Гранит познания

В уютной долине, укрытой от ветра высокими скалами, жил дракон по имени Антрацит или Уголёк, как он сам себя называл. Он был невелик для своего вида, был покрыт чёрной чешуёй с серебристым отливом и носил на кончике хвоста смешной пышный пучок шерсти, похожий на одуванчик.
Каждое утро Уголёк выходил из своей пещеры на солнечную полянку, чтобы насладиться завтраком. А завтрак у него был особенный – не принцессы и не овцы, а большие, хрустящие, покрытые мхом валуны, которые он с наслаждением хрумкал, как конфетами.

И вот однажды утром, как раз когда Уголёк с предвкушением отламывал кусочек от особенно вкусного розового гранита с мерцающими прожилками слюды, на полянку вышел рыцарь. Но не простой рыцарь. Это был сэр Всезнайкус Просвещённый. Его доспехи так были начищены, что слепили глаза. На поясе висела не огромная секира или меч, а увесистый фолиант под названием «Энциклопедия Современного Рыцаря, том I: Драконы, их повадки и правильное обращение».

Сэр Всезнайкус топнул ногой, и латы весело звякнули.
–Ага! Попался, огнедышащий негодяй! – провозгласил он, занося книгу как щит. – Согласно главе третьей, «Утренние ритуалы драконов», ты должен был изрыгать пламя на восходе солнца для очистки гортани! Ты нарушаешь распорядок!

Уголёк перестал хрумкать и удивлённо посмотрел на рыцаря одним глазом.
–У меня с утра изжога, – вежливо пояснил он. – А пламя я предпочитаю изрыгать после обеда, для лучшего пищеварения. Это в вашей книге есть?

Сэр Всезнайкус растерялся. Он лихорадочно пролистал страницы.
–Гм… Глава седьмая, «Пищеварительные процессы»… Ничего не сказано про изжогу! – заявил он, но уже менее уверенно. – Но это не важно! Я здесь, чтобы тебя победить!

– Победить? – Уголёк с интересом облизнул гранитную крошку с лапы. – А зачем?
–Как «зачем»? – звякнув доспехами, всплеснул руками рыцарь. – Так положено! Рыцари побеждают драконов! Это традиция! Смотри, глава первая: "Основные цели и задачи: Каждый настоящий рыцарь обязан победить дракона".

– Понимаешь, – сказал Уголёк, отламывая ещё кусочек валуна, – у меня тут тоже есть дела. Завтрак, например. И потом, я никому не мешаю.

– Но ты же дракон! – не сдавался сэр Всезнайкус. – Ты должен быть грозным, нападать на деревни и хранить сокровища!

Уголёк вздохнул, и из его ноздрей вырвалось два маленьких клубка дыма, пахнувших корицей.
–Сокровища – это скучно. Они холодные и колются. А вот посмотри, – он показал хвостом на поляну. – Видишь, какие тут цветы? Это мои сокровища. А самый главный клад – это моя пещера, в которой всегда прохладно в жару и тепло зимой.

Рыцарь опустил книгу. Ничего из этого не было в «Энциклопедии». Он смотрел на довольного, хрумкающего камнями дракона, на солнечную полянку, на бабочек, порхающих вокруг его хвоста-одуванчика. В его голове, полной правил и цитат, вдруг возникла звенящая пустота.

– И… и что же мне теперь делать? – растерянно спросил он. – Я готовился, учил…

– А ничего. Присаживайся, – предложил Уголёк. – Попробуй гранита. Очень минерально и полезно для костей. У тебя, я смотрю, с ними проблемы – весь в железе, наверное, неудобно. Твои кости без железок тебя уже не держат?

Сэр Всезнайкус медленно снял шлем. Он был молодым и очень смущённым. Он присел на камень и неуверенно потрогал валун, который ему пододвинул дракон.
–В книге не написано, что драконы едят камни, – тихо сказал он.
–В твоей книге много чего не написано, – мудро заметил Уголёк. — Ведь её писали люди.

Рыцарь отколол крошечный кусочек камня латной рукавицей и положил в рот. Он скрипел на зубах.
–На любителя, – пробормотал он. - И выплюнул камешек.
–Конечно, – согласился дракон. – Как и победа над ни в чём не повинными существами.
— А хочешь, я расскажу тебе кое-что о драконах, как дракон? — спросил Уголёк.
— Да, хочу! — глаза молодого рыцаря загорелись жаждой знаний.
 
Сэр Всезнайкус провёл на поляне весь день. Он узнал, что драконы обожают, когда им чешут за ушком (это единственное место, до которого они сами не могут дотянуться), что пучок на хвосте Уголька идеально подходит для смахивания пыли с паутины в пещере, и что самое страшное проклятие для дракона – это насморк, потому что тогда из ноздрей вместо дыма идёт пар и пузыри, и это выглядит совсем не грозно.
Представив эту картину, рыцарь так и покатился со смеху.

Вечером, уходя, сэр Всезнайкус Просвещённый поклонился.
–Спасибо тебе, Уголёк. Ты преподал мне лучший урок, чем все книги в мире.
–Пустое, – фыркнул дракон. – Заходи как-нибудь на послеобеденный огонёк. Покажу, как пускаю дымные кольца.

А на следующий день в королевстве пронёсся слух, что сэр Всезнайкус, знаменитый рыцарь-эрудит, победил самого страшного дракона в долине силой мудрости и великодушия. Это было сделано специалтно, чтобы дракона больше никто не беспокоил. И с тех пор рыцарь носил на своем поясе, рядом с потрёпанной «Энциклопедией», маленький, отполированный до блеска кусочек розового гранита. Напоминание о том, что самая важная истина редко пишется в книгах – её нужно найти самому, иногда на солнечной полянке, за завтраком с драконом.

Наталья Короткая


Рецензии