Коллекционер
Режиссёр Светлана Бутузова
Бывали ли вы когда-нибудь в Доме культуры «Фламенкерия», что на Доброслободской, 5а? Нет? Ну и очень зря! Здесь Театр психологической драмы «Многоточие» радует вдумчивого зрителя спектаклями по произведениям писателей, которые хочется читать, перечитывать и обсуждать. Я вот вчера на «Коллекционере» по мотивам романа Джона Фаулза была.
Длилось действо сие около двух часов без антракта, и оно, конечно, не могло охватить всех нюансов отношений героев, описанных в книге Фаулза. Количество персонажей было сокращено до трёх: простой клерк и коллекционер бабочек Фредерик Клегг, коему повезло выиграть внушительную сумму денег; юная красавица, художница Миранда Грей; и Ч.В. — пожилой художник, питавший интерес к Миранде, и не без взаимности.
Лично я, как истинная поклонница творчества Джона Фаулза, не отказалась бы от философского спектакля с элементами психоанализа длиной этак часиков в пять. Но понимаю, что в данном случае это не нужно. Ибо артисты театра «Многоточие» и за два часа отразили практически все основные проблемы, поднятые автором. Проблемы одиночества человека в нашем мире; эгоизма и социофобии; социального неравенства; родительской нелюбви и прессинга… Показав нам , во что проблемы эти вылились у Клегга…
В спектакле, с легкой руки Миранды, поднимаются также проблемы ответственности творца перед обществом; реализации таланта; искусства, должного и мОгущего изменить мир к лучшему. Лично у меня слёзы на глазах появились уже в первые минуты, когда хрупкая Миранда, стоя на авансцене-лестнице озвучивала свои мечты, связанные с творчеством… А из зала на неё уже надвигался плотный, коренастый, упорный как танк Клегг, знакомивший зрителей с мечтами своими. Не понимавший, да и не желавший понять, что с этого самого момента начинает планировать изощренное убийство.
И конечно, главная проблема, освещённая в этой постановке — осознание счастья быть свободной и стремление достичь его вопреки всем обстоятельствам.
Оформление спектакля поражает своей простотой и эффектностью одновременно. Нашему взору предстаёт огромный «аквариум» из полиэтиленовой плёнки, в коем содержится Миранда. Красивое освещение дает нам возможность видеть, как девушка пытается вырваться на свободу; беседует сама с собой или спит на койке, подвешенной к потолку… Была бы у Клегга возможность тогда, в 60-е годы прошлого века, устроить систему компьютерного наблюдения — он наверняка пошёл бы на это, с маниакальной одержимостью отслеживая каждый шаг своей пленницы…
Об артистах. Они играли прекрасно. Игорь Савостин, уже знакомый мне по роли Чарли Гордона в блестящем спектакле «Цветы для Элджернона», в роли Фредерика Клегга не менее убедителен. Это — робот, машина, двигающаяся по раз и навсегда запрограммированному маршруту! Без каких-либо отступлений и шагов в сторону. Каждое утро — новое платье для Миранды и «фрукт» для повышения уровня витаминов в ее организме. Просто обязательное «надеюсь, вы сегодня хорошо спали?», произнесенное автоматически, равнодушно и без эмоций. И «я это обдумаю» на любую просьбу пленницы, будь это даже элементарное ее желание принять ванну.
Сидеть в первом ряду, встречаясь глазами с «Фредерикам-Фердинандом-Калибаном» — ещё «то» удовольствие. Немигающий «рыбий» взгляд его завораживает: кажется, что если не отведёшь вовремя глаза — получишь «в подарок» ледяное сердце, как у Кая в «Снежной Королеве»!
Нет, такую бестию не победить ни разговорами об искусстве, ни красочными описаниями жизни сирот, которым не хватает полноценной еды. Его мир столь ограничен, что он не рискует впускать туда «лишние» эмоции: а вдруг, возьмёт мир — да лопнет?
От души восхищаюсь зрительницей, решившейся отдать Клеггу своё обручальное кольцо — только на время, для объяснения с Мирандой. Я бы, если честно, сделать это не рискнула!
Роль Миранды ярко, талантливо и убедительно исполнила молодая актриса Анна Помысухина. Ей удалось отобразить весь спектр эмоций и отношения ее героини к происходящему. Вначале — наивное недоумение (а разве такое возможно?), позволившее Клеггу безнаказанно ее похитить; потом — ярость, гнев, крики, попытки привлечь к себе внимание хоть кого-то…
Миранда то борется с Фредериком, то пытается сблизиться с ним, достучаться до его черствой души. Но увы, все напрасно: Клегг, аки робот, выполняет определённую программу. Он все рассчитал и слишком много сделал для того, чтобы мечты его стали явью. И любое «отклонение от сценария» приводит его в бешенство…
Ч.В. (артист Стас Колескин) — так называла Миранда в своём дневнике немолодого художника, с которым у неё была взаимная симпатия — появляется в спектакле лишь как отголосок прошлого. Он ведёт разговоры об искусстве; обсуждает рисунки Миранды и объясняет ей, почему он, с его холостыми привычками, не желает связывать свою жизнь с ее.
Боже, как прекрасно было все в этом прошлом! Какими мелкими кажутся сейчас все тогдашние ее переживания по сравнению с сегодняшним положением пленницы, вынужденной выходить на прогулку со связанными руками и кляпом во рту!
Не знаю, как для кого, а для меня спектакль пролетел как одно мгновение. Зрители самого разного возраста рукоплескали талантливым артистам; у многих на глазах были слёзы.
Конечно, постановка сия — не из простых, но режиссёр Светлана Бутузова, талантливые артисты и все причастные к появлению этого спектакля справились на «отлично». У тех, кто «Коллекционера» не читал, наверняка возникло множество вопросов и желание обсудить их с друзьями-театралами. И безусловно, прочесть книгу Фаулза, дабы добавить ещё больше смысловой окраски в эту непростую историю о любви, ненависти и одержимости любовью. Историю о дивном, в единственном экземпляре существующем «экспонате» энтомологической коллекции Фредерика Клегга — хрупком, тонком, талантливом, мечтательном, крылатом…Погубленном лишь потому, что коллекционер предпочёл любоваться им в одиночестве.
Браво, театр «Многоточие»!
Свидетельство о публикации №225101900884
