Тайны известных картин мира

15 июня  544 года назад родился один из самых известных людей в истории мира.



Вот история женщины с самой известной улыбкой в мире, Лизы Герардини, которая никогда не видела даже собственного портрета...

Лиза Герардини родилась во Флорентийской республике 15 июня 1479 года.

Она происходила из старинной аристократической флорентийской семьи, которая хоть и была обеспеченной, но уже не такой богатой и влиятельной, как раньше.

Герардини зарабатывали деньги на продаже шелка и ткани. Его лавки были разбросаны по всему городу.

Она была старшей из семи детей, и семья несколько раз переезжала по Флоренции, в конце концов обосновавшись недалеко от знаменитого Санта-Кроче (виден здесь до его реставрации в 19 веке).

Здесь семья, возможно, подружилась с Пьеро да Винчи, отцом Леонардо.

В 1495 году Лиза вышла замуж за торговца тканями по имени Франческо дель Джокондо. Так она стала Лизой дель Джокондо — отсюда Мона Лиза известна как Джоконда в Италии и Джоконда во Франции.

У него были деньги, а у нее было благородное имя, и вместе они жили комфортной жизнью среднего класса.

У Лизы с Франческо было пятеро детей, а также она воспитывала его сына от предыдущего брака.

В 1503 году они переехали из квартиры в собственный дом на Виа делла Стуфа; Франческо стал служить на государственной службе правительства Флоренции и зарабатывал больше денег.

Именно в этом, 1503 году, Франческо заказал портрет своей жены, возможно, чтобы отпраздновать переезд в их новый дом.

И он заказал не кого иного, как Леонардо да Винчи, который только что вернулся во Флоренцию из Милана (через Венецию) после почти двадцатилетнего отсутствия.

Биограф XVI века Джорджо Вазари сказал, что Леонардо «работал над ней четыре года», прежде чем оставить картину незавершенной.

Ему было поручено создать большую картину в ратуше Флоренции, Палаццо дель Веккьо, и поэтому его внимание было обращено на нее.

Но Леонардо так и не завершил этот проект.

И когда он вернулся в Милан в 1508 году, а затем отправился во Францию, чтобы работать на короля Франциска I, он взял с собой портрет Лизы дель Джокондо.

Вероятно, он продолжал работать над ним до своей смерти во Франции в 1519 году.

Так что героиня  самого известного портрета в истории никогда его даже не видела.

Мона Лиза хранилась во дворце Фонтенбло, а затем в Версале французской монархией.

До 1797 года, после революции, когда она была перенесена в Лувр, где и остается с тех пор.

Но вернемся во Флоренцию, где Франческо попал в беду. Он был сторонником семьи Медичи (которая была сослана в 1494 году) и был заключен в тюрьму в 1512 году из-за политической напряженности.

И был освобожден  позже в том же году, когда Медичи вернулись и снова взяли под свой контроль город.

В 1537 году Франческо умер, и хотя Лиза получила по его завещанию достаточно, чтобы прокормить себя, она поступила в (сейчас заброшенный) монастырь Сант-Орсола, где одна из ее дочерей уже была монахиней.

Там она и умерла в 1542 году в возрасте 63 лет.

Такова очень краткая биография Лизы дель Джокондо, родившейся 15 июня этот 544 года назад.

Вряд ли она или Франческо могли знать, что ее лицо (и улыбка) станет, пожалуй, самым известным лицом в истории, известным во всем мире почти через пять столетий после ее смерти.

Но это другая, часто забываемая сторона истории искусства: не художник или движение, а люди на картинах.

Их лица, как и лица Лизы дель Джокондо, известны миллионам и миллионы раз воспроизводились на всем, от открыток до подушек.

А как насчет другого известного флорентийского художника Сандро Боттичелли и его возлюбленной «Рождения Венеры»?

Есть некоторые споры, но моделью Венеры, вероятно, была женщина по имени Симонетта Веспуччи, хотя она умерла десятью годами ранее в возрасте всего двадцати двух лет.

Симонетта Веспуччи (двоюродная сестра Америго Веспуччи, в честь которого была названа Америка) была, по-видимому, самой красивой женщиной своего возраста.

Ученые спорят, действительно ли она была главной моделью Боттичелли, но мы знаем, что он попросил похоронить ее у ее могилы, когда умер.

Тогда есть «Девушка с жемчужной сережкой», написанная Иоганном Вермеером в 1665 году.

Но... на самом деле это не портрет. Это «трони», жанр голландского искусства 17 века, в котором определенные настроения, идеи или места аллегорически изображались в виде лиц, часто с необычными выражениями.

Тем не менее ученые предполагают, что моделью для этого не-портрета могла быть дочь Вермеера Мария.

Если это так, то она является еще одним примером человека, чье лицо было воспроизведено миллионы раз и известно во всем мире, и лишь немногие люди когда-либо знали ее имя.

А Винсент Ван Гог?

Одной из его любимых моделей была не дворянка, а нищий ветеран войны по имени Адрианус Якобус Зуйдерланд.

Самый известный пример — «Врата вечности», но Ван Гог рисовал и повторял  его много раз.



Одной из моделей Караваджо была куртизанка Филлиде Меландрони, известная как Юдифь и Олоферн.

Но он также находил  модели  на улицах Рима, и хотя мы никогда не узнаем их имен, Караваджо увековечил этих анонимных нищих, превратив их в святых и апостолов.

Американская готика в одночасье принесла Гранту Вуду известность в 1930 году.

Кто были его модели? Грант Вуд нарисовал свою сестру Нэн Вуд Грэм и их дантиста доктора Байрона МакКиби.

На фото они выглядят не менее торжественно, чем на их знаменитом подобии.

Плот Медузы, написанный Теодором Жерико в 1819 году, изображает реальную морскую катастрофу 1816 года.

Жерико взял интервью у выживших, включая Анри Савиньи и Александра Корреара, чтобы узнать о катастрофе и получить точные сведения о самом плоте.

Что касается «Поцелуя» Густава Климта, еще одной из тех картин, которая прочно вошла в сферу массовой культуры, то о том, кто были модели, ведутся споры.

Скорее всего, это были сам Климт и модельер Эмили Луиза Флёге, его спутница на всю жизнь.

В монументальном «Страшном суде» Микеланджело, написанном на стенах Сикстинской капеллы в 1540-х годах, он использовал чиновника Ватикана по имени Бьяджо да Чезена в качестве модели для Миноса, судьи подземного мира.

Почему? Бьяджо раскритиковал работу Микеланджело...

Увы, это лишь немногие примеры людей, слава лиц которых намного превзошла их имена.

Но они также являются такой же частью истории искусства и культуры, как художники, которые их нарисовали, или сами картины.


Рецензии
Сила знаменитых картин в способности принять-сохранить мысли и переживания художника.Художник и сам создавая эти шедевры не может объяснить.,но что Он был находился в этом необъяснимом чувстве,образе ,свойстве-неоспоримо!

Саша Немиров   19.10.2025 14:24     Заявить о нарушении
Очень важно. Это энергия картин, которая распространяется через века.
С уважением,
Анатолий

Анатолий Клепов   19.10.2025 16:26   Заявить о нарушении
Аналогично в музыке,литературе,молитвах, иконах.Не напрасно с давних времен люди считают,что эта энергия накапливается(намоленная икона).Не каждый человек воспринимает её энергию или бывает не всегда удаётся.Свойства человеческого (да и животных)очень слабо изучены.Смею полагать,что интуиция из этой же категории.Не всегда правильно заставлять,подчинять организм.Нужно учиться слушать его.Недавно я участвовал на тренировке по футболу внука,была викторина :один из вопросов был -кто забил первый гол в серии пенальти Россия-Испания на ЧМ 2018.Я тут же выпалил-Черышев.Тренер начал раскачивать отвечающих наводящими вопросами...я взял и поменял ответ.А ведь только я ответил БЫ правильно.Спасибо Вам за беседу.

Саша Немиров   19.10.2025 18:27   Заявить о нарушении