Человек, который судил Диего Марадону

От автора: Написал в прошлом году книгу по заказу Поволжского университета спорта (Казань). К 50-летию создания вуза. Получил гонорар от подрядчика - Татарское книжное peaceДАтельство в 13 251 рубль (13 тысяч 251 рубль). 13 августа директор peaceДАтельства Ильдар Сагдатшин покинул пост по "собственному". А я публикую рукописи, которые "не горят", какие бы копейки за них не платили.

Фаат Гатин: В последнем составе сборной СССР вместе с Костей Цзю, Александром Лебзяком и Айратом Хаматовым
Любовь Ботова, заведующая Кафедрой теории и методики гимнастики: «Сейчас повсеместно начинается возрождение студенческой спортивной гимнастики. Раньше наш вид спорта был настолько молод, что спортсмен, поступая учиться, мог одновременно завершать карьеру, или уже завершить ее год-два назад, настолько молодой была гимнастика. Сейчас возраст спортсменов заметно увеличивается, и для этого есть несколько причин, о которых можно поговорить отдельно.
В прошлом в спортивный вуз в один год поступало в лучшем случае не более двух-трёх человек действующих гимнастов, говорю это по своему опыту. Сейчас, в том числе из-за наличия такой базы, которая есть у нас – центр гимнастики, учеба в Поволжской академии спорта вызывает большой интерес у представителей нашего вида спорта. У которой есть блестящие условия, как для обучения, проживания, так и для спортивного совершенствования, имею в виду центр гимнастики.
Выиграла грант правительства Татарстана, благодаря чему поехала на стажировку в Ригу, в Латвийскую академию, потому что у них есть достаточно хорошая лаборатория по кинезиологии (наука о движении). Я бы очень хотела пообщаться с коллегами по профилю с кафедры гимнастики, а также, с одним из ведущих европейских специалистов в кинезиологии Анной Зуша».
Фаат Гатин, легенда татарстанского любительского бокса, наравне с Айратом Хаматовым. В 1991 году стал серебряным призером чемпионата Европы, был в числе кандидатов на поездку в Олимпийскую Барселону 1992, и обязательно поехал бы туда в составе сборной России. Но так как это был последний старт сборной СНГ, после развала СССР, то в его категории участвовал Рамази Палиани, будущий боксер сборной Грузии.
Гатин выпускник института спорта на момент, когда он базировался в Набережных Челнах, сейчас он доцент Кафедры теории и методики физической культуры и спорта.
Ильназ Сайфуллин, еще один доцент этой же кафедры, уроженец Набережных Челнов, который уезжал совершенствоваться в Челябинск, после чего вернулся на историческую родину, став сотрудником Университета спорта. Трехкратный чемпион мира по кикбоксингу.
«Я как-то приехал на «Россию», и легко мог попасть в категорию до 51 кг, когда мне надо быль согнать всего полкилограмм. Но решил этого не делать, а потом на заявке узнал, что на 51 кг заявилось девять человек, а на мою категорию в 54 заявилось 24 человека. То есть, там пришлось проводить на два боя больше, чтобы выйти в финал. Ничего страшного, выиграл все четыре боя и впервые стал чемпионом страны».
Рафаэль Ильясов, человек, который судил Диего Марадону
Рафаэль Ильясов, старший преподаватель Кафедры теории и методики футбола и хоккея: Ильясов работал в судейской бригаде на чемпионате мира по футболу 2010 года. Обслуживал матчи Аргентина — Греция (Диего Марадона), Англия (Фабио Капелло, Дэвид Бэкхем) — Алжир, Германия (Юрген Клинсманн) — Аргентина, полуфинал Голландия — Уругвай. «Стал администратором в нашей армейской команде МХСК, название которой переводилось, как Маркази Хызмат Спортклуб, то есть, Центральный спортивный клуб армии. Это время моей работы было засчитано, как армейская служба. МХСК ранее было образовано, как команда «Пахтакор 79». То есть, команда, организованная и названная в честь футболистов «Пахтакора», погибших в авиакатастрофе 1979 года. Причем, часть футболистов «Пахтакора 79» являются сыновьями тех, кто погиб в авиакатастрофе. Там играли поначалу Дмитрий Ан, Александр Корченов, Олег Аширов, чьи отцы выступали за «Пахтакор» в чемпионате СССР, и оказались в разбившемся самолете. С тем же Корченовым, чей отец, кстати, является уроженцем Казани, я учился в одной группе института физкультуры. Кроме него, моими одногруппниками были еще и Ан, и Андрей Пятницкий. Правда, он учился с нами недолго, вскоре перешел в московский «Спартак».
