Можно ли познать себя?

6 июля 1907 года -  родилась Фрида Кало.

Хотел объяснить почему она стала самой влиятельной художницей  20-го и 21 -го веков...

После ее смерти и огромного роста  феминизма в 1970-х годах привело к тому, что Фрида стала одной из самых известных в мире  феминисткой и иконой ЛГБТКИ.

Работы Фриды широко хвалили за то, что они были глубоко личными и демонстрировали понимание женского опыта. Ее также хвалили за то, что она запечатлела свою естественную монобровь и другие волосы на лице, которые многим говорят о гендерных ролях и позитивном отношении к телу.

Ее открытость в отношении своей сексуальности — она была бисексуалкой — и ее гендерно-нейтральное платье сделали ее культовой фигурой в ЛГБТКИ-сообществе. Ее яростная гордость своими мексиканскими корнями также сделала ее источником гордости для многих представителей ее культуры. В Мексике ее часто называли Казановой в юбке из-за многочисленных интимных связей как с женщинами так и мужчинами. Ее невероятная сексуальность, буквально, сводила с ума всех ее  партнеров.

На фотографии Фрида Кало - жена знаменитого художника Диего Риверы вместе с Львом Троцким.

Кажется, она сама только что сошла с собственного полотна: крохотный рост, гладко зачесанные черные волосы, тяжелая коса вокруг головы, всегда сомкнутые почти сюрреалистичные широкие брови, кричащий, даже вульгарный макияж, да еще и хромота в придачу — ни намека на женственность и красоту.

Существует одна из версий, что она сотрудничала с НКВД для ликвидации Льва Троцкого - одного из самых кровавых и жестоких военачальников Красной Армии. Агент  НКВД Рамон Меркадер  в 1940 году Меркадер нанес лидеру международной антисталинской оппозиции Льву Троцкому смертельное ранение ледорубом. Позже он получил за это убийство звание Героя СССР. Следует заметить, что до этого были покушения на Льва Троцкого, организованного НКВД по указанию Сталина. В том числе мексиканским   художником Давид Сикейросом, с которым у Фриды Кало был также любовный роман. С Рамон Меркадер Фрида познакомилась в Париже  и пригласила испанца на обед к себе в Койоакан. После которого у них также возник любовный роман. Интересно, что после ударом ледорубом Л. Троцкий в бреду часто упоминал имя Фриды. Такая  сильная была его страсть к ней. Список любовников и любовниц Фриды Кало огромен. Никто не мог устоять перед ее неимоверной страстностью, которая завораживала всех.

Одной из них была Жозефина Бейкер, которая  родилась в 1906 году в США, в городе Сент-Луис. Пять  раз была замужем, а в промежутках между замужествами имела массу любовников. Ей платили огромные гонорары, по популярности она соперничала с тогдашними  кинозвёздами Мэри Пикфорд и Джоан Блонделл. Её любовниками  были Пикассо, Пиранделло, Жорж Руатт, Ле Корбюзье, Эдвард Каммингс, Жан Кокто, Александр Ват и Эрнест Хемингуэй, который назвал её самой красивой женщиной из тех, кто когда-либо жил или будет жить. После чрезвычайно эротического «Дикого танца», который под звуки барабанов исполнили Бейкер и её партнёр сенегалец Джо Алекс, критики сравнивали её с разными африканскими животными.

У Жозефины Бейкер был огромный список знаменитых в свое время любовниц.  Среди них были блюзовая певица Клара Смит, джазовая певица Ада Смит, актрисы Милдред Смоллвуд и Эвелин Шеппард, а также политик Бесси Эллисон.  Однако, ее шпионская деятельность началось со знаменитой и самой известной  из ее любовниц мексиканской  художницы  Фриды Кало.  С которой она познакомилась во время поездки в Париж в 1939 году.

Шоколад Казановы Фриды сразил Бейкер настолько сильно, что она даже перестала замечать мужа, который путешествовал с ней по Европе. Бейкер забыла всех своих знаменитых любовников и любовниц ради Фриды и стала ее сексуальной рабой. Во время Второй Мировой войны она сумела соблазнить начальника немецкой разведки - абвер Вильгельма Канариса. И добывала множество ценной информации о фашисткой армии для французской военной разведки. За заслуги в разведывательной деятельности Бейкер была награждена двумя боевыми медалями, знаком Военного Креста и орденом Почётного легиона. Похоронена в Париже 12 апреля 1975 года  со всеми воинскими почестями, которые впервые во французской истории были оказаны женщине американского происхождения.


