basileus = официальный титул императора, перевод лат. imperator и Augustus.
Это уже абсолютный монарх, сакрализованный, «помазанник Божий».
Надпись «Царь Иудейский» в византийском сознании уже читается не как ирония, а как титул имперского ранга.

Rex в латинской надписи = «царь» в римском понимании. Но у римлян слово rex имело негативный оттенок (после изгнания царей в 509 до н. э. «rex» ассоциировался с тиранией).
Поэтому надпись «Rex Iudaeorum» в римском коде звучала как ирония и обвинение: «самозваный царь, претендующий на власть против Цезаря».
У римлян слово rex после изгнания царей (509 до н. э.) стало почти ругательным: «самовластный тиран».
Поэтому в Риме титул rex не использовался для императоров, они предпочитали imperator, princeps, Caesar, Augustus.

Точный еврейский текст не сохранился, но реконструируется как Йешуа ха-Ноцри, МЭЛЭХ hа-Йехудим.

***

Изгнание царей в Риме (509 до н. э.)
Событие: В 509 году до н. э. произошло свержение последнего римского царя — Луция Тарквиния Гордого (Tarquinius Superbus). Это событие традиционно считается концом царского периода и началом Римской республики.

Причины
Тирания Тарквиния Гордого: он правил без согласия сената, опираясь на личную гвардию.
Угнетение знати: царь ослабил сенат, устранял противников, концентрировал власть в руках семьи.
Случай с Лукрецией: сын царя, Секст Тарквиний, изнасиловал знатную матрону Лукрецию. Она покончила с собой, что вызвало возмущение знати и народа.

Ход событий
Восстание возглавил Луций Юний БРУТ.
Тарквиний Гордый был изгнан из Рима.
Царская власть была упразднена.

Итог
Учреждена Римская республика.
Власть перешла к двум ежегодно избираемым консулам.
Слово rex («царь») стало в Риме почти ругательным, и титул больше не использовался для правителей.

Марк Юний БРУТ(лат. Marcus Junius Brutus; зима 85 года до н. э., Рим — 23 октября 42 года до н. э., у Филипп, Македония) — римский политический деятель и военачальник из плебейского рода Юниев, известный в первую очередь как убийца Гая Юлия Цезаря.

В числе прочего я говорил, – рассказывал арестант, – что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.

МАБ

***

Quod scripsi, scripsi


Рецензии