Что касается чемпионата мира, то само назначение нашей бригады на эту игру было неожиданным для всех, в том числе, и для нас. Мы рассчитывали на одну-две игры чемпионата мира, и вдруг получили назначение на матч открытия. Это был огромный риск для руководителя департамента судейства ФИФА Хосе Гарсии. Когда мы вышли на переполненный стадион, который оглушил нас какофонией звуков, шумом этих вузувел, я уже практически ничего не слышал. Только видел перед собой 22 игрока на поле и главного арбитра Равшана Ирматова, слышал его голос по коммуникейшн систем».
Виктория Плотникова, преподаватель Кафедры теории и методики волейбола и баскетбола: Ярко начав карьеру в родной команде, которая на тот момент носила название «Технологический университет», Виктория столкнулась с одним из первых ее финансовых кризисов, правда, уже под названием «Энже». Выживать женскому баскетболу в Казани пришлось за счет распродажи своих лидеров Лилии Фаттаховой, Марии Никитиной, и самой молодой из этого трио Виктории Плотниковой. Перешли они в тогдашний суперклуб «ВБМ-СГАУ» из Самары, но со временем Плотникову вернули в Казань на правах аренды. В это же время в Казани команду успела взять под крыло группа компаний «Нур», команда пережила кратковременный взлет и едва не оказалась на грани смерти, когда генеральный спонсор оказался в банкротах. Плотникова в это время оказалась в ЦСКА, потому что хозяин самарской команды просто перевез весь состав в Москву, и воспользовался знаменитым брендом, поскольку какое-то время команды просто не существовало. Уже в составе ЦСКА Плотникова стала серебряным призером чемпионата России, будучи, кстати, партнершей по команде Илоны Корстин, нынешнего генерального директора Единой Лиги-ВТБ. Затем Плотникова играла в Красноярске, Оренбурге, московском «Динамо», Пензе, вернувшись под занавес карьеры в родной город, а последний игровой сезон провела, поделив выступления между «Казаночкой» и «Казаночкой-Академией».
Равиль Кашапов, последний олимпиец Советского Союза
Равиль Кашапов, доцент Кафедры медико-биологических дисциплин: На Олимпиаде 1988 года финишировал десятым в марафоне. Бронзовый призёр чемпионата мира 1998 года в беге на 100 км, двукратный обладатель Кубка Европы, трехкратный чемпион СССР.
«Я отобрался в состав олимпийской сборной, но, увы, в 1984 году мы Игры пропустили по политическим мотивам. Правда, это не стало таким уж сильным ударом, поскольку уже с зимы того года нам намекали, что наша страна может бойкотировать Олимпиаду в Лос-Анджелесе. Потом, уже ближе к олимпийским стартам, я получил травму икроножной мышцы на левой ноге, из-за чего даже пропустил международные соревнования «Дружба», которые были организованы для представителей соцстран, бойкотировавших Олимпийские игры.
Вспоминаю еще то, что у нас в те годы на государственном уровне было принято решение ограничить возраст членов сборных страны предельным возрастом в 23 года. Сколько спортсменов забросили спорт из-за этого… Меня сняли со ставки стипендиата члена сборной страны, но тогда я уже работал. Пропустил года-полтора, потом возобновил тренировки, и отобрался в состав сборной для участия в Играх Доброй воли, которые проходили в Америке. Правило о возрастном ограничении тогда уже отменили, и меня вернули в состав сборной страны. А я переключился на марафонскую дистанцию. Со временем выяснилось, что я стал последним олимпийцем Советского Союза. Второго октября 1988 года марафонский забег закрывал программу Игр в Сеуле, а от сборной СССР бежал я один».
