Педагогический опыт

   «Опыт» слово многозначное: это вам и знания, навыки, приемы, получаемые в течение жизни, и эксперимент для проверки чего-либо. Что-то мы получаем автоматически, что-то придумываем сами, а что-то мы делаем по независящим от нас причинам.

   Вот так и у меня получилось. Приехал на зимние каникулы домой, а мама на больничном. Уже неделю, а впереди еще пара недель. Она работала учителем математики в школе, где учился и я сам. Учился я у другого учителя, к сожалению он слишком рано ушел из жизни, подвело сердце.

   И вот, обратилась ко мне мама с неожиданной просьбой:
   
   - Коля, выручай. У меня шестой класс болтается без учителя. На остальные классы коллеги меня подменили, а на этих не нашлось никого. Уже неделю прогуливают математику, а у них сейчас новая тема - натуральные степени. Отстанут сильно, а мне придется с ними потом мучаться, наверстывать. Всего четыре урока в неделю, а днем и вечером свободен.
   - Так я же студент, кто мне доверит детей?
   - Ну, это я с директором решу. Анатолий Прохорович тебя помнит, думаю, возражать не будет. А мы тебя с бабушкой самым вкусненьким кормить будем. И Надю свою приглашай.

   Долго сказка сказывается, а с понедельника я уже отправился в школу. Не мог я маме отказать. Школа уже не та, где я учился. Старую превратили в Дом пионеров, а взамен построили большую современную в форме каре. Теперь так все школы строят.

   Вот только построили ее на окраине, далеко от прежнего места. Это сейчас там все застроено, а тогда рядом со школой был пустырь на километры. Соответственно и контингент поменялся: и ученики, и учителя. Ученики все больше из рабочих семей, а учителя - кто в другие школы перевелся, кто на пенсии, кто умер, как мой любимый учитель.

   Костюм у меня был и даже модный галстук, в те годы это было нормой, так что мой внешний вид был вполне. Представился директору, тепло обнялись, потом вместе прошли в учительскую, где он меня представил педагогам. Знакомых учителей увидел немного - больше новых лиц. Показали мне, где стоит на полке мой классный журнал, пожелали удачи и я отправился в свой  6Б класс на мой первый урок.

   В класс зашел через минуту после звонка. Специально отмерил время. Ребят уже предупредили, что будет новый учитель, поэтому при моем появлении все встали, пристально меня изучая. Соответственно и я изучал свой класс. Больше 30-ти человек, в целом опрятные и совсем не страшные. Это уже хорошо. Представился, объяснил, что буду временно замещать их учителя на время ее болезни.

   - В ваших интересах не терять время и заниматься по-максимуму. Кто будет не успевать, будет получать двойки без сожаления, кто отличится - получит пятерки от сердца. У меня время ограничено. А сейчас начнем.

   Спросил, кто староста, кто дежурый, кто отсутствует. Обычная процедура, знакомая по школьному прошлому. Объявил тему урока и начал писать на доске мелом. Услышал за спиной девчачье «Ой!» и резко развернулся. Увидел ежащуюся девочку на предпоследней парте, а за ней лыбящегося пацана. Я понял, что он тыкал ее в спину ручкой. Пацан сидел один, явно никто не хотел сидеть с ним рядом. Я подошел к нему и скомандовал:

   - Встать! Смирно! Собрать портфель и на выход! Завтра жду твоего отца в пол восьмого утра. Не маму, а папу!
   - Он работает!
   - Ничего, за свой счет возьмет день, а тебе плюшек меньше достанется, а то разжиреешь.

   Пацан попытался «быковать», но я это пресек на корню. Взял его за шиворот и поволок к выходу. Вынес в коридор и дал ему «волшебный пендель». Пролетел он с визгом метров пять, поднялся и убежал по коридору. Как раз в это время открылась дверь соседнего класса и оттуда выглянула Таисия Николаевна, старая подруга моей мамы. Всю картину она видела в подробности.

   - Коля, конечно это не педагогично, но я тебя понимаю. Иногда и сама жалею, что у меня нет такой силы. На всякий случай, знай, я ничего не видела!

   В классе меня ждала полная тишина и только та девочка сказала:

   - Спасибо, Николай Степанович!

   Было приятно, но надо было продолжать. Я извинился за прерванный урок и продолжил. Я не стал заниматься частными примерами, как это предполагалось в учебнике, а просто написал на доске общую формулу перемножения степеней с одинаковыми основаниями в буквах, и начал объяснять, что замена цифр и чисел на буквы это удобно, легче запоминать. Важен принцип. Потратил минут 10, потом спросил:

   - Честно скажите, у кого есть вопросы? За вопросы оценки не ставлю.

   Вопросов не было. Вызвал к доске двоих учеников, дал им задачки из учебника. Оба справились. Потом еще двоих. Результат тот же. Всем поставил пятерки. Когда спросил, кто еще хочет ответить у доски, руки подняли полкласса. До конца урока поставил еще десяток пятерок. Написал на доске домашнее задание и тут прозвенел звонок.

   - Все свободны! Жду вас завтра.

   Ребята уходили из класса тихо перешептываясь между собой. Похоже мой первый урок стал для них полной неожиданностью. И наказание хулигана и невероятное количество пятерок за урок. Я отнес классный журнал в учительскую, где получил порцию аплодисментов от учителей в связи с премьерой. Поблагодарил и отправился домой.