Магдалена Кармен Фрида Кало-и-Кальдерон родилась 6 июля 1907 года в Койоакане, Мехико, в семье немецкого отца и матери смешанного европейского и коренного происхождения.

Семейный дом, в котором сейчас находится музей Фриды Кало, известен как Casa Azul из-за его ярко-синих стен.

Ее тянуло к искусству с юных лет — в конце концов, ее отец был профессиональным фотографом — и ее семья поощряла заниматься этим.

Но главным ее увлечением была наука, и в 1922 году она начала готовиться к поступлению в медицинский институт.

Она перенесла приступ полиомиелита, когда ей было 6 лет. В 18 лет она попала в аварию. Фрида ехала со своим парнем в деревянном автобусе, когда он столкнулся с трамваем. Вспоминая трагедию, ее бойфренд описал автобус как «разорвавшийся на тысячу кусочков».

Фрида чуть не погибла в аварии, когда железный поручень вошел ей в бедро и вышел с другой стороны. Вдобавок к этому она также сломала позвоночник, ключицу, ребра, таз, правую ногу в 11 местах и вывихнула плечо. Она перенесла множество операций и была в гипсовых корсетах, чтобы поддерживать поврежденный позвоночник. Она будет страдать от хронической боли до конца своей жизни. Ее тело было покрыто многочисленными рубцами от многих операций. Одна нога стала короче другой и из-за этого она хромала всю жизнь.

Два года после этого Кало провела в постели без малейшей надежды на то, чтобы когда-нибудь вновь встать на ноги — серьезная травма позвоночника не оставляла девушке никаких шансов. Чтобы забыть о бесконечной боли и тоске Фрида взялась за кисти и краски. Именно тогда и возникла ее страсть к автопортретам.

Лежа в кровати и смотрясь в специально установленное возле подушки зеркало, она раз за разом воссоздавала свое лицо. Ее жизнь изменила встреча с одним мексиканским « колдуном « , которого ее друзья привели к ней , чтобы помочь ей вылечится . Этот « колдун « приготавливал из шоколада и других смесей удивительный продукт , который смог поднять ее на ноги . Сжалившись над больной и очень некрасивой девушке он дал ей древний мексиканский рецепт шоколада ацтеков , который мог « приворожить « любого мужчину или женщину.

Этот таинственный шоколад еще больше увлёк ее в изучении ботаники, которая стала , фактически, ее второй профессией. Она прочла массу книг, досконально знала символику растений, и, конечно, наивно было бы думать, что цветы, животные, насекомые на ее картинах играют исключительно декоративный характер. Все они несут зашифрованные, закодированные смыслы.

И именно здесь начал проявляться характерный стиль Кало.



Кало была знакома со старыми мастерами европейского искусства и, похоже, черпала стилистическое вдохновение у таких художников, как Сандро Боттичелли и Бронзино.

Удлиненные конечности, яркие краски и какой-то повышенный, мистический реализм. Складывалось впечатление, что она видела прошлое и будущее.

В мексиканском городе Коацакоалькос  родилась знаменитая Малинче. Дочь верховного жреца ацтеков. Она передала рецепт таинственного шоколада жрецов ацтеков  Кортесу. С помощью которого он завоевал страну. Последними словами Кортеса, когда он умирал были о Меланче “ первой после Бога, которую  Испания должна благодарить за Америку”.

Кало изобразила себя в картине “Маске (безумия)» (1945). Ее можно узнать не сразу. Впрочем, художницу выдают прическа и перстень, известный по фотографиям 1940-х годов. Лицо Кало закрывает маска Малинче, традиционный атрибут мексиканских народных представлений. Малинче (1502—1529) была переводчицей, осведомительницей, наложницей завоевателя Мексики Эрнана Кортеса. Ее судьба стала легендарной, из исторической фигуры Малинче превратилась в персонажа народных уличных представлений. Маска Малинче традиционно красная, этот цвет олицетворяет сексуальность, соблазн и одновременно жестокое кровопролитие, которое Малинче навлекла на свой народ. Фрида прячется за маской обольстительной предательницы, по которой текут слезы. Таким образом она выразила своё отношение к своей жизни. Свободной и раскрепощённой. Полной любовных приключений и обмана.

Что же касается ее каталога полных воображения, глубоко вопрошающих, стоических автопортретов?

Что ж, возможно, со времен великого Рембрандта и автопортретов, которые он создавал на протяжении всей своей жизни, художник не оставил после себя столь глубоко личное художественное наследие.

