Концептуальные достижения современной биологии

Ю.П.Хапачев,Т.И.Шустова               

The body’s amazing ability to concentrate
on itself the “flow of order”, thus avoiding
the transition to atomic chaos, the ability to
“drink orderliness” from a suitable medium
seems to be associated with the presence of
 “aperiodic solids”– chromosomal molecules,
they represent the highest degree of order
among the associations of atoms
Erwin Schrdinger “What is life in terms of physics?”

«Удивительная способность организма
 концентрировать на себе «поток порядка»,
 избегая таким образом перехода к атомному
 хаосу, – способность «пить упорядоченность»
из подходящей среды, по-видимому, связана с
 присутствием «апериодических твердых тел»
– хромосомных Молекул. Последние, без сомнения,
представляют наивысшую степень упорядоченности
среди известных нам ассоциаций атомов (более
высокую, чем у обычных периодических кристаллов)».
Э. Шредингер «Что такое жизнь с точки зрения физики?» 

Часть первая.
Теория эволюции Чарльза Дарвина - наиболее значимое открытие IX века. Аксиомы биологии и биологические константы
Часть вторая.
Концептуальные достижения фундаментальной биологии за последние четверть века

Некоторые аспекты фундаментальных знаний о живом организме.Весь этот раздел части: 3, 4 и 5,-  написаны Т.И.Шустовой.
Часть 3.Информационное отражение как форма деятельности функциональных систем организма
Часть 4.Обмен веществ и гомеостаз
Часть 5.Адаптивные, компенсаторно-приспособительные и патологические реакции организма

Концептуальные основы современной биологии базируются на достижениях естественных наук, связанных с изучением структуры и функций живых информационых систем от одноклеточных организмов до многоклеточных животных в том числе и человека. Они позволяют понять природные закономерности и внутренние механизмы  адаптивного поведения, учитывая соотношение биологического и социального или психосоматического и соматопсихического состояния системы. Существенное значение  придается проблемам нормы и патологии, генетическому и приобретенному, насущному и следовому, морфологическому  и функциональному , адаптации и дезадаптации,
дефицитарному и избыточному, а также множеству других проблем, которые возникают в процессе жизнедеятельности.  Современный специалист в области биологии, психологии или медицины ,  независимо от  узкой специализации, дол жен владеть понятийным аппаратом общей функциональной морфологии, чтобы пользоваться им при изучении той информационной системы, которая находится в сфере его внимания Основные общебиологичаеские критерии живого известны веем биологам, особенно морфологам и физиологам, которые считают одним из самых крупных достижением в биологии появление нейронауки, позволяющей воспринимать,, передавать и анализировать данные, полученные при регуляции  деятельности всех остальных функциональных систем организма .Значительный прогресс достигнут в изучении  психического отражения, механизмов образования в головном мозге временных связей, а также в построении концепции о внутриклеточных механизмах  замыкания условных рефлексов.  Особенный интерес вызывают интегративные функции недавно открытых новых групп биологически активных веществ.

Информация, представленная в этой работе, основана на наших предыдущих публикациях [1,2,3], которые используются здесь с некоторыми изменениями, не влияющими на основной смысл изложенного материала. Именно такой подход наилучшим образом соответствует теме работы. Кроме того, он позволил изложить материал кратко и ёмко, передав максимум информации минимальными средствами.

И наконец, зачем нужна популяризаторская деятельность?

Нам представляется, что изложенный ниже материал не подтверждают точку зрения великого учёного Майкла Фарадея, который первым организовал публичные научные чтения для малоподготовленных слушателей и пришёл к выводу, что по-настоящему поучительная лекция никогда не может быть популярной, а по-настоящему популярная лекция никогда не достигнет настоящей поучительности.
Этому высказыванию противоречат и мысли гениального русского ученого мирового масштаба академика Андрея Анатольевича Зализняка (1935–2017.
Вот выдержки из его выступления:
«….Мне хотелось бы высказаться в защиту двух простейших идей, которые прежде счита-лись очевидными и даже просто банальными, а теперь звучат очень немодно:
1. Истина существует, и целью науки является ее поиск.
2. В любом обсуждаемом вопросе профессионал (если он, действительно, профессионал, а не просто носитель казенных титулов) в нормальном случае более прав, чем дилетант.
Им противостоят положения, ныне гораздо более модные:
1. Истины не существует, существует лишь множество мнений (или, говоря языком постмодернизма, множество текстов).
2. По любому вопросу ничье мнение не весит больше, чем мнение кого-то иного. Девочка-пятиклассница имеет мнение, что Дарвин неправ, и хороший тон состоит в том, чтобы подавать этот факт как серьезный вызов биологической науке………
…………………………..
От признания того, что не существует истины в некоем глубоком философском вопросе, совершается переход к тому, что не существует истины ни в чём,...И что много страшнее, прискорбно большое количество людей принимает подобные новости охотно.
А нынешние средства массовой информации, увы, оказываются первыми союзниками в распространении подобной дилетантской чепухи, потому что они говорят и пишут в первую очередь то, что должно производить впечатление на массового зрителя и слушателя и импонировать ему, – следовательно, самое броское и сенсационное, а отнюдь не самое серьезное и надежное.…
По-видимому, те, кто осознаёт ценность истины и разлагающую силу дилетантства и шарлатанства и пытается этой силе сопротивляться, будут и дальше оказываться в трудном положении плывущих против течения. Но надежда на то, что всегда будут находиться и те, кто все-таки будет это делать.»
Вот для этого и нужна популяризаторская деятельность для ученых. Тем более, что для ученых в современном мире– это общественный долг и необходимое средство самосохранения.
Так что «Истина существует, и целью науки является ее поиск.» А. А Зализняк.

Литература
1. Ю.П.Хапачев, А.А.Дышеков ,Т.И Оранова, Т.И.Шустова. Современная естественнно-научная картина мира Курс лекций. III - V части. Актуальные вопросы современного естествознания. Нальчик. 2018. Вып. 16. 112c.
2.Yurii Khapachev, Arthur Dyshekov, Tatyana Oranova and Tatyana Shustova. The Modern Natural Science Picture of the World.2020.P.113-115. Cambridge Scholars Publishing.
3.Хапачев Ю.П., Дышеков А.А., ОрановаТ.И., ШустоваТ.И. Панорама современного естествознания. https://www.khapachev.com/. © Copyright: Юрий Хапачев, 2024
Свидетельство о публикации №224041801307


Рецензии