Архитектурная икона, которая достойна возрождению

 


Когда впервые изобрели небоскребы, никто не знал, как они должны выглядеть.

Но затем, в 1920-х годах, архитектор по имени Рэймонд Худ спроектировал Американское здание радиатора и башню Трибьюн.

Должны ли вернуться небоскребы в стиле ар-деко и неоготики?

Когда небоскребы впервые стали возможны в конце 19 века, не было очевидным, как их на самом деле проектировать.

Кроме соборов, минаретов и пагод, ничего подобного размера и формы раньше не строилось — и цель, материалы и контекст были совершенно другими.

Хотя предшественники были в Великобритании, современный небоскреб родился в США в 1880-х годах.

Но сначала они выглядели довольно странно. Никто еще не придумал, как их спроектировать.

Возьмите что-то вроде оригинального здания NYT. Обратите внимание, как архитектура  кажется смешанной из разных стилей.

Появляется  Луи Салливан.

Он был первым архитектором, который понял, как могут работать небоскребы, и его идеи доминировали на протяжении десятилетий.

Сравните здание Салливана Уэйнрайт  с другим ранним небоскребом, Домом страхования жилья.

Обратите внимание, как вертикальные элементы здания Уэйнрайт выдвинуты вперед в непрерывные линии, тянущиеся сверху вниз, а горизонтальные элементы сделаны второстепенными.

Противоположное верно в отношении здания страхования жилья. Вместо этого подчеркнуты его горизонтальные линии.

Салливан понял, что «возвышенность» была определяющим качеством небоскреба, поэтому он подчеркивал вертикальность и подавлял все остальное.

Внезапно небоскреб обрел смысл. Теперь он выглядел правильно.

Он объяснил это в статье под названием «Высокое офисное здание с художественной точки зрения».

Именно здесь Салливан сделал свое часто неправильно понятое (и неправильно цитируемое) утверждение «форма (всегда) следует за функцией».

Это означало, что орнаменту не место в архитектуре. Но Салливан, очевидно, имел в виду не совсем это. Просто более внимательно посмотрите на здание Уэйнрайт.

В любом случае, Салливан совершил архитектурный прорыв, и вскоре небоскребы по всей территории США были спроектированы в соответствии с его идеями.

В этот момент... появляется Рэймонд Худ, родившийся в 1881 году, который станет наследником Салливана в качестве главного архитектора небоскреба.

Худ приобрел международную известность после победы в широко разрекламированном конкурсе на проектирование башни Трибьюн в Чикаго в 1922 году.

Пришли архитекторы со всего мира, в том числе радикальные европейцы, такие как Лоос, Гропиус и Таут, чьи предложения с тех пор оказались пророческими.

Но первое место занял неоготический дизайн Худа, созданный в сотрудничестве с Джоном Мидом Хауэллсом и вдохновленный Руанским собором.

Его богато украшенная вершина бросается в глаза, но взгляните на остальную часть башни — просто и величественно.

Идеальный баланс формы, декора и функциональности?

Вскоре за этим последовал проект Худа для здания American Radiator Building, построенного в 1924 году.

Хотя эта замечательная башня предшествует ар-деко, кажется, что она полностью воплощает в себе этот стиль: смелый, геометрический, абстрактный, энергичный, декадентский, футуристический, монументальный...

Он включает в себя позолоченные украшения и скульптуры Рене Поля Шамбеллана (который также работал над Башней Трибун), которые ярко контрастируют с черными лакированными кирпичами.

Было ли это одновременно рождением и апофеозом ар-деко?

Радиаторное здание вызвало огромный ажиотаж — впрочем, как и все небоскребы Худа.

Он снова и снова порывал с общепринятыми идеями, и его деловое, непочтительное отношение играло на его репутации архитектурного выскочки.

Одним из определяющих качеств небоскребов в стиле ар-деко является использование отступов.

Но на самом деле это был не дизайнерский выбор — это было продиктовано Постановлением о зонировании Нью-Йорка 1916 года, принятым после строительства Equitable Building, экстраординарного здания Салливана.


Власти считали, что Equitable Building слишком доминирует над окружающей средой, не позволяя воздуху и свету достигать уровня улицы.

Постановление о зонировании ограничивало размер зданий на определенной высоте по отношению к размеру их участка, что делало неудачи необходимостью.

И именно по этим правилам Худ спроектировал что-то вроде Рокфеллеровского центра.

Худ никогда не упускал из виду открытие Салливана — возвышенность была главным качеством небоскреба — и успешно использовал неудачи, не нарушая вертикальности своих башен.

Как и Салливан, он не уклонялся от украшения — хотя в конечном итоге Худ отдал предпочтение цвету и рисунку, а не орнаменту, как в кирпичной кладке здания Daily News.

И его стиль стал еще более упрощенным; На смену ар-деко пришел зарождающийся модерн.

Последний небоскреб Худа, McGraw-Hill Building, построенный в 1931 году, был невероятно современным — он имел много общего с радикальной архитектурой Баухауза в Европе.

Это вышло за рамки салливанизма. Но Худ всегда был модернизатором; McGraw-Hill был просто следующим шагом.

Стоит также упомянуть, что Худ работал с дальновидным архитектурным иллюстратором по имени Хью Феррис — одним из самых влиятельных иллюстраторов своего времени.

Феррис был очарован городским дизайном и его влиянием на эмоции и психологию. Его иллюстрации - произведения искусства.

Рэймонд Худ умер в 1934 году, что примерно совпало с остановкой строительства небоскребов в США, продолжавшейся до послевоенного бума и подъема модернизма, или интернационального стиля.

Эффектный, впечатляющий, иногда красивый — но стиль Худа 1920-х к тому времени уже давно ушел в прошлое.

Конечно, не существует единого способа построить что-либо, но небоскребы, спроектированные Рэймондом Худом во время его короткой, но яркой карьеры, особенно в 1920-х годах, предлагают модель, которой многие люди хотели бы подражать в 21 веке.

Достойная возрождения архитектурная икона?


Рецензии