Экономика Запада это для всех остальных?
Однако мы не о прошлом. Нас больше интересуют обстоятельства сегодняшнего дня и того, как он идет, если мы не думая, действуем по шаблонам той самой Западной экономики. Пример из жизни сегодня. Что происходит, когда мы давим на кредитополучателей растущей ставкой ЦБ? Закроем учебники и просто будем пользоваться экономической логикой.
Производственная сфера берет кредит для покупки составляющих производства: сырья, материалов, услуг, включая трудовые, аренды или имущества из раздела "средства производства". Рост стоимости кредита приводит к тому, что мы поднимаем цену конечной продукции. Для того, чтобы компенсировать рост стоимости заемных денег, надо сократить издержки действующего производства настолько, насколько это позволяет структура и качество производства в его внутреннем содержании. Если нет, мы переходим на новый вид продукции, более конкурентный, если он предусмотрен.
А предусмотреть его надо. Экономика Россия испытывает давление, в результате которой возникает устойчивая инфляция. Внеэкономическими методами рвутся устойчивые экономические связи. Все это сопровождается дефицитом исходных ресурсов производства и необходимостью поиска новых поставщиков и рынков сбыта. Плюс еще и упомянутые внерыночные факторы, которые используют против нашей экономики западные правительства. Вместе с этим, известно, что в этом есть как сложности, так и новые возможности. И в России этим, как видим, воспользовались. Если помочь производству тем или иным способом, оно должно справиться с проблемами санкционного давления, что и наблюдается. За 8 месяцев этого года [2024г.] 20% роста в машиностроении. Это ли не супер! Правда, стоило бы выделить долю специальной продукции.
Однако, что происходит в другой сфере, сфере торговли и потребления населения это вопрос. Здесь, торговля, построенная еще вчера во многом на импорте, не только должна была найти других поставщиков с привычным для потребителей товаром, но еще и иметь повышенный резерв оборотных средств на случай срыва намеченных поставок, неадекватного поведения перекупщиков-спекулянтов с откровенным настроем подзаработать на ситуации. И это еще не все.
Есть много еще чего, что заставляет наших торговых акторов без конца поднимать цены на прилавке. Например, в один день не сформируешь потребительские предпочтения, что означает несовпадение ожидания и представляемого ассортимента товаров. Но вернемся к цене денег.
И так, чем выше в этих условиях стоимость кредита, тем сложнее решать возникшие задачи на только встающем собственном рынке производства товаров потребления. Однако, есть такие сферы и группы товаров, которые получив свободу от коррумпированного рынка варягов, буквально расцвели. Мало того, стало понятно, что есть сферы буквально мощные мультипликаторы.
Однако и там, где полная задница, и там где виден свет, у регулятора подход один: растущая цена денег. А деньги в торговле это в первую очередь "оборотка", без которой торговля просто чахнет. Когда же речь идет об уровне жизни большинства населения, то здесь начинается, то, что называется «не все так просто».
Вчера было на прилавке типа «выбирай не хочу», а сегодня нет. Ассортимент падает, а все становится дороже. Настроения начинают меняться. Вульгарный рост цен, самое простое, с чего начинают продавцы. И открывается известный всем порочный круг. Он, как известно, способен эти самые настроения продуцировать. От инфляции в торговле рост ставки не спасает, а только провоцирует его. И цены будут расти еще большими темпами. И так до тех пор, пока терпение потребителя остается.
Что делать? А то и делать, что заняться потребительским рынком и дать зеленый свет тем отраслям, что могут стать мультипликатором и дать быстрый рост, если он может быть назван быстрым.
Вместо того, чтобы находиться в стороне, этот сектор должен из стихийного перерасти в, как минимум, во взаимодействующий - государства с предпринимательской средой. Направление взаимодействия это инициативы в расширение производства товаров необходимых для внутреннего рынка: одежда, мебель, средства гигиены, парфюмерия, продукты питания и т.п., без спекулятивной наценки. При чем, должны быть укреплены и настроены инструменты контроля качества с одновременной защитой производителей товаров и услуг от паразитов и вымогателей, которые тоже "сидят" в цене.
Параллельно и синхронно должен измениться и подход от «безудержно потребительского» с громадным количеством отходов, которые давно превратились в проблему, к «сберегательному» в отношении ресурсов и сроков службы изделий. Здесь так же следует порешать задачу конкурирующих «сбережения» и «стимулов к развитию». Это очень удобный случай не наступать на грабли, а пересмотреть суть экономических отношений, которые нам выдавали, а мы считали рыночными.
Понятно, что другой случай представится только в очередном кризисе. А вот будем ли мы так же сильны реформаторски как сейчас? Точно нет! Ибо наши противники тоже учатся и, думаю, не менее активно, чем мы. Давая им второй шанс, мы лишаем себя будущего. Или сейчас и успешно, или потом с неясным результатом. Сегодня, может быть, наступило то время, которое называется: «Здесь и сейчас или никогда!»
