В назидание нынешним
«…Государь, как отчасти сказано выше, должен
следить за тем, чтобы не совершать ничего, что
могло бы вызвать ненависть или презрение
подданных».
Н. Макиавелли
Это выражение я взял из книги Никколо Макиавелли «Государь», думаю, что каждый уважающий себя глава государства знаком с ней. У вас может возникнуть вопрос, а как же тот или иной глава государства может знать, какие чувства может вызвать принимаемое им решение. А всё очень просто, если он спросит себя, как бы он отнёсся к этому, если бы главой государства был бы не он. Не думаю, что наш Президент не понимает, как принял народ его решения, которые привели к тем «выборам», которые прошли у нас при нём или к тому, как относятся люди к решению в период январских событий. Надеюсь, он не разучился говорить правду самому себе, всё ещё надеюсь, хотя надежда тает с каждым днём. И вот опять в надежде быть услышанным, это не я во всеуслышание заявлял о слышащем государстве.
Хочу рассказать о двух величайших личностях в мировой истории государственного строительства, живших в разные эпохи. Их разделяют столетия, но их жизнь поучительный урок и доказательство, что человеку многое подвластно, тем более тогда, когда у него есть реальная власть, тем более, если она практически абсолютная, как в нашем случае. Этот тезис я могу легко доказать, но, как мне кажется, в этом нет необходимости, любому мало-мальски мыслящему человеку, живущему в Казахстане это понятно, как говорят в народе – «даже ежу». У нашего Президента абсолютно послушный парламент, полностью подконтрольные силовые структуры, полная властная вертикаль от правительства до акима села, отсутствие какой-либо политической оппозиции, полностью подконтрольные общественные организации, религиозные структуры как отделы администрации Президента. Но лишь единственное, что их беспокоит 24 часа в сутки, это народ, который имеет историческую память, народ, взращённый на идеалах свободы и справедливости, народ, который способен «взорваться» и смести любую власть. И с этим власть ничего не может поделать и единственный путь, это сделать, чтобы люди стали сопричастными своему государству и решениям её властей. Сейчас мы на одном берегу, они - на другом и пропасть, которая нас разделяет, только увеличивается. Я говорю то, что чувствую и понимаю, что миллионы людей думают также, увы, к сожалению, это правда. Поэтому я постоянно пытаюсь достучаться до тех, от кого зависит будущее нашей страны, разделить с ними тревогу и надежды. Обращаясь к истории своего народа, к мировой истории, я ищу уроки, которые могут помочь найти выход из сложившихся обстоятельств, подсказать оптимальные пути решения. Люди, о которых я расскажу, один из них имел и реальную, и юридическую власть, другой - фактическую, но не юридическую. И они оба архитекторы и созидатели в полной мере успешных государств, нашедшие общий язык со своим народом.
Начну с более древнего периода. Итак, Акбар Великий, император Великих Моголов. Он правил сорок девять лет с 1556 по 1605 годы, внук Захиреддина Бабура, потомка хромого Тимура. Что же позволило ему править почти полвека, этому человеку, который не умел ни читать, ни писать и принявшего власть от своего отца в тринадцать лет. Имя, данное ему при рождении Джелал – ад – Дин Мухаммад, получив империю, основанную дедом Бабуром после завоевания Северной Индии, он расширил её границы и сделал её Великой. У него был умный и дальновидный визирь, этнический туркмен Байрам – Хан (Берам –Хан), уроки которого не прошли даром. В результате продолжительных войн Акбар создал великолепную армию, состоящую из непобедимой тюркской конницы, подразделений боевых слонов, специальных отрядов сапёров и артиллерии. За несколько лет он, не потерпев ни одного поражения, сломил армии более сильных соперников и расширил границы империи. Включив в её состав султанат Гуджарат в Западной Индии, на востоке земли Бихара, Бенгалии и Ориссы, вышел к морю и получил доступ к морской торговле. Его империя тянулась от устья Инда на севере Аравийского моря до дельты Ганга в Бенгальском заливе более чем на 2000 километров и на 1100 километров от Кабула до центра Индии. Население составляло более 100 миллионов человек. Воевал он очень жестоко и беспощадно, не буду приводить многочисленные факты, одного примера достаточно, тема нашего разговора не об этом. После штурма одной из крепостей индийских раджпутов были перебиты 25000 пленных. Тем не менее, Акбар не любил войны, предпочитая язык дипломатии, взаимную торговлю и демонстрацию силы и возможностей. Так за что же подданные любили своего своенравного, противоречивого правителя? За то, что он делал свою страну великой, а людей сопричастными к её достижениям. В его империи жили люди многих национальностей и вероисповеданий, и он в первую очередь сделал свободное вероисповедание всем не мусульманам, отменил джиззу - налог на не мусульман. В его правительстве было много министров, не исповедующих ислам. Он был по- настоящему веротерпим, более того он допускал свободное обсуждение догматов веры, в том