Портрет матери- 20 лет спустя
Она уселась на свое удобное кресло , привычно оглядела все здания вокруг, убедившись, что из многих окон , не смотря на позднее время, до сих пор льется теплый свет… представила, как уютна жизнь за каждым из этих окон- это стало ее доброй привычкой в последние пять лет: сочинять сказочные истории о каждом обитателе этих по сути дела чужих ей квартир… не имея своей личной жизни , ей хотелось радоваться чужим успехам, сопереживать чужое счастье...и даже разделять их боль и проблемы.
Постепенно мысли ее вернулись к собственным заботам, думам, тревожащим душу немолодой женщины.
Вот уже 18 лет назад как они с сыном перебрались в эти теплые края — на побережье Средиземного моря, в страну высоких пальм и бирюзового горизонта там, где море перетекало в небо, на котором практически никогда не было облаков, а еще реже возникали черные грозовые тучи...
Сказать , что женщине далеко за 50 было нелегко начинать новую жизнь в чужой стране без знакомых, без поддержки, но с сыном-подростком...хоть и довольно самостоятельным, но все же нуждающемся пока в обучении ..причем еще среднем образовании…- это ничего не сказать.
Они сумели. Они преодолели все трудности, подставляя друг другу плечо в самые трудные минуты. и Сереженька закончил колледж, получил хорошее образование в университете и сумел найти прекрасную работу в другой стране, где уровень жизни гораздо выше...он даже женился там, приобрел для семьи дом в ипотеку, и у нее за него голова совсем не болела- знала, что воспитала достойного мужчину, способного позаботиться и о своей семье...и о будущих детях.
Сама же она ,естественно, глубоко переживала « синдром опустевшего гнезда». Для женщины, всю жизнь отдававшей всю себя без остатка сыну- недосыпавшую из-за работ, не по силам взвалившихся на ее плечи, недоедавшую порой, чтобы отдать лакомый кусочек любимому сыну (как же ! растущий организм! он больше нуждается!)… теперь она ощущала себя невостребованной.. забытой...никому не нужной.
Нет, дело было не в материальном недостатке — теперь она имела небольшую пенсию, которой, впрочем, ей вполне хватало, так как и интересы.. запросы ее теперь были совершенно небольшими- ей на все хватало.
Тут грузом лег на сердце разговор с сыном...уже после его женитьбы, когда он упрекнул мать в том, что пора бы ей немного и самой научиться жить для себя, обучиться всем премудростям работы через интернет-раз теперь все операции абсолютно проводятся виртуально. При этом прозвучала мысль, совершенно неприятная для нее, как матери:
- Мам, откуда у тебя эти понятия, что дети должны что-то родителям ?
- Как же , Сережа, ты можешь так говорить? А где же уважение к старшему поколению? Я ведь отдавала тебе все, что могла, отрывая от себя…
- А это другое, мама. Ты меня рожала для себя. Ты знала , на что шла. Это была твоя прихоть.. и твоя прямая обязанность — родила, доведи до того, как выпустишь в жизнь…
У Раисы Вениаминовны даже дыхание перехватило от такого неожиданного мнения повзрослевшего сына.
Разве этому она его учила ?! Да и в детстве он был щедрым мальчиком, сопереживающим тем, у кого были трудности… Когда он успел превратиться в этого черствого мужчину… нет, не вообще…он по-прежнему расшибется в лепешку ради жены, друзей ... а конкретно, по отношению к матери. Разве МАМА -не самый родной человек на земле?! Эх, совсем не этому она его учила!
Она, конечно , понимала, что кроме ее воспитания, он получал так называемое « уличное»- что здесь детям внушают, что они ничем не обязаны своим родителям.
Понимала, что теперь он имеет другую жизнь и отвечает за новую семью.
И тем не менее в груди что-то легло тяжелым камнем.. и эта тяжесть переросла в одышку — порой все начинало жечь огнем в районе солнечного сплетения.
Безусловно, женщина не перестала меньше любить своего сына, даже старалась помочь по возможности… но вот здоровье ее сильно подкосилось...и теперь она почти не выходила из дома, проводя вечера на балконе, чтобы глотнуть свежего морского воздуха, порадоваться теплому свету, лившемуся из чужих, ставших такими родными окон, послушать пение невесть откуда здесь взявшегося сверчка и вспоминать свои молодые годы, когда бегала босиком по цветочному лугу, собирая красные лилии-саранки да темно-сиреневые ирисы...
И больше всего, естественно, ей хотелось при этом, чтобы жизнь ее сына и его семьи была счастливой, безоблачной...как это дневное небо Испании, страны, которая приютила ее, стала ее домом…
18 октября 2025
Свидетельство о публикации №225101900056