Конечно, все не напишешь, даже в этом объеме. Многое необходимо организовать и поставить на поток для решения задач в их системной связи. Однако, как и всегда было: есть задача, надо дать стартовые ресурсы и найти тех, кто возьмется под высокую личную ответственность, за формирование победной линии в жизни наших граждан в потребительской сфере, отбросив в ней «потребительство» как то, что нам мешает. Звучит парадоксально, но не более того. Слова и смыслы они такие. И как это не пафосно звучит, сейчас необходимо оставить возможность не только кормить, но и одевать свой народ, да так, чтобы стать и здесь Победителями.
Ресурсы и институты за государством, а вот кадры для организации победы в этой отрасли, как и в других, ждут своих лидеров, готовых повести за собой всех тех, кто готов свои знания и умения приложить к этому делу. Здесь так же есть вопросы о том, кто это может быть. Но то, что такие личности есть, это точно. Лично видел, слушал, смотрел им в лицо.
Пора, начиная именно сейчас, выйти из колеи подбора кадров для государственного управления по старой модели. Впереди здесь, и сейчас должен быть решен вопрос умения достигать цели и результата, а не только держаться вертикали и «своих». Если дать тем, кто это может, возможность и при этом не мешать, да если еще и поддержать (защитить), далеко заглядывать не надо. Уже сегодня результат демонстрирует вся Россия! Время «жадных» прошло. Наступило время «умеющих» и «любящих»!
03.11.2024г. - 20.11.2024г.
P.S.
Перечитывая написанное, обратил внимание на деталь, которая для меня явно вытекает из контекста материала, а именно о системном и нелинейном подходе к экономическим проблемам. Однако, то, на что, наверное, обратят внимание заинтересованные читатели, могут пропустить те, кто ищет только что-то свое. Поэтому рискну, именно для этой категории читателей, обратить внимание на следующее: реальная экономика это не игрушка с кнопочками - нажал на нужную и вся игрушка заплясала как надо. Мы же не станем, например, в растениеводстве выращивать кукурузу там и так, как выращиваем тепличные огурцы, хотя и там и там есть общее, а именно земля (грунт), агроприемы, удобрения, пестициды, вода и т.д.
Везде есть своя специфика, так же как она есть в отраслях экономики. По этим соображениям, экономический регулятор не может не понимать, что не все общие методы благоприятно скажутся во всех отраслях экономики. Скорее всего, будет результат «хвост вытащили, нос увяз». Отсюда, следует, что экономика требует такого же тщательного понимания влияния ее общих инструментов на отрасли, как и в любой другой информационно-избыточной системе управления деятельностью человека. И здесь еще «не паханое» поле реальной экономической науки, а не того, что нам за нее выдают как панацею от всего и во всех случаях. Экономика, как вся жизнь в наше время становится нелинейной и еще больше усложняется по мере развития.
21.11.2024г.
[1] Индекс «голого короля» это соотношение правды и лжи в голове мальчика, готового следовать за своим пониманием того, что он видит и понимает и о чем готов сказать вслух. Чтобы озвучить индекс «голого короля» нужен мальчик и его понимание ситуации. Если он готов огласить увиденное, то это и будет индекс «голого короля», сокращенно ИГК. Исчисляется в процентах от 0 до 100. 100 % это известное «А король-то голый!». Значит, долго лгавшие нам мошенники разоблачены.
Послесловие к ИнтерШарм2024
Прошел год и ИнтермШарм 2025 вновь демонстрирует нам свою удаль! К сожалению, не могу судить об этом лично, т.к. по веским причинам на смогу сравнить сам. Но одно понятно, что организация такой демонстрации возможностей нашей экономики, а до этого поиск и выведение в свет нового, должно становиться обыденным и обязательным, т.к. это один из способов всю экономику сделать постоянно растущей. Достаточно дать возможность развиваться отраслям в их темпах, лидируя каждому из них в качестве локомотива экономики в целом на пике своего подъема. Конечно, это может быть не одна, а несколько отраслей, важно, чтобы это были отрасли мультипликаторы. Таким же образом, мы можем выделять и направления инвестиций. Важно при этом, отдавать приоритет тому, что может сегодня вести за собой всю экономическую систему страны.
Об этом и не только более подробно в специальной статье и после прочтения доклада Нобелевского комитета с обоснованием решения по премии Шведского банка за вклад в развитие мировой экономики. Да и общий посыл о развитии, сделанный тогда, после посещения выставки, оказался не просто актуальным, а вновь заставил задуматься об эффекте Б.Бернанке (Нобель по экономике совместно с Ф.Дибвигом и Д.Даймондом, 2022г. «за исследование банков и финансовых кризисов») и роли нового в устойчивом росте, в связи с присуждением Нобеля этого года за исследования по устойчивому росту экономики.
Придется прочитать с пристрастием этот доклад, чтобы решить, стоит ли относится к этому серьезно или лишний раз убедиться, что на Западе в общественных науках за открытия выдают частенько то, что у нас называется здравым смыслом.
Давно известно, что новое всегда рождается в старом и оно рано или поздно пробивает себе дорогу в будущее. Этот вопрос обсуждался на кафедре, в аспирантуре (80-е годы прошлого столетия), с коллегами, слушали наших корифеев и то, что они говорили, как сегодня становится известно, получает премию Нобеля. Радуюсь, что у меня были такие учителя. Кланяюсь им! Огромное спасибо за науку - Советскую и Российскую.
19.10.2025г
Свидетельство о публикации №225101901387