Гибель Есенина

Международный научный симпозиум «Большое видится на расстояньи»: Есенин в XXI веке (к 130-й  годовщине со дня рождения).

Организаторы: Правительство Рязанской области, Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН, Государственный музей-заповедник С.А. Есенина, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Московский государственный музей С.А. Есенина, Международное Есенинское общество «Радуница».

17 октября 2025 г., с. Константиново,
Государственный музей-заповедник С.А. Есенина. Секция «Актуальные вопросы есениноведения».

==
Руслан Петрович Богатырев,
директор Европейского центра программирования им. Леонарда Эйлера (Москва, eulercenter.ru).

Доклад: «Гибель Сергея Есенина. Научный анализ достоверности фактов и версий».

==

Уважаемые участники Симпозиума, коллеги, друзья!

Начну с представления трёх книг. Они имеют прямое отношение к нашему проекту.

1. Возьмем сложившийся стереотип. Вот вышедшая в этом 2025 году новая книга в серии "Самая полная биография" (издательство АСТ). Тираж 2500 экз. Автор -- некий Василий Берг. Автор без отчества, с туманной биографией. Надо полагать, литературный псевдоним. В этой серии уже вышли его книги "Чайковский" (2022), "Гагарин" (2024).

Название новой книги этого таинственного автора лаконичное -- "Есенин". Открываем с. 386. Цитируем: "Пожалуй, читатели уже поняли, что автор этой книги верит в самоубийство Есенина. Да, верит. И эта вера основывается не на домыслах и толкованиях, а на фактах, в первую очередь -- на заключении комиссии Всероссийского писательского Есенинского комитета по выявлению обстоятельств смерти поэта под председательством видного литературоведа Юрия Прокушева, работавшей с 1989 по 1994 год".

Видите, как легко и просто -- автор верит, ссылаясь на авторитеты. Ну как же, солидные специалисты. Обманывать не станут.

2. Вторая книга, которая на академическом уровне оппонирует первой, называется "Гибель С.А.Есенина: исследование версии самоубийства". Вышла в 2023 г. в издательстве Ивана Лимбаха. Тираж 1500 экз. Автор-составитель -- известный литературовед и историк искусства, лауреат премии Андрея Белого (1997), Андрей Васильевич Крусанов (род. 1958). В ней помимо изложения авторской интерпретации фактов и обстоятельств тщательно документированы  практически все материалы по делу Сергея Есенина, которые хранятся в трёх ключевых организациях: Государственном музее истории российской литературы им. В.И.Даля, Отделе рукописей Института мировой литературы им. А.М.Горького и Литературном музее Института русской литературы (Пушкинский Дом). Фотокопии документов представлены в прекрасном полиграфическом качестве. В отличие от сборника Есенинского комитета "Смерть Есенина" (ИМЛИ, 2003), с которым работать крайне сложно из-за недопустимо низкого качества печати.

3. Третья книга -- поучительный мастер-класс по криминалистическому анализу. Образец того, как следует работать с фактами и документами в крайне резонансных и запутанных делах далёкого прошлого. Автор -- председатель Следственного комитета РФ (с 2011 г.), генерал юстиции, доктор юридических наук Александр Иванович Бастрыкин. Книга вышла в 2016 г. и называется "Убийство С.М.Кирова. Новая версия старого преступления". Тираж 2000 экз.

== Предпосылки проекта

Итак, гибель Есенина. Что и говорить, вопрос очень серьёзный и глубокий. Есть те, кому всё понятно. Давно и однозначно. Достаточно открыть все три издания Большой советской энциклопедии (БСЭ; 1932 -- том 24, 1952 -- том 15, 1972 -- том 9) и свериться по Большой российской энциклопедии (БРЭ). Везде официальная версия самоубийства высечена прямо-таки в мраморе. Есть и те, кто полагает, что изучил предостаточно материалов, чтобы однозначно утверждать: было совершено убийство.

Мы изучаем этот вопрос как учёные. Как серьёзные учёные. Для которых поиск истины и профессиональное реноме куда важнее диктатуры категоричности стереотипных и эмоциональных суждений, а также неизбежных жёстких рамок процессуальных действий.

Сразу скажу, что эмоциональный фон просто зашкаливает. Что с той, что с другой стороны. Это понятно, объяснимо. Но делу, увы, мало помогает.

Был бы на месте Сергея Есенина, скажем, Демьян Бедный или Анатолий Мариенгоф, многие бы так остро ситуацию не воспринимали.

Борис Пастернак. Из письма журналисту Георгию Устинову. Тому самому, кто давал 28 декабря 1925 г. свидетельские показания по делу Есенина. Написано 24 января 1926 г. На следующий день после официального прекращения дознания. Пастернак пишет: "Несмотря на объяснения, дававшиеся печатно, и на догадки, таимые про себя, нельзя отделаться от впечатления какой-то всё же тайны, кроющейся за этой смертью".

