ПИИЖ Отзыв

Я учился в классе седьмом, или в восьмом. Нам, как и всегда, задали на лето программу литературы, - примерно с десяток произведений, которые я должен был прочесть и составить по одному из них отзыв.

Список был длинным и, если учесть что обнаружен он был мною примерно дней за десять до начала очередного учебного испытания (года) - удручающим.

Я без интереса читал названия проклятых книжонок, и со злостью их авторов.

Оканчивался злосчастный список такой удивительной неожиданностью, что я буквально возликовал и чуть не разодрал, от счастья, эту бумажонку на мелкие кусочки. Все же вовремя овладев собой я как следует разгладил этот документ, и припрятал его в портфель, чтобы предъявить учительнице в случае необоснованных репрессий, которые, я был уверен прекрасно зная о нравах и служебном рвении моей, впоследствии горячо любимой и уважаемой, учительницы по русскому языку и литературе, а также классным руководителем, неминуемо свалятся на меня не без физических истязаний, после штуки которую меня осенило вытворить. 

Я рос в посёлке, и всё что меня интересовало летом - это конечно купание, катание на мопеде - который впервые в этот сезон я сумел получить, -  игры, рыбалки и приключения с друзьями, и всякого рода безделия.

Время было такое, понимаете, что в то время существовало для молодёжи? Девяностые! Существовали видеосалоны, пивные ларьки, дискотеки и драки.

Библиотеки тоже существовали, но они не пользовались спросом, по крайней мере у нас. Пролетело лето, надвигалось первое сентября. Я бы возможно и не вспомнил об этом задании, если бы мне не напомнил о нём одноклассник.

Документ строго наказывал своей «шапкой» прочесть, и составить отзыв по одному из произведений.

Далее следовал длинный список литературы с упоминанием Великих авторов их сотворивших, а заканчивался сей документ поистине волшебной фразой: «Любое произведение». Вот эта фраза и вселила в мою голову восторг. Я ещё раз прочёл эту грамоту, и сделал вывод: прочесть и составить отзыв написано в шапке, а значит этот приказ относится ко всему ниже изложенному. Соответственно я могу прочесть хоть «Винни пуха», «Чебурашку», да хоть  «Села муха на варенье», и составить отзыв по выбранному мной, так сказать, безобразию. Это весьма упрощало задачу, можно сказать сводило её на нет. Конечно я понимал что учительница скажет: Кудрявцев! Ты что? Спятил? Понятно же что отзыв на произведения по списку, а последняя фраза это всего лишь рекомендация как дополнение к обязательному списку, который должен быть прочитан во что бы то ни стало! Конечно я всё это предвидел. Конечно мне было страшно, но от своей идеи я не отступил. Вмиг забыв о длинном списке я принялся искать подходящую литературу.

У нас дома всегда была хорошая библиотека, но мне, почти что деревенскому мальчугану было конечно не до них. Я открыл стеклянную дверцу и принялся рассматривать корешки, в надежде выбрать какую-нибудь книжонку потоньше. Полки пестрили громкими именами указанными в задании и пугали толщиной корешков. Я долго вглядывался в них, да зрелище было весьма и весьма удручающим. И тут на глаза мне попалась цветастая обложка. Книга лежала «лицом» вверх на нижней полке. Еще в мае, один мой дружок презентовал мне её расписав в самых ярких чувствах как что-то необычайно интересное. Я взял книжку и устроился на диване.

На обложке красовался омерзительный тип с квадратной головой в больших круглых очках и с пулеметом в руках.

Книжонка эта называлась «Напалм» - о войне во Вьетнаме. О войне во Вьетнаме я тогда не знал совершенно ничего кроме того, что я успел узнать из этой книги, а точнее из первых нескольких её страниц.

Это сейчас я понимаю что все эти «герои» которых нам вталкивали в видеосалонах, и на видеокассетах - мусор. Они и тогда-то не казались мне героями, просто это было везде и всюду, от этого было сложно скрыться, как и сейчас от тех помоев  что рвутся из всех «чайников», но я все же предпочитал и предпочитаю всему мировому «кинематографу» советское кино, хотя что и скрывать, и тогда некоторые из этих заморских «порнофильмов» я смотрел с интересом. Как говорится какие времена такие и герои.

Этот «Напалм» с первых страниц повествовал о бравом заморском чудовище с пулеметным патронтажем наперевес, выкашивающим джунгли со всеми их обитателями, сжигающих этим самым напалмом кусты, деревья, в которых и за которыми прятались непокорные вьетнамцы.

Ранним восточным утром боевик завтракал из металлической банки бобами запивая их кофем, испытывая, глядя на свои армейские сапоги и огнемет, чувство наивысшего превосходства над всем живым на этой планете, после чего вооружаясь «до зубов» уничтожал вокруг себя все живое.

Головорез бросает опорожненную им банку через плечо, встает и отправляется на разбой.

Горят джунгли, горят птицы, горят звери, горят люди. Террортсты выжигают джунгли и херой книжки идёт по выжженному напалмом, и выкошенному пулеметными очередями участку, и своими сапогами наступает на головы маленьких обугленных вьетнамцев и их черепа, похожие на жареные орехи, лопаются с хрустом как печёные бутылки. После они возвращаются на «базу», отпуская непристойные заморские шуточки, и приступают к обеду и опохмелу…

На этом мое чтение закончилось. Все что я узнал - переписал в тетрадку и первого сентября положил на стол учителя в стопку «таких же» отзывов.

Я ожидал полного забвения моего произведения. Надеялся, сгорая весь оставшийся день от стыда, что моя тетрадка как-нибудь потеряется, или ещё каким-то образом исчезнет. Помню что книжку эту при первой возможности я вернул владельцу.

Пару дней длилось затишье. Я понял что учительница ещё не проверяла наши отзывы, но момент оглашения «приговора» все же наступил.

Под конец урока литературы, Тамара Михайловна - так зовут мою учительницу, встав у доски объявила о зачитывании лучшего отзыва на произведение. Им оказался отзыв Владика С. на произведение «Вокруг света за восемьдесят дней».

Тамара Михайловна прочла нам отзыв:

-«Я летом прочитал книгу Вокруг света за восемьдесят дней, в которой рассказывается о двух приятелях поспоривших о форме Земли. Герои совершили кругосветное путешествие и выяснили что земля круглая.»

- Вот так надо писать отзыв! - обратилась ко всем учительница, - А не описывать мрак и ужас, как это сделал ты - Кудрявцев! Понятно?!

К счастью никаких оценок за отзывы не предполагалось, и мой дневник и я не пострадали.

Прошло много лет, и я однажды принялся с юмором рассказывать эту историю моему другу. Он отметил что я не написал, конечно же, самый худший отзыв из всего класса. Просто учительнице запомнились всего два - Владика и мой. Это ли не победа?! Ведь об отзывах остальных, из которых многие слыли отличниками, и прилежными учениками не упомянули вовсе. Мы здорово хохотали тогда на этим замечанием.

Я конечно не открыл никакого шекспировского трагизма, не отразил причин и проблем вторжения американский армии во Вьетнам, но ведь я отразил реалии того времени, притом сделал это храбро, нагло, и с откровенной издёвкой над данным произведением заморского «героизма», показав, что есть такие книги, которые если берёшь в руки то не стоит читать больше пары страниц, и о которых писать нечего, кроме того, что в них написано буквами, словами, предложениями.


Рецензии