В спорте династию Кашапова продолжили сыновья Ренат и Руслан.
Фигуристка Анна Романова, преподаватель Кафедры теории и методики футбола и хоккея: «Я в пять лет пришла в группу одиночного фигурного катания к Вячеславу Дмитриевичу Головлеву, после чего в семь лет меня перевели в группу к Геннадию Сергеевичу Тарасову, он и сейчас является примером для меня в работе. Когда стала взрослой фигуристкой, то соревновалась с будущей олимпийской чемпионкой из Украины Оксаной Баюл, также среди соперниц была Наталья Лебедева, Татьяна Малинина, которая тогда еще представляла родной Новосибирск. Затем, после развала СССР, стала выступать за Узбекистан. Тоже уехала в Америку, и теперь ее сын Илья Малинин вырос в члена сборной США.
Мой сводный брат Александр Фадеев. У нас один папа, один тренер Геннадий Тарасов, который также поначалу работал со своей однофамилицей Евгенией Тарасовой. Будучи еще казанцем, Саша выиграл звание чемпиона мира среди юниоров, после чего уехал в Москву, в группу Станислава Жука, став последовательно чемпионом мира и Европы, участвовав в двух Олимпиадах. После чего переехал в США, стартовал в нескольких чемпионатах мира среди профессионалов, а сейчас живет в Америке и его деятельность косвенно связана с фигурным катанием. В Россию пока не приезжает. Младший брат Артем Фадеев тоже съездил в Москву, но его там не оставили, после чего он вернулся, завершил спортивную практику, поскольку его забрали в армию. После службы поступил в спортинститут, который на тот момент был филиалом Волгоградского института физкультуры, в котором я сейчас и работаю».
«Магия» Людмилы Гилязутдиновой, волейболистки, которая «перевезла» в Россию будущего тренера «Динамо-Ак Барс»
Габдыжалил Сулейманов, доцент Кафедры теории и методики единоборств, пятикратный чемпион мира по борьбе корэш: Сулейманов, будучи участником казанской Универсиады, прекрасно запомнил этот спортивный праздник. Свою пятую победу на чемпионате мира 2019 года в Казани одержал, сочетая преподавательскую деятельность на кафедре и одновременно обучаясь в аспирантуре. «Это моя пятая победа на чемпионатах мира, но победы не приедаются, к каждой новой схватке я отношусь как к решающей. Особенно ответственным было выступление в Казани — перед своими болельщиками, студентами Академии». 
Людмила Гилязутдинова, преподаватель Кафедры теории и методики волейбола и баскетбола: Бывшая волейболистка сборной Казахстана Людмила Дробот начинала свою карьеру в знаменитой в советские времена команде АДК, Алма-атинского домостроительного комбината, уникальной в том плане, что она выиграла чемпионат СССР 1984 года, будучи дебютантом высшей лиги (!) Единственный случай во времена Советского Союза, при том, что команда не усиливалась, как это принято сейчас, а продолжала играть все тем же составом воспитанниц местной школы. Годом позже АДК первенствовал в Кубке Европейских чемпионов (!!) Повторим в мировом спорте успех английского «Ноттингем Форест», который в 1978 году выиграл чемпионат Англии, а через год еще и Кубок европейских чемпионов. Но даже «Ноттингем» не достигал того, что сделал АДК, который  выиграл чемпионат первой лиги, не проиграв ни одной партии в 30 матчах (!!)
Развал Советского Союза привел и к развалу АДК, и к переезду Людмилы Дробот и ее супруга Ришата Гилязутдинова в чемпионат России, в Липецк. Тамошняя команда в разные годы носила  разные названия «Индезит», «Стинол», но мы вспомним первое, что называется, «девичье» — «Магия», под которым команда появилась на свет в 1994 году, и туда через два года переехала Дробот, едва не оставшись у разбитого корыта, после развала АДК.
