Архитектура свободной эры

Танцующий дом, вдохновленный Фредом Астером и Джинджер Роджерс, был построен в 1996 году.

И с тех пор мнения разделились: современный шедевр или архитектурная катастрофа?

Что ж, вот увлекательная история самого спорного здания Праги...

Танцующий дом находится на участке, который пустовал с 1945 года, когда американские бомбы разрушили первоначально стоявшее на этом месте здание.

Вацлав Гавел, писатель и государственный деятель, который был первым президентом посткоммунистической Чехии, позже жил поблизости.

Гавел предложил своему другу и земляку, местному архитектору Владимиру Милуничу, превратить этот пустой участок в место, имеющее культурное значение.

Это был бы памятник падению коммунизма и началу новой свободной эры.

Но они не могли получить финансирование для этого проекта.

До тех пор, пока в 1992 году голландская страховая компания Nationale Nederlanden не купила участок и не согласилась построить на нем офисы и отель.

Они согласились привлечь Милунича, но также хотели архитектора с мировым именем.

К Жану Нувелю подошли, но он отказался.

И поэтому они обратились к канадско-американскому архитектору Фрэнку Гери, самым известным зданием которого, вероятно, является музей Гуггенхайма в Бильбао (который на самом деле будет построен несколькими годами позже, в 1997 году).

Гери сказал да.

Лучший способ понять здания Гери — это ответ на «интернациональный стиль», который доминировал в мировой архитектуре в течение десятилетий после Второй мировой войны.

Вспомните прямоугольные башни Ле Корбюзье, Вальтера Гропиуса и Людвига Миса ван дер Роэ.

Стиль Гери по-разному называют постмодернистским, деконструктивистским и новым барокко.

Что ж, как бы мы это ни называли, Гери отверг идею о том, что архитектура должна быть чисто функциональной. Он хотел, чтобы это было *интересно*, и придерживался поразительной эстетики, полной движения.

Итак, проектирование было завершено, и в 1993 году началось строительство.

Первоначально он назывался Дом Фреда и Джинджер в честь знаменитых танцоров 1930-х годов Фреда Астера и Джинджер Роджерс.

Фред — бетонная башня справа; Имбирь - стеклянная башня слева.

По завершении строительства в 1996 году Танцующий дом был встречен смесью похвал и критики.

Некоторые говорили, что это триумф постмодернистской архитектуры: игривой, интересной и изобретательной.

Потому что, что бы вам ни нравилось в Танцующем доме, скучно в нем точно не будет.

И, конечно же, это было ново, необычно и захватывающе.

Помните, что Вацлав Гавел заказал это здание как символ падения коммунизма и новой эры в истории страны.

Как символ этого исторического момента Танцующий дом, похоже, преуспел.

Но другие говорили, что это несовместимо с архитектурой своего местоположения и Праги в целом, города, известного своей архитектурой, сочетающей готику, ренессанс, барокко и модерн.

Что ж, это правда?


Первое, что следует отметить, это то, что архитектура эпохи Возрождения или барокко едва ли сочетается с готической архитектурой.

Неоклассические идеи Возрождения возникли как прямая реакция *против* средневековой готики.

Они воплощают совершенно разные архитектурные и эстетические идеи.

Асимметричный, пышно украшенный собор Святого Вита — настоящий готический памятник.

Отдельные каменщики и мастера имели творческую свободу в своих горгульях, окнах и резьбе.

С его нестандартным оформлением и структурой это какофания вариаций.

В то время как пражский Бельведер эпохи Возрождения, например, представляет собой рациональную систему пропорций и порядка.

Все декоративные элементы одинаковы (т.е. никакой творческой свободы), и все по существу стандартизировано, в отличие от готики.

Готика и неоклассика несовместимы.

Что касается барокко, господствовавшего в XVII и XVIII веках, то это было роскошное, живое, почти причудливое переосмысление неоклассической архитектуры эпохи Возрождения.

Лорета в Праге была диким отклонением от строгих принципов Ренессанса.

А «Танцующий дом» — это во многом интерпретация барокко с использованием современных материалов.

В конце концов, барокко было связано с движением и динамикой, с плавными линиями и привлекательным, привлекающим внимание дизайном.

Как в пражской церкви Святого Николая.

А как насчет великолепного пражского Муниципального зала в стиле модерн?

Весь смысл ар-нуво в том, что это была революция *против* чрезмерно историчных архитектурных стилей 19-го века.

Стиль ар-нуво играл быстро и свободно с правилами; это было радикально, ново и по-другому.

Возможно, тогда Танцующий дом является просто следующим в длинной череде стилистических революций и переосмыслений, добавляющих к богатству пражской архитектуры разных столетий — богатству противоречивых, одинаково очаровательных стилей.

Если смотреть издалека, работает неплохо.

Что ж, доказательство в пудинге.

Спустя почти тридцать лет после постройки Танцующий дом стал символом Праги, популярным среди туристов и известным во всем мире.

И непреходящий символ новой эры после падения коммунизма.


Рецензии