Чешка Ленка ищет русского деда

Это тот удивительный случай, когда в ставшую мне известной историю и добавлять ничего не надо: ни комментариев, ни домыслов, ни своих эмоций.
Потому-то она и необычна, эта история, что нынешняя русофобия зиждется на проклятиях недобитых европейских фашистов и байках о двух миллионах “изнасилованных” немок вслед ушедшим из Германии воинам-освободителям в 1945 и в 1992. Неудобная правда была и есть табу в памяти западных европейцев и на долгие годы оставалась семейным секретом.
А семейные секреты, как вы уже знаете, мне страсть как нравятся.

Ленка мне знакома не первый год. Весёлая, общительная чешка, медсестра одного курорта в Западной Чехии, стала предъявлять русскоязычным пациентам старые фотографии из 1945 года с надеждой, что кто-нибудь из чистой случайности признает  близких в групповых фотографиях русских солдат.
Для самой Ленки сведения, что она на самом деле является внучкой русского солдата, явились, как говорят: обухом по голове. Их сообщила ей мама лет пять назад, незадолго до смерти. Для подтверждения приложила тщательно сохраняемые бабушкой фотографии с посланиями на обороте бравого солдата Миши от июля 1945 года.
Эта новость сказалась на жизненной позиции Лены, начиная от розысков ею сведений о неведомой родне до увлечения историей. Пережив шок откровения, она решилась на поиски. Даже смогла договориться с русскими гостями курорта о помощи в организации участия в московской передаче “Жди меня”, которую ждёт с нетерпением.
Ей известно, что их родной городок Нова Быстрица освобождал от немцев Второй украинский фронт маршала Родиона Малиновского в ходе последней крупной операции Великой отечественной- Пражской. В этом крохотном городке на самой границе с Австрией, как и в районном центре с труднопроизносимым названием Йиндржихув-Градец, более месяца при полном согласии и взаимопонимании располагались части Красной Армии, Чешского корпуса и Американской Экспедиционной армии.
После 10 июня американцы были выведены на демаркационную линию в ФРГ, а бойцы расформированного Второго украинского фронта находились на юге Чехословакии как минимум до конца июля.

Дед Миша
- Вот этот симпатичный и есть мой настоящий дед- с гордостью представляет мне Ленка затёртую карточку с надписью на обороте “Помни и не забывай”. Подпись, к сожалению, неразборчива. “Дед” Миша - ещё молодой и бравый солдат сидит в компании своих боевых товарищей. На втором фото эта же молодёжь позирует в кругу домочадцев семьи прадеда Ленки.
Молодые люди не скрывали своих чувств и их понять можно: только что завершилась страшная война и будущее представлялось таким безоблачным.
- Знаю я о деталях их отношений очень мало. Только то, что передала мама,- рассказывает Ленка.
- Бабушке на момент встречи было двадцать. Жизнь до этого была однообразна: работа, домашние хлопоты, отсутствие перспектив. Всех молодых мужчин и парней её возраста угнали для работы в большие города Чехии и Германии.

Жди меня и я вернусь.
-Так обещал ей Миша, молодой солдатик, укравший её, Юзефы, сердечко, продолжает свой рассказ Ленка.
- Он сбегал к своей ненаглядной Фанче, как он её называл, со службы при всякой случившейся возможности, хоть это и грозило ему большими неприятностями.
Благо война с её грязью и дыханием смерти всё больше отдалялась и становилась пусть и недалёкой, но историей. И весь личный состав части, его камрады и отцы командиры находились под давлением охватившей их тишины и расслабления.
Может по этой причине “закрывало глаза” начальство на нарушения дисциплины Мишей. Вспыхнувшая любовь молодых людей доказывала, что зло повержено, жизнь торжествует свою победу.

Сынуля
Ленка с жаром делится со мной непростыми отношениями со своим сыном.
- Он собрался голосовать за этих политиканов, что довели за четыре года страну до ручки! Простые люди обнищали, цены на всё: продукты, тарифы запредельные. “Беженцы”, а их больше 350 тысяч на 10 миллионов населения Чехии, вычерпали наши социальные фонды, успевая скупать недвижимость и бизнес.
- АлЭ, говорю я сыну. Посмотри в зеркало: ты больше похож на своего русского прадеда, чем я. Ты копия, вылитый Миша. Посмотри- у тебя голубые глаза и русые волосы, как у него, овал лица и тонкие руки. АнО, - как можешь ты называть популистами людей, ратующими за прекращение разрушительной для нашей страны экономической и политической политики?
ОлЭ,-отвечает мой сын-по мне важнее оставаться верными европейской ориентации.
Где мой ребёнок набрался этих убеждений? Виной всему бытовая русофобия.

Ленка, обычно громкая, честная и смелая переходит на шёпот:
- лучше не говорить о политике: слишком контрастные, противоположные взгляды имеют наши граждане. Воспоминания о 68 годе и короткая память о жестокости фашистов являются следствием пропаганды об агрессивности русских. Народа, отдавшего победе над Гитлером 27 миллионов жизней. И за нас, чехов, тоже.

Вокзал в Йиндржихув-Градеце.
Конец июля сорок пятого. Воинский эшелон уходит на восток, обрывая их краткий роман длиной в пару месяцев. Оставляя память тепла рук, нежности глаз, смешной тарабарщины славянской речи признаний и объяснений, понятных им без слов.
-Помни меня, Фанча. Я только до дома и назад.
Девушка льёт слёзы на гимнастёрку солдата, заглядывает в его глаза:
-Ты вернёшься? Я буду ждать…
Для них, молодых, ещё нет границ, сковавших на долгие годы Европу. Они ещё в неведении народившейся жизни, плода их любви. Есть только два сердца, бьющиеся в унисон и невидимая сила воинской дисциплины, довлеющая над ними и  разделяющая их судьбы. 

-Где ты мой русский дед? Где вы мои единокровные братья и сёстры?


P.S.
Здравствуйте Левс, Вы красиво написали. Прочитала статью. Спасибо.
Слзы ишлы из мойих Глазов. Ленка


- это для меня лучшая рецензия.


Рецензии