Фамилия Ч. XI. Другие и священнослужители

1. Епископ Суассонский и Лаонский – Жюль-Франсуа де Симони; 2. Его надгробие у собора в Суассоне; 3. Его герб с постамента его памятника.
***

Известное выражение: «О мёртвых либо хорошо, либо ничего», как правило, повторяли, не договаривая, те, кому было выгодно что-либо скрывать. В результате всегда прежде всего страдала правда. Посему повторим за Хилоном его изречение: «О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды». И если древнегреческий политик и поэт из Спарты в VI в. до н. э. не боялся правды, даже если она кому-то не нравилась, – нам то зачем оглядываться по сторонам и реагировать на косые взгляды? Продолжаем исследование по выбранной нами теме.
 
История фамилии де Симони (первоначально – Симони = Simoni, Simony) тесно связана с возникновением в XI веке в центральной и северной части Апеннинского полуострова относительно независимых городов-государств (республик) и герцогств, таких как Флоренция, Сиена, Лукка, Пиза, Генуя, Феррара, Милан. При этом колыбелью фамилии была область Тоскана. Для убедительности вспомним всемирно известного гениального скульптора, живописца, архитектора и мыслителя – Микеланджело Буонарроти Симони. Он родился в 1475 году в тосканском городке Капрезе недалеко от Флоренции, вторым ребёнком у матери Франчески, урождённой ди Нери дель Миниато ди Сиена. Старшим был брат Леонардо (1473), после Микеланджело родился Буонарроти (1477), затем Джовансимоне (1479) и, наконец, – Джизмондо (1481).

Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами Флоренции. Отцу – Лодовико ди Леонардо Буонарроти Симони (1444–1534), обедневшему дворянину, не удалось сохранить финансовое состояние банка, поэтому он занимал государственные должности: главы города (подеста), а позднее стал управляющим флорентийской таможни. Буонарроти Симони претендовали на кровное родство с маркграфиней Матильдой Каносской, но это не нашло достаточных документальных подтверждений. Биограф Микеланджело – доктор истории Уильям Э. Уоллес пишет: «До Микеланджело очень мало художников претендовали на такое (благородное) происхождение. У художников не было не только гербов (у него был герб?), но и настоящих фамилий».

В любом случае, род Симони в Тоскане был древним. Часть его представителей прославились как рыцари, и, чтобы отличаться от других Симони, несколько изменили родовое имя – вместо латинской буквы «i» в конце стали писать греческую букву «Y» (ипсилон) – «Simony», а в дальнейшем именовались «de Simony». В другое время и в других условиях наша ветвь фамилии в первой половине XVIII века вообще избавилась от конечной буквы и стала именоваться Десимон, а в дальнейшем один из её представителей в том же веке нашёл свою Родину в России.

Однако снова вернёмся в прошлое: в XII веке возникли Генуя и Венеция как независимые морские республики. В дальнейшем для Генуи номинальным правителем стал император Священной Римской империи, а президентом города являлся епископ; однако реальная власть принадлежала нескольким советникам, ежегодно избираемым на народном собрании. Обе эти республики соперничали в Средиземном и Чёрном морях, и для них главными соперниками, сдерживающими их экспансию, являлись Византийская, а затем Османская империи. Отметим, что на века большая часть Италии была связана со Священной Римской империей.

По утверждению историков, к XIII столетию в северной и центральной Италии сформировались наиболее интеллектуальные городские общества в мире. Власть в городах принадлежала городскому патрициату, который был особенно характерен для городов, добившихся большой самостоятельности, например, Флоренции, Генуи, Венеции. Статус патрициата, как правило, передавался только по наследству. Однако нажитые богатства и привилегии распределялись среди потомства неравномерно, и зажиточные и влиятельные семьи в соответствии с веяниями времени направляли своих сыновей: кого – наследовать наиболее важные посты в городе, кого – определяли в не менее почтенное сословие священнослужителей, кто-то по своим склонностям занимался почтенными видами торговли, выступая в роли купцов и финансистов, кто-то выбирал свободную профессию врачей, фармацевтов или юристов, некоторые нанимались в военные, подпоясавшись мечом, с учётом того, что традиционно высшей почестью для гражданина Флоренции было провозглашение его рыцарем.

