Архитектура школ и эмоции учеников

Какое эмоциональное воздействие во время учебы получают учащиеся западных школ, если школы выглядят как тюрьмы?

Наверняка мало, если вообще есть, форм архитектуры, более важных, чем архитектура образования, и тем не менее она в значительной степени игнорировалась при строительстве.


Этот образ мог вызвать обманное впечатление. Предполагаемые  школы на самом деле могли быть тюрьмами, и наоборот.

Это не так — это настоящие тюрьмы и настоящие школы. Но тот факт, что их можно было правдоподобно подменить, многое говорит о состоянии образовательной архитектуры.

Самое главное, когда дело доходит до строительства школы. То главное, чтобы ее построить. Гораздо лучше иметь уродливое школьное здание, чем вообще не иметь школьного здания.

Но когда ресурсов для проектирования и строительства школ достаточно, возникает вопрос: какими они должны быть?

Что ж, великий писатель и критик 19-го века Джон Раскин утверждал, что школы, безусловно, являются самой важной формой общественной архитектуры.

Ведь молодежь нации – это ее будущее, и место, где она воспитывается, безусловно, заслуживает особого внимания и заботы.

Но какая разница, как выглядит школа — или как выглядит любое здание — если уж на то пошло?

Исследования доказали то, что многие люди знают интуитивно: места, в которых мы живем, влияют на наши чувства, настроение, поведение и психологию.

Мы формируем наши здания, а они формируют нас.

Так что же говорить молодым людям, когда их школы, казалось бы, строятся как можно дешевле и небрежнее?

Это «образование» якобы имеет большую ценность, но как мы можем ожидать, что ученики поверят в это, когда место их образования оформлено безобразно?

Для многих учащихся, независимо от качества образования, школа сама по себе является в лучшем случае унылым и скучным местом, а в худшем — местом, где активно пугают и даже враждебно настроены.

Не говоря уже о студентах — как учителя относятся к таким местам? Отражают ли они важность своей работы?

Если предполагается, что образование должно возвышать, расширять возможности и вдохновлять учащихся, разве школьная архитектура не должна этому соответствовать?

Даже если в этих обветшалых послевоенных школах есть определенное очарование, они едва ли передают жизненную силу и преобразующую силу образования.

Это не сулит ничего хорошего для образовательной системы, когда ее школы так часто неотличимы от тюрем или заводов.



Современная архитектура школ дает Сообщение студентам, пусть и непреднамеренное, но ясное: они должны решать свои  проблемы, с которой нужно иметь дело. И инструмент с помощью которого это нужно осуществить.

Приоритетом, конечно же, должны быть насущные потребности, будь то учителя или образовательные ресурсы.

Но мы недооцениваем и игнорируем силу архитектуры на свой страх и риск — как вред плохого дизайна, так и огромные преимущества хорошего дизайна.

Проблема вредоносной школьной архитектуры только усугубилась с появлением огромных заборов по периметру, ворот и турникетов, установленных во имя безопасности.

Многие школы превратились в неприступные крепости, окруженные металлическими шипами, камерами и проволочной сеткой.

Безопасность имеет решающее значение в любой школе — это не подлежит сомнению, — но с каждым дополнительным уровнем безопасности приходится идти на компромисс между свободами и доверием.

Безопасность необходима, но слишком усердное стремление к ней может превратить школу в то, что изнутри и снаружи выглядит как буткемп - подготовки военнослужащих для армии.

В любом случае, принимая во внимание необходимость этих заборов и ворот, нет никаких причин, по которым они должны быть такими пугающими.

Требуется лишь немного воображения, чтобы превратить то, что пугает, в нечто очаровательное, осмысленное, даже красивое — и столь же функциональное.

Очевидно, что хорошее образование все еще возможно (и распространено) в уродливых и плохо спроектированных школах.

В общенациональном опросе, проведенном Королевским институтом британских архитекторов, 90% учителей согласились с тем, что хорошо построенные и спроектированные школы улучшают поведение учащихся и результаты обучения.


Ничто из этого не означает, что школы в прошлом обязательно были лучше, чем сейчас — многие из них были явно хуже.

Тем не менее, из тех, что сохранились, многие гораздо приятнее и в целом менее похожи на тюрьмы.

Конечно, есть много способов построить красивую школу...

... и многие современные школы были очень хорошо спроектированы, и гораздо больше внимания уделялось эстетике образовательной архитектуры.

Не так давно один из самых известных современных британских архитекторов Заха Хадид спроектировала школу в Брикстоне, Лондон.

Но слишком много молодых людей вынуждены терпеть угнетающе плохую образовательную архитектуру.

Кто может винить их за ненависть к школе, когда подавляющее впечатление от мест, где они учатся, — это безразличие, незначительность, запугивание, уродство и постоянный контроль?

Каково решение — как должна выглядеть хорошая школа?

Единой модели не существует, но мы можем правильно понять основы: структурно и материально прочное, не похожее на тюрьму, немного воображения и здание, которым могут гордиться студенты, учителя и общество в целом.


Наверняка мало, если вообще есть, форм архитектуры, более важных, чем архитектура образования, и тем не менее она в значительной степени игнорировалась строителями.

Молодые люди страдают (и, соответственно, все остальные), когда школы выглядят как тюрьмы. Юное поколение заслуживает и нуждается в архитектуре зданий, которое значительно улучшает их эмоциональное состоянии при получении важных для них знаний. 


Рецензии