числе и ислама. Он неграмотный человек был покровителем науки и искусства, он собирал стихи и оставил после себя огромную библиотеку, состоящую из 24 000 книг. Он делал то, чем гордились его подданные, и они прощали ему, его многочисленные причуды, его не за что было презирать и ненавидеть. Он запретил рабство, обычай самосожжения жён вместе с умершими мужьями. Ввёл единую систему налогообложения, чтобы побороть мздоимство чиновников, не взымал налоги при неурожае и голоде, выдавал ссуды деньгами и зерном, ввёл единую систему мер и весов, единый солнечный календарь на основе таблиц своего предка Улугбека внука хромого Тимура, он назначал на должности людей различных национальностей, привлекая умных и образованных. Так в чём же секрет его полувекового правления и при том сохранение почитания со стороны подданных. Как известно, наш долголетний правитель, первый Президент страны за тридцать лет нахождения во власти «добился» такого уровня ненависти со стороны подавляющего большинства народа, что у людей скрепят зубы при одном упоминании его имени. И всё это «благодаря» тому, что он слышал и слушал только себя любимого и себе подобных и делал то, что ему виделось правильным и справедливым. А Акбар Великий умел слушать и слышать свой многонациональный народ и вопреки противодействию «элит» и окружения проводил реформы в интересах людей. При этом он понимал, что возникала прямая угроза его жизни, так как даже его родные сыновья пошли против него. У нас, как известно, Назарбаев легко поменял благополучие собственного народа на возможность баснословного обогащения своих дочерей и их мужей, многочисленных сватов, родственников, друзей. В начале своего пути наш второй Президент К. Токаев, казалось, правильно услышал чаяния людей и объявил о создании нового, слышащего и справедливого государства. В душах людей затеплилась надежда и вера, что наконец-то народ Казахстана получит от власти то, что заслужил: Справедливость и Правосудие, Социальную защиту и Законность, Демократию и Сопричастность. Но, увы, воз и ныне там, декларации так и остались декларациями, «закон что дышло, туда же вышло», коррупция только усилилась, образно, если ранее было 10%, то сейчас все 30% мзды, отыгрывают инфляцию и период простоя в кантар. Это знают и об этом говорят все, кому не лень, ну а власть печатает победные реляции. Мы движемся по инерции, понимая, что не можем повлиять ни одно решение властей страны, она (власть) движется в своей парадигме, уверенная в том, что люди опять уподобятся немым и слепым и очередные тридцать лет «молчаливого согласия» им обеспечены. Пока их расчёты оправдываются, и вокруг тишина, всё пространство зачищено от реальных оппонентов власти, но такая тишина звучит зловеще, и это понимают те, кто может слушать и слышать.
Эта фраза: «Неважно, чёрная кошка или белая кошка; если она может ловить мышей, это хорошая кошка», ставшая своеобразным лозунгом политики социалистической модернизации Китая, принадлежит человеку, которого наше поколение ещё застало живым. Человеку, предопределившему путь Китая из фуфаечно – шинельной, полуголодной страны в страну с первой экономикой в мире, страну, достижениям которой можно только удивляться, страны, у которой на период начала реформ стартовые возможности экономики были намного ниже, чем у нас в Казахстане. Я знаю это не понаслышке, я был в Китае, когда они только начали свой путь на Олимп, они только-только привыкшие жить не впроголодь, занялись своей страной с таким энтузиазмом, который возможен только в том случае, если народ безгранично верит и доверяет свой власти. И человеком, сделавшим это, был Дэн Сяопин. А ведь наш «Елбасы» мог бы стать таковым, ведь природа не обделила его талантами, я всегда задаю себе вопрос: Ну почему наш первый Президент выбрал путь личного обогащения, а не служения народу и государству? И отвечая себе же на этот вопрос, думаю, возможно, были правы те, кто говорил о калмыкских корнях Н. Назарбаева, только по- настоящему ненавидя нас, можно было творить то, что он сделал с казахами, практически сделав «мздоимство» нашей чертой характера. Просто взгляните правде в глаза, ведь коррупция как таковая не стала нашим стыдом и кошмаром, мы возвели её в ранг достоинства и бахвальства, она пронизывает всё наше общество снизу доверху. Это горькая правда, изменившая нашу природную полынную горечь, которая в своей сути несёт исцеление телу и душам на горечь самовлюблённых «понторезов», которые кичатся умением приспосабливаться. Я ничуть не хочу умалить достоинства другого народа, в данном случае история взаимоотношения калмыков (калмаки, ойраты, джунгары) и казахов, так сложилась, что мы более 200 лет воевали, уничтожая друг друга, и это отложилось в генетической памяти казахов. Но вернусь к Дэн Сяопину, отцу китайского чуда, который не был руководителем Китая, но был отцом народа. Он родился в 1904 году в простой китайской семье, его звали Дэн Сяньшэн. В возрасте 15 лет он уехал учиться во Францию, подрабатывая пожарным, официантом, рабочим на заводе «Рено». Заинтересовался