Подкрепим это примерами. Например, отец Пиетро де Симони, родившегося в Лукке в 1532 году, – Джованни – занимался продажей шёлковых тканей, а два брата Пиетро – Чезаре и Лодовико – торговали оружием. И по своему социальному положению эта семья де Симони относилась к городскому патрициату. Впоследствии, после получения университетского образования, доктор медицины Пиетро стал известным врачом и философом.

Другой пример: семейство де Симони (Симони) из герцогства Феррара упоминается в архивах среди патрициата города Комаккио в 1578 году, начиная с Джованни Баттиста. Там же остался в памяти города: доктор права Клаудио – губернатор Кадигора в XII веке, доктор права Ипполито – подеста (глава администрации) Комаккио, Джироламо – приор, а Антонио – муниципальный советник там же в 1625 г.

Ещё пример: де Симони, решивший попробовать себя, как и его предки, на военном поприще, – Джан (Джованни) Баттиста вступил в войско Священной Римской империи для борьбы с Османской империей. Nobile капитан де Симони остался в истории благодаря документу на немецком языке (что свидетельствовало о его образованности), в котором он описывает трофеи захваченной турецкой крепости Илок в 1697 г. Имперский капитан де Симони ранее был пожалован в рыцари Священной Римской империи (S.R.I.) Леопольдом I Габсбургом 26 июня 1686 г.[1]. Хотя де Симони и так считались nobile с гербом Генуэзских и родов Герцогства Феррари. К этому персонажу нашего рассказа ещё вернёмся.

Ещё пример из Генуэзской республики. Один из представителей рода де Симони, Джованни Баттиста, становится священнослужителем – генеральным викарием (заместителем епархиального епископа) с 1587 по 10 января 1596 года. Он рождён в семье достопочтенных жителей Генуи приблизительно в 1541 г.; принял постриг в 1558 г.; впоследствии наделён правами бенефициара старинного собора Святого Духа в Зиноле, в одной из самых богатых в епархии. Позже он становится проректором Капитула собора. Без сомнения, Джованни был не единственным сыном в фамилии де Симони в XVI веке, и у него были братья, занявшие разные социальные ниши в истории Генуи.

Наконец, ещё один пример – Жюль-Франсуа де Симони (1770-1810) родился в Тулоне в «старинной и знатной семье из Тосканы» (см. ф.1, 2, 3). После своего первого обучения в Тулоне он переехал в Париж для изучения философии и поступил в 1787 году в Иссинскую семинарию. После окончания своего образования он становится профессором богословия. Во время Французской революции его община распущена. Для совершенствования в богословии де Симони поступает в Малую семинарию Сен-Сюльпис в 1808 году, где и был рукоположен через два года. В 1821 году он становится генеральным викарием в епархии Шартра, а затем капелланом графа д’Артуа в 1823 году. Через год он избран Карлом X епископом Суассоне и подтверждён Святым Престолом в 1825 году. Получив епископскую хиротонию (акт рукоположения в священный сан), он селится в Суассоне с титулом от папы – «Епископ Суассонский и Лаонский». Ослабленный возрастом, в мае 1847 года он подал прошение об отставке Пию IX, которое было принято в августе. Он удалился в большую семинарию Суассона, где и скончался в феврале 1849 года в возрасте 78 лет.
 
И ещё один из де Симони – Джузеппе – обратил на себя внимание скудными, но знаменательными сведениями о себе. Вообще его личность покрыта флёром тайны, так как он посвятил свою жизнь понтифику римско-католической церкви на дипломатической службе. После окончания богословского факультета университета со степенью доктора, он, начиная с юного возраста, работал в секретариате Папы в Риме и в 1835 году был назначен вице-консулом в Милане [2]. В 1848 году Джузеппе де Симони фигурирует в исторических документах как рыцарь Папского ордена Святого Георгия Великого, почётный морской полковник и Генеральный консул в Ломбардо-Венецианском королевстве [3]. В дальнейшем ему был пожалован титул графа [3].

Продолжение следует


Рецензии