   Дома меня ждали мои любимые пирожки, еще горячие, с яблоками и с рисом и яйцом. Бабушка с мамой постарались. Они у меня мастерицы по пирогам были. День и вечер у меня были свободны для личной жизни.

   Почему-то подумалось: «А какое прозвище они мне придумали?» Мой учитель математики Леопольд Яковлевич Гаас (русский немец) появился в нашей школе, когда мой брат учился в 10-м классе, и стал их классным руководителем. Ребята после первого урока заспорили, как его могли звать в детстве? Вариантов было несколько, но тут мой брат сказал «А может, Лёпа?» Другие варианты отпали сразу. 

   Когда брат дома за обедом рассказал маме и мне о новом прозвище учителя, мама была возмущена:

   - Поль его звали в детстве! Как вам не стыдно!

   Но было поздно. Прозвище Лёпа прилипло навсегда. Оно подошло ему, за его высокий рост, полноту и некоторую неловкость в движениях. Зато мощный ум и знания, плюс добродушие и чувство юмора, которые выявились уже на первом году преподавания, наградили его всеобщим уважением и любовью. Шутки его расходились на цитаты. А на следующий год Лёпа стал классным руководителем в моем 8-ом классе и учил меня до окончания школы.

   С приходом Лёпы наша школа №87 прочно заняла первое место в городе. Если раньше мы занимали первые места в городе на олимпиадах по физике и английскому языку, то теперь и на олимпиадах по математике мы стали занимать первые места и в городе и в области. Даже в республиканских турах олимпиад призовые места занимали. Думаю, благодаря Лёпе я и на Физтех  поступил. Наши основные конкуренты из школы №9, где преподавал Борис Соломонович Гельруд, потеряли все шансы соревноваться с нами.

   Ну, да ладно. На следующее утро меня у дверей класса ждал одинокий хулиган Вадик.

   - Ну, и где твой папа?
   - Николай Степанович, простите меня, я больше так не буду! А то папа изобьет меня.
   - Ладно... к уроку я тебя допущу, но ты должен будешь перед всем классом извиниться перед девочками, над которыми издевался, и подарить им по шоколадке. Может, это поможет в твоей будущей жизни, когда повзрослеешь.
   - Николай Степанович, я все сделаю!!!
   - Только учти, второго шанса у тебя не будет.

   Второй урок начался, как я и запланировал, сначала ребята встали, приветствуя меня, потом я объявил, что у Вадика важное сообщение. Вадик извинился перед девочками, а я начал урок. Объяснил, что такое степени с отрицательными показателями, как перемножать степени с положительными и отрицательными показателями, объяснил, откуда взялось, что любое число в нулевой степени всегда равно единице. И все это в буквенной форме.

   Это было посложнее первого урока, но, тем не менее, ребята в основном все поняли. Задали мне пару вопросов. Повторил объяснение подробнее, потом поднял Вадика:

   - Ну, а тебе все понятно? Тогда иди к доске.

   Вызвал еще одного ученика с «камчатки». Обоим задал сходные задания и ребята начали писать на доске мелом. Первым на удивление управился Вадик. Решил все правильно. Второй «камчатник» завис, но потом сообразил и тоже решил. Оба получили четверки. У обоих это были первые четверки в журнале. Дальше начал вызывать тех, кого не опросил на предыдущем уроке. Результат - пятерки и четверки, даже по всей строгости трояк поставить было некому. Собрал у учеников тетради на проверку, дал домашнее задание и пообещал вернуть тетради через урок на переменке.

   В учительской мне показали стол, за которым сидит моя мама, и предложили сесть за него. Проверка домашних заданий заняла минут сорок. В целом с домашним заданием все справились, небольшие замечания были у нескольких ребят, я переписал их фамилии на листочек, чтобы опросить их у доски в первую очередь. На переменке вернул тетради своим ученикам и отправился домой с чувством выполненного долга.

   На следующий день у меня урока по расписанию не было, можно было расслабиться, чем я успешно и занялся. Честно говоря, после двух уроков я уже вошел во вкус, появилось много идей и следующий урок я ждал с нетерпением. Конечно же, моя мама распрашивала меня, как проходят уроки, но я отвечал уклончиво:

   - Все в порядке. Хуже точно не будет. В конце концов, ты сама меня попросила о помощи, так что не переживай.

   Но мама не успокоилась. Я провел еще четыре урока и тут мама объявила мне, что ее выписали на работу, так что я могу отдыхать дальше без забот. Было немного обидно, ведь я даже не попрощался с ребятами. Ну, на нет и суда нет.

   После первого рабочего дня мама пришла домой не в себе, я даже испугался. Мама присела и сказала:

   - Ну что ты наделал? Ты хоть понимаешь, что ты за шесть уроков ребятам месячную программу преподал?!
   - Ну, так они же все поняли!
   - Так им же надо это все переварить, впитать на всю жизнь!
   - Зато теперь у них мозги включились, думать начали самостоятельно.
   - Ладно, не будем спорить. А вообще, ребята спрашивали про тебя, просили передать спасибо. Похоже, ты им понравился.
   - Ну, а какое прозвище они мне дали?
   - Мальчишки называют Степаныч, а девочки - Ник.

   Ну, что же, не самый плохой педагогический опыт.


Рецензии