Фундаментальные основы современной биологии
The body’s amazing ability to concentrate
on itself the “flow of order”, thus avoiding
the transition to atomic chaos, the ability to
“drink orderliness” from a suitable medium
seems to be associated with the presence of
“aperiodic solids”– chromosomal molecules,
they represent the highest degree of order
among the associations of atoms
Erwin Schr;dinger “What is life in terms of physics?”
«Удивительная способность организма
концентрировать на себе «поток порядка»,
избегая таким образом перехода к атомному
хаосу, – способность «пить упорядоченность»
из подходящей среды, по-видимому, связана с
присутствием «апериодических твердых тел»
– хромосомных Молекул. Последние, без сомнения,
представляют наивысшую степень упорядоченности
среди известных нам ассоциаций атомов (более
высокую, чем у обычных периодических кристаллов)».
Э. Шредингер «Что такое жизнь с точки зрения физики?»
Часть первая.
Теория эволюции Чарльза Дарвина - наиболее значимое открытие IX века. Аксиомы биологии и биологические константы
Часть вторая.
Концептуальные достижения современной фундаментальной биологии за последние четверть века
Часть третья.
Информационное отражение как форма деятельности функциональных систем организма.
Часть четвертая
Обмен веществ и метаболизм
Часть пятая
Адаптивные, компенсаторно-приспособительные и патологические реакции.
Биология, физика и химия – концептуальные разделы естествознания, которые позволяют изучать структуру и функции живых информационных систем вплоть до людей (Homo) современного типа. Сведения, касающиеся их видовой принадлежности, происхождения и эволюции, получены при исследованиях в области палеоантропологии, генетики, а также в эволюционной психологии и позволяют ответить на многие вопросы, давно интересующие человека разумного.
Часть таких ответов будет представлена ниже.
Изложение последующих разделов базируется на наших публикациях [1,2,3] с mutatis mutandis, не меняющими смыслового содержания изложенного там материала. Именно такой подход, по мнению авторов, наиболее близок по духу означенной в заглавии теме. Кроме того, это позволило сказать multa paucis.
Сразу хотим предупредить читателей, что не являясь специалистами, и уж тем более высокими профессионалами, в этих областях знаний, авторы не претендуют на полное и всеобъемлющее изложение данных по эволюционной биологии человека или детальный анализ представлений об антропогенезе. Поэтому стиль изложения с многочисленными заимствованиями из публикаций настоящих специалистов может вызвать у многих читателей….. ироническую улыбку.
Тем не менее, однако, помня и о том, что „Главный враг знания — не невежество, а иллюзия знания“ (С. Хокинг), мы берём на себя смелость и попробуем опровергнуть точку зрения великого учёного Майкла Фарадея, который первым организовал публичные научные чтения для малоподготовленных слушателей и пришёл к выводу, что по-настоящему поучительная лекция никогда не может быть популярной, а по-настоящему популярная лекция никогда не достигнет настоящей поучительности.
А зачем нужна популяризаторская деятельность?
Вот выдержки из выступления гениального русского ученого мирового масштаба академика Андрея Анатольевича Зализняка (1935–2017.
«….Мне хотелось бы высказаться в защиту двух простейших идей, которые прежде счита-лись очевидными и даже просто банальными, а теперь звучат очень немодно:
1. Истина существует, и целью науки является ее поиск.
2. В любом обсуждаемом вопросе профессионал (если он, действительно, профессионал, а не просто носитель казенных титулов) в нормальном случае более прав, чем дилетант.
Им противостоят положения, ныне гораздо более модные:
1. Истины не существует, существует лишь множество мнений (или, говоря языком постмодернизма, множество текстов).
2. По любому вопросу ничье мнение не весит больше, чем мнение кого-то иного. Девочка-пятиклассница имеет мнение, что Дарвин неправ, и хороший тон состоит в том, чтобы подавать этот факт как серьезный вызов биологической науке………
…………………………..
От признания того, что не существует истины в некоем глубоком философском вопросе, совершается переход к тому, что не существует истины ни в чём,...И что много страшнее, прискорбно большое количество людей принимает подобные новости охотно.
А нынешние средства массовой информации, увы, оказываются первыми союзниками в распространении подобной дилетантской чепухи, потому что они говорят и пишут в первую очередь то, что должно производить впечатление на массового зрителя и слушателя и импонировать ему, – следовательно, самое броское и сенсационное, а отнюдь не самое серьезное и надежное.…
По-видимому, те, кто осознаёт ценность истины и разлагающую силу дилетантства и шарлатанства и пытается этой силе сопротивляться, будут и дальше оказываться в трудном положении плывущих против течения. Но надежда на то, что всегда будут находиться и те, кто все-таки будет это делать.»
Вот для этого и нужна популяризаторская деятельность для ученых. Тем более, что для ученых в современном мире– это общественный долг и необходимое средство самосохранения.
Так что «Истина существует, и целью науки является ее поиск.» А. А Зализняк.
Литература
1. Ю.П.Хапачев, А.А.Дышеков ,Т.И Оранова, Т.И.Шустова. Современная естественнно-научная картина мира Курс лекций. I - II части. Актуальные вопросы современного естествознания. Нальчик. 2018. Вып. 16. 112c.
2.Yurii Khapachev, Arthur Dyshekov, Tatyana Oranova and Tatyana Shustova. The Modern Natural Science Picture of the World.2020.P.113-115. Cambridge Scholars Publishing.
3.Хапачев Ю.П., Дышеков А.А., ОрановаТ.И., ШустоваТ.И. Панорама современного естествознания. https://www.khapachev.com/. © Copyright: Юрий Хапачев, 2024
Свидетельство о публикации №224041801307
Свидетельство о публикации №225101901703