Важный момент: как только любой исследователь априори занимает конкретную сторону, наука на этом заканчивается. Начинается пропаганда, переходящая в диктат.

Для поиска истины требуется выверенная и взвешенная научная методика. Это то, чего в принципе, к большому сожалению, с самого начала так и не сделала Комиссия Есенинского комитета Союза писателей под руководством Ю.Л.Прокушева (1989-1993). Если анализировать её работу по опубликованному официальному сборнику материалов ("Смерть Сергея Есенина. Документы, факты, версии".-- Москва, ИМЛИ РАН, 2003).

Да, для нашей команды это очень непростой и необычный проект. Сильный вызов. При этом задача весьма благородна: разобраться в том изощрённом клубке аргументации, который за последние годы и десятилетия сплели и дилетанты, и профессионалы. Разобраться и аккуратно систематизировать результаты исследований.

Жёсткий регламент Симпозиума не позволяет детальнее остановиться на проекте и на том, что уже сделано. Но в общих чертах штрихпунктирно  постараюсь проект обрисовать.

Три вопроса.

1. Что мы исследуем?
2. Зачем мы исследуем?
3. Как мы исследуем?

Исследуем не только причины и обстоятельства гибели Есенина, но и восприятие этой гибели тогда и сейчас. Сквозь призму мнений и фактов.

Зачем исследуем? Чтобы самим разобраться в этом крайне запутанном деле и представить общественности строгий анализ фактов, документов и обстоятельств, имеющих отношение к смерти Сергея Есенина. Анализ детальный, проведённый по выстроенной и обоснованной научной методике.

Как исследуем? Если кратко -- с привлечением научных подходов и инструментов анализа и контроля достоверности информации, созданных в нашем Центре.

Отвечу и на резонный вопрос: а судьи кто?

Потому ещё два пункта:
4. Кто мы?
5. Почему именно мы?

Европейский центр программирования им. Леонарда Эйлера был открыт в 2005 г. в Москве как центр компетенции швейцарских научных и коммерческих ИТ-решений в области языков, компиляторов и операционных систем. С 2014 г. он расширил спектр своих исследований и стал уделять особое внимание как системам искусственного интеллекта, так и проблемам ментального программирования (пост-ИИ).

Мы во многом сохраняем принципы традиционного программирования (компьютерного и математического), но меняем интерпретатор/вычислитель — им  уже становится сам человек (его мозг, его мышление). Понятно, что в случае чисто счётных задач такая смена интерпретатора чаще уступает компьютеру. Потому нас интересуют несколько иные задачи. Высокоуровневые, абстрактные, ментальные. Оценка ситуации, креативность, принятие решений. В которых компьютеры пока нередко беспомощны или ограничены. Вот это и есть сфера ментального программирования.

Типичный пример -- юриспруденция, нормативно-правовые акты. Их создание и применение.

Ментальное программирование есть ответ на вызов ИИ. Это по сути зеркалирование искусственного интеллекта, своего рода анти-ИИ. Цель совершенно иная — не получение компьютерного помощника путём имитации поведения и мышления человека с последующей его заменой, а ментальное преобразование самого человека. Его мышления, его восприятия и поведения. Уже не человек должен улучшить компьютер, а найденные законы компьютерных наук и технологий должны улучшить человека.

Как следует из вышесказанного, инструментальный подход к выявлению некорректных и недостоверных суждений систем искусственного интеллекта мы применяем в отношении различных интерпретаций причин и обстоятельств смерти Сергея Есенина, включая и опубликованные официальные экспертные заключения.

Итак, наш проект стартовал в самом начале этого года. Была создана специальная исследовательская группа по Есенину.

Проект уникальный. Чтобы просто к нему подойти, должны были сложиться определённые обстоятельства. Назову лишь несколько.

1. Сама проблематика. Много недостоверных и токсичных данных.

2. Высокая востребованность результатов. Общественность, на наш взгляд, находится в состоянии неопределённости и в ощущении несправедливости в отношении расследования гибели Есенина.

3. Наш многолетний опыт экспертных исследований в различных сферах. Мы обладаем реальным опытом проведения экспертных работ в строительстве, программной инженерии, юриспруденции. На уровне ведущих организаций страны.

4. Новая методологическая база -- ментально-онтологическое программирование, или проще -- ментальное программирование, которое нами на протяжении последних десяти лет создаётся как противовес ИИ, как пост-ИИ.

5. Наличие собственного инструментария анализа и контроля достоверности систем искусственного интеллекта (тепловые карты достоверности, топологическая сортировка, тайминг-анализ).

Что важно: с точки зрения анализа полноты и достоверности нет никакой принципиальной разницы между живым экспертом и системой искусственного интеллекта. Потому методы контроля можно применять те же  самые.