марксизмом, в 1921 вступил в Коммунистический союз молодёжи Китая, в 1923 - в партию. Учился в Коммунистическом университете трудящихся Востока в Москве. Вернувшись в Китай, жил жизнью подпольщика, руководил восстанием, рядом военных операций против японцев и Чан Кайши, стал соратником Великого комчего Мао Цзэдуна. В 1966 году во время культурной революции попал в опалу, был снят со всех должностей и отправлен на тракторный завод рабочим. Его сын стал инвалидом после пыток со стороны хунвейбинов. Хунвейбины это отряды студенческой и рабочей молодёжи Китая, которые проводили в жизнь агрессивную политику «культурной революции». В 1974 году по требованию Чжоу Эньлая Мао Цзэдун вернул Дэн Сяопина на пост вице-премьера. После смерти Чжоу Эньлая в 1976 году, известная «банда четырёх», руководимая последней женой Мао Цзэдуна, осуществляла нападки на Дэн Сяопина, выбрав его в качестве главной мишени критики. Но смерть Мао предопределила и конец культурной революции, к власти пришли сторонники модернизации Китая. Дэн Сяопин, занимая должность Председателя Центрального военного совета ЦК КПК, фактически был руководителем модернизации Китая. Результаты его работы и продолжателей его дела у нас всех перед глазами, нет смысла говорить об этом. Последуем поговорке: «Лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать». Дэн Сяопин умрёт в 1997 году в возрасте 92 лет, у него три дочери и два сына от третьей жены. Он не стремился занять место Мао в истории, не умолял его достоинств, не преувеличивал его недостатки. В 1982 году ЦК КПК издало документ: «О некоторых исторических вопросах со времён образования КНР», где сказано, что Мао был великим марксистом, пролетарским революционером, военачальником и генералом. Он признан неоспариваемым основателем государства и Народно-освободительной армии Китая. Как сказал Дэн Сяопин: «…он был плохим на 3/10 и хорошим на 7/10». О чём говорит судьба Дэн Сяопина? О том, что бескорыстное служение народу и государству рано или поздно приносит плоды, сначала эти плоды пожинает государство и народ, которому ты служил, а затем государство и народ воздаёт должное тому, кто служил доброй памятью и любовью поколений, тем, что не имеет цены и осеняет всех потомков того, кто честно служил своему народу. А нашим бы «служакам» стоит вспомнить слова классика: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», есть такая штука, как память народа, его генная память, она пронизывает тысячелетия и её невозможно стереть, и она незримо будет сопровождать жизнь потомков любого человека, особенно это касается тех, кто волею судеб становится слугой народа. И только от него самого зависит, какая будет плата за труды, будет ли это уважение и любовь или презрение и ненависть.
Два разных человека, две разные эпохи, но два одинаковых отношения потомков – любовь и уважение за служение народу и государству, вопреки обстоятельствам, вопреки сложившимся стереотипам, вопреки давлению и угрозам, вопреки личностным порокам и страстям, вопреки безграничным возможностям, уподобления себя высшему творению природы, вопреки возможности самолюбования и самовосхваления, за отказ от собственного культа, ради культа всей нации, народа и государства. Они смогли убедить свой народ поверить, их мысли, их идеи стали общими для всех, и они повели народ за собой и вместе с ним создали великие государства, которые будут жить в памяти потомков вечно. Томас Карлейль сказал: «История всякого народа становится богатой событиями, великой, она приподымает душу, как только народ уверует». И это истина, не было бы империи Великих Моголов бриллианта в истории Индии, не было бы современного, развивающегося семимильными шагами Китая, если бы идеи и помыслы людей, возглавивших эти государства, не стали мечтой каждого живущего в этом государстве человека. У меня есть мечта о великой стране, о ней я написал в стихотворении «О, Казахия мечта» и главное и определяющее в нём слово, это Справедливость. Мы её потеряли давно, только на заре независимого Казахстана, она у нас у всех была, тогда была и надежда, что мы построим то государство, о котором мечтаем. Последние тридцать лет мы все живём, всё ещё мечтая, многие уже ни на что, не надеясь, словно какой-то злой рок нас преследует. Но наша мечта о таком государстве, так и останется несуществующим фантомом, фантомной болью, когда то, что болит не имеет физического воплощения, но, тем не менее, оно болит. Нам нужно прекратить думать, что наша мечта и надежда на настоящий, новый Казахстан это всего лишь фантом, это необходимо сделать реальностью и сделать это можем только мы. А для этого нужно просто прекратить быть сторонним наблюдателем в своей стране, нужно прекратить быть в стане молчащих и скулящих, нужно преодолеть инерцию постороннего лица. Наши предки говорили, что страшнее смерти только бесчестье, единственное бесчестье которое можно оправдать, это бесчестье спящего человека, но мы ведь не спим двадцать четыре часа в сутки. Пора по- настоящему просыпаться, друзья!
Свидетельство о публикации №225101900475