Босоногая школа. Семейная хроника

               
  Трудно было после войны  с обувью, берегли её как могли. Старались в летнее время не ходить в обуви, до самых холодов не обували обувь и в школу ходили босые.

   Наступила осень. На заработанные трудодни маме выделили на болоте участок травы с отавой. Отава, это трава, выросшая после первого укоса. Подняла мама ранним утром нас с братом косить эту отаву на болоте. Вышли из дому, мама и я с братом, на улице было прохладно, дело к осени, но по песчаной дороге идти было не холодно, и мы думали, что и на болоте будет нормально. Идти на болото было километра за три или более, кто их тогда считал, так на глаз определяли.

   Место косьбы у нас было определено за Козаковым, так называлось одно урочище. Разный здесь кустарник рос, а особенно было много лесных орехов- лещины. Часто посещали мы это место, когда созревали орехи. Но сейчас не до орехов было.

  Когда пришли на место косьбы, то обнаружили, что по траве лежат льдинки, и они, как маленькие бриллиантики, сверкали в восходящем солнце, ночью на болоте был заморозок. А ноги босые, идти домой за обувью, это три километра туда и три назад, а косить, когда? Какое -то время стояли молча, раздумывая возвращаться домой. А сегодня, что просто прогулка на болото. А завтра снова на косьбу, порожний рейс получается. В деревне не всегда так, завтра будет новая работа, сельское хозяйство требует ежедневной заботы.

  И тут мама говорит, выворачивайте у пиджачков рукава, вставляйте туда ноги и косите, пиджачки рабочие, не праздничные. Сказано сделано. Начали мы с братом косить эту отаву. Косим. А за ногами у нас движутся вывернутые пиджачки. Со стороны было смотреть интересно. Хлопцы косят, а за ногами что-то чёрное мотается. Бросили мужики косьбу и пришли посмотреть, что это такое. Билетов за просмотр мы с братом и матерью не брали у них. Некогда. Косить надо было. Но всё болото от смеха нашей выдумки долго ржало.

   А вскоре поднялось солнце, потеплело, да и ноги привыкли к этому холоду. Скосили отаву, и подались домой с хохотом, обсуждая нашу выдумку. Школа нас ожидала. А после школы ожидало нас новое приключение. Велосипедов у нас ещё не было, дорогая была покупка, да ещё и два сразу на семью. Правда, велосипед в семье был, но его использовал отец, ездил на работу через деревню Горск в районный центр-город Берёзу. В деревне Горск оставлял велосипед у родственников и на попутных автомашинах добирался на работу. Семилетняя школа была в другой деревне, километров за четыре от нашего дома.

  Часто ходили в школу босые. Разрешали учителя в школе быть в такой форме обуви- босые ноги. Редко кто из учеников был в обуви. А мы и не комплексовали по этому поводу. Правда ноги надо было мыть каждый день перед школой или вечером, перед тем как ложиться спать, родители строго следили за этим ритуалом. А они, как правило, были покрыты цыпками, которые мама смазывала сметаной. После этой операции ноги щипало так, что слёзы текли, а поэтому мы старались скрыть наличие цыпок. 

  Холода в этот год начались в начале октября. Выходя утром из дома в школу, мы обували сапоги или ботинки, на улице мороза не было, но холодно. А после уроков, при возвращении со школы, уже тепло, светило солнце, ветра не было. Как приятно было идти босыми ногами по тёплому и мягкому песку дороги, асфальт только и видели, разве, что в кино. Вообще было не только приятно, но больше привычно. Ведь целое лето ноги не знали обуви, разве только тогда, когда шли ранним утром в лес по грибы или пасли коров в лесу. А в этом случае, когда идёшь босым со школы, ещё и обувь сберегаешь. Повесишь ботинки на шею, связав их шнурками и руки свободные, а там впереди нас ожидала встреча с колхозным садом.

  Как известно, чужой сад был всегда притягательным местом для ребят, в том числе и для нас. Геройством было прорваться в колхозный сад, он был расположен рядом с дорогой, по которой нам надо будет проходить. В это время яблок уже не было, но кое- где на ветках встретить их можно было, висели, созревшие сочные, так и просились в руки. А как их достать? Сбить только палкой или камнем. А здесь садовник, родственник нам был, дед Иван, берёг колхозный сад, но это придавало поступку только особую остроту.

  Однажды идём мы с братом со школы домой, мы с ним учились в одном классе деревни Борки, где была семилетняя школа. В своё время в школа продлили с ним контракт в пятом классе на два года, и я догнал его в учебе. При выходе из школы сняли свою обувь, брат сапоги, а я ботинки. В этот раз мы шли с ним вдвоём, ведём неспешную беседу. И тут с деревни, где была школа, выезжает грузовая бортовая автомашина- полуторка. Просигналив, медленно проезжает мимо нас этот грузовик.  Куда он направлялся, неизвестно нам было. Конечно, такую мелюзгу как мы, водитель не подвезёт, да и мы и попытки остановить его не делали.

   Решил мой брат использовать этот попутный транспорт и подъехать в сторону дома. Закидывает брат сначала сапоги в кузов. В это время грузовик начал набирать скорость, то ли дорога стала лучше, то ли водитель заметил или решил, что мы обязательно сделаем зацеп на кузов и подъедем - газанул. Я попытку закидывать ботинки не делал, они висели на шее, а сапоги у брата были в руках. Припустил брат за машиной, показал, как сельский парень может бегать на длинные дистанции. Догнал машину. Вцепился руками за кузов, толчок ногой, и он в кузове и подъехал с полкилометра.

   Машина в таком месте, которое имело название Смуга, и дорога здесь сворачивала по направлению не к нашей деревне, а на Гостынец, дорога через лес Малинник (местное), сбросила скорость. В этом месте, Смуга, не только машина сбавляла ход, там и лошади еле проходили. Разбитые и грязные, заполненные грязью колдобины, и так целое лето до заморозка, канавы с зелёной водой, по краям заросшие лозой и ольхой. На землю сначала полетели сапоги, а затем и спрыгнул брат. Обождал меня, особых слов не было, но у каждого в голове была мысль, что бы было дома, если брат не догнал-бы машину?

  После этого события не один раз обгоняли нас машины, когда мы шли домой со школы, но попыток подъехать никто из нас больше не делал. Поумнели, а иначе и без обуви могли оказаться. Стал работать брат, купил мотоцикл. А когда работал, и при проезде в этом месте, где закончилась его поездка на автомашине, если сидел с ним на мотоцикле, он улыбался и говорил:- Помнишь!


Рецензии