Есть и чисто формальный повод, который помог инициировать данный проект: в декабре этого года отмечается 100 лет со дня смерти Есенина. А это означает, что юбилейное событие стимулирует появление дополнительных материалов.

== Особенности проекта

Европейский центр программирования им. Леонарда Эйлера на протяжении свыше 10 лет ведёт научные исследования в области ментального программирования и достоверности информации. Достоверности фактологической, источниковой, сущностной.

При анализе информации мы выделяем три базовые уровня:
1) факты;
2) источники и знания;
3) интерпретация.

Европейский центр программирования им. Леонарда Эйлера в ходе своих исследований выявил три хронические проблемы ИИ: (1) недостоверность, (2) отсутствие контроля полноты информации, (3) непрозрачность принятия решений.

Для контроля и устранения этих проблем требуются адекватные программные и ментальные средства, включающие верификацию и валидацию процессов и данных.

Как и в случае доказывания в уголовном судопроизводстве, есть три этапа: (1) познавательный (сбор, накопление и фиксация полезных сведений), (2) удостоверительный этап (проверка их достоверности) и (3) аргументационный (логический) этап.

Аналогичным образом выстроена и наша трехуровневая модель контроля.

По структуре проекта. Девять этапов. Мы практически уже преодолели первые три.

Этапы экспертного исследования:

1. Предпроектные работы (предварительный анализ источников).
2. Разработка общей концепции / методики экспертизы (ментальная программная система).
3. Эскизный проект методики (проектирование).

4. Рабочий проект (реализация).
5. Верификация и тестирование методики.
6. Реализация методики (исполнение).

7. Подготовка экспертного заключения по разработанной методике.
8. Верификация и валидация экспертного заключения.
9. Подготовка финальной версии экспертного заключения.

Первые этапы -- из расчета 2 месяца на этап. Последующие -- 1 месяц на этап.

Методика в нашем подходе есть ментальная программа (система). Экспертное заключение -- результат работы этой программы.

== Текущее состояние проекта

Если кратко резюмировать: в рамках данного проекта мы занимаемся экспертными исследованиями в том числе и  самих экспертных заключений. При этом вопрос сводится к постановке и реализации научно-инженерной задачи и к математическим методам контроля и верификации. Неточности, ошибки, упущения и некорректные логические выводы -- всё это в ходе работы будем вскрывать.

Что касается версий гибели Есенина. Каждая из них для нашего проекта ценна не столько выдвижением гипотез и предположений (что нормально для науки), сколько своим обоснованием. В котором авторы версий раскрывают сопутствующие обстоятельства и расставляют акценты -- вводят собственные приоритеты значимости.

В рамках этапа предпроектных исследований мы не только формировали и упорядочивали по степени значимости корпус доступных публикаций -- книг и статей -- но и предварительно анализировали официальные документы. Могу сказать, что там мы обнаружили довольно серьёзные проблемы. И в свете них версия самоубийства на данный момент выглядит неубедительно. Но это всё ещё очень предварительная оценка. 

Хотел бы обратить внимание на три важных обстоятельства.

1. Из того, что не доказано убийство Есенина, отнюдь не следует, что доказано его самоубийство.

2. Из доказательства факта смерти от асфиксии (если признавать это доказанным фактом) не следует, что смерть Есенина наступила вследствие самоубийства.

3. Неполнота корпуса документов. Доподлинно неизвестно, какие ещё официальные документы (помимо известных общественности) по данному делу в настоящее время существуют, но недоступны для исследований. Нет и полного корпуса нормативно-правовых актов, действовавших на момент смерти Сергея Есенина (декабрь 1925 г.) и имеющих отношение к расследованию причин и обстоятельств смерти поэта.

Проект наш открытый по доступу к его результатам. По возможности будет представлена кодифицированная классификация версий и фактов, а также дана детальная трассировка логических заключений нашего исследования. Максимальная научная прозрачность. От обоснования методики до конечного результата. 

При этом, разумеется, при наличии убедительных замечаний методику исследований (как и любую программную систему) можно будет корректировать и совершенствовать. Не исключено появление важных дополнительных, ранее неучтённых материалов и вновь открывшихся обстоятельств дела.

Как руководитель проекта могу отметить, что в проекте участвуют российские специалисты. Не исключаю, что на уровне методологическом к ним подключатся и коллеги из Швейцарии.

Побочный результат нашего проекта -- филологам и историкам мы можем дать в руки солидный аппарат анализа и контроля достоверности информации. По линии нашего Центра планирую подготовить и представить по этой проблематике цикл открытых лекций. Если конечно у профессионального сообщества будет к этому интерес.

В заключение хотел бы поблагодарить организаторов Симпозиума за возможность представить здесь, в Константиново, наш сложный, необычный и благородный по своим задачам научный проект.


Рецензии