В 2004 году Людмила Гилязутдинова (Дробот) переехала в Казань, чтобы сыграть здесь за «Казаночку», и в этом есть любопытная разница, потому, что Ришат Сиразутдинович спустя пять лет начал тренировать уже «Динамо-Ак Барс». Заканчивала карьеру Людмила в том же Липецке, в команде которую тренировал ее супруг. Кстати, старший брат Ришата Сиразутдиновича — Рафаэль Гилязутдинов — в своей спортивной карьере выступал за команду высшей лиги чемпионата СССР, алма-атинский «Дорожник».
Наиль Садыков, старший преподаватель Кафедры теории и методики футбола и хоккея: Экс-капитан «Рубина» Наиль Садыков дважды играл за студенческие команды, а начало было положено в Алма-Ате, где Наиль Наркисович защищал цвета команды СКИФ. Что любопытно, воспитанник казанского футбола начинал свою карьеру в Ульяновске, которым руководил первый секретарь обкома КПСС Геннадий Колбин. Затем Садыкова отправили в Алма-Ату, в спортроту, а Советский Казахстан возглавлял... все тот же Колбин, который сменил на посту Динмухамеда Кунаева. Служа в спортроте Садыков мог часто видеть, как туда приезжал будущий руководитель Казахстана Нурсултан Назарбаев, любивший играть в теннис, и нашедший спарринг-партнера в лице командира спортроты. В «Кайрате» Садыков познакомился с двумя татарами — Алимджаном Рафиковым, с которым потом встретился, поскольку он, после развала СССР, приехал играть за «КАМАЗ», и местным татарином Фанасом Салимовым, экс-игроком СКИФа. Вот в этот самый СКИФ, команду местного спортинститута, и отправился Садыков, «дослуживать» армейский срок.
Вскоре Колбина на посту руководителя сменил Назарбаев, а Садыков сменил Алма-Ату на Набережные Челны.
«Я приехал на смотрины в «КАМАЗ», разговаривал с его тогдашним тренером Валерием Четвериком. Но в итоге пришелся ко двору в студенческой команде КАЦ-СКИФ, одновременно поступив учиться в челнинский спортинститут, реформированный со временем в Поволжскую академию спорта. Помню, общался с завкафедрой вуза Юрием Денисенко, с чьим сыном мы сейчас вместе работаем на кафедре футбола и хоккея в академии спорта. Туда же приехал с семьей из Таджикистана Адьям Кузяев, и вскоре мы уже «обмывали ножки» его сыну — нынешнему игроку сборной России Далеру Кузяеву.
Там был коллектив опытных и молодых футболистов. С одной стороны — были студенты (Евгений Анисимов, Ришат Гумеров, Андрей Федоров, Руслан Минабутдинов, нынешний директор казанского спорткомплекса Трудовые резервы»), те, кто еще поиграл за заводскую команду (в «Труд-ПРЗ» были Николай Гутарев, Евгений Четверик, который стал одним из тренеров), плюс те, кто застал еще советскую вторую лигу (Владимир Барышев, Сергей Кириллов, Виктор Полуянов, Владимир Ряузов).
Переехав из Челнов в родную Казань, Наиль Садыков стал капитаном местного «Рубина», и вместе с ним вышел из второй лиги в первую. «В конце сезона мэр Казани Камиль Исхаков вручал нам подарки, в том числе и свои портреты с надписью: «Из «Искры» возгорится… «Рубин». У нас же название команды при рождении было «Искра».
Любопытно, что в нынешнем составе Поволжского университета спорта «казахстанское» землячество могут представлять и Людмила Гилязутдинова и Наиль Садыков, рассказы о которых мы специально поставили рядом, а также экс-семипалатинец Виктор Демидов, профессор Кафедры медико-биологических дисциплин.

(Продолжение следует)


Рецензии