В 1927 году Кало вступила в Коммунистическую партию Мексики, и там она познакомилась с Диего Риверой, самым известным художником Мексики и стали соратниками.

Они полюбили друг друга, поженились, и, хотя это было бурное общение, включая краткий развод в 1939 году, они оставались вместе до самой ее смерти.

В начале 1930-х они путешествовали по США, где Ривера получил несколько крупных заказов, общаясь с культурной и социальной элитой.

Когда они вернулись в Мехико, их дом стал местом сбора художников и политических активистов; они даже принимали у себя Льва Троцкого.

И новые темы проникли в искусство Кало; она начала носить традиционную одежду теуана и изучать культуру коренных народов и народную культуру Мексики.

В «Двух Фридах» она раскрывает свою раздвоенную личность — и к ней возвращается ее юношеский интерес к медицине, биологии и анатомии.

Так любимая во всем мире Фрида Кало нашла свой собственный художественный язык.

Сюрреалистичный, сказочный, временами почти детский, наполненный политической и культурной символикой, определяемый яркими цветами и смелыми очертаниями.

Яркий, запоминающийся, волнующий, вдохновляющий...

Все увиденное через призму ее собственной личности и ее беспокойного самопознания.

Противоречивые черты ее наследия, ее хроническая боль, ее горе после выкидыша... все это приходит к нам через странные символы ее сильного воображения.

В 1930-х годах Кало также познакомилась с французским писателем Андре Бретоном, основателем сюрреализма.

Он был поражен.

Революция в европейском искусстве, продолжавшаяся с конца 1800-х годов, заключалась в поиске нового способа рисования и отказе от всех предыдущих влияний и стилей.

Но эта молодая  мексиканская  художница  опередила их.

То, что было, возможно, искусственным в этих европейских художниках, естественно пришло к Фриде Кало.

Сюрреализм, странность, цвета, взрыв идентичности, бунтарство... это было просто то, как она рисовала.

Бретон организовал несколько выставок искусства Кало в Нью-Йорке и еще одну в Париже. Там в 1938 году Лувр купил один из ее автопортретов.

Почему она сделала их так много?

«Я пишу автопортреты, потому что я так часто бываю одинокой, потому что это человек, которого я знаю лучше всего».

На протяжении 1940-х годов Кало продолжала рисовать и участвовать в выставках. Она также преподавала в качестве профессора в La Esmerelda, художественной школе в Мехико.

И ее стиль, как всегда, продолжал развиваться, даже когда ее здоровье начало ухудшаться...

Но эта молодая мексиканская  художница опередил их.

То, что было, возможно, искусственным в этих европейских художниках, естественно пришло к Фриде Кало.

Сюрреализм, странность, цвета, взрыв идентичности, бунтарство... это было просто то, как она рисовала.

В 1953 году, всего за год до ее смерти, в Мехико прошла первая в истории персональная выставка Фриды Кало — она присутствовала в постели.

Но Кало оставалась относительно неизвестной до 1970-х годов, когда она была «открыта заново» и быстро стала всемирной артистической и культурной иконой.



Почему искусство Кало так убедительно?

Ну, в разные эпохи у художников были разные цели.

Для натуролюбивого импрессионизма это было «рисовать то, что видишь», тогда как для идеализированного искусства неоклассицизма это было «писать то, что ты хотел бы видеть», если привести только два примера.

В 20 веке стали  «рисовать то, что ты чувствуешь», и мало кто делал это лучше, чем Кало.

Как она сказала о себе: «Они думали, что я сюрреалистка, но я ею не была. Я никогда не рисовала сны. Я рисовала свою собственную реальность».

Но это больше, чем эмоции, это ее жизненная энергия, это еще и личность... Картины Фриды, буквально, наполнены ее жизненной энергией. Это можно ощутить только тогда, когда стоишь рядом с ними. В фотографиях и копиях она теряется. И это тоже волшебство и мистика Фриды. 

После несчастного случая в 1925 году Кало обратилась к себе и исследовала себя более тщательно и бесстрашно, чем большинство из нас когда-либо осмелились бы.

Так что она не просто рисовала то, что чувствовала. Она  нарисовала то чем она была.

Полнота и глубина ее путешествия заставляет пугать и трогает нас.

Неудивительно, что Кало осталась такой популярной и важной художницей в 21 веке.  Социальные  сети сделали нас более застенчивыми, чем когда-либо прежде.

И мы реже сейчас смотрим в зеркало. А искусство Фриды Кало показывает нам, что на самом деле означает пытаться понять свою сущность.


Рецензии