Художник, который дарил публике волшебство

Фантастические сюжеты в том виде, в каком мы их знаем сегодня, была создана французским художником-самоучкой 19 века.

Он оказал влияние на всех, от Лавкрафта до Джорджа Лукаса, от Тима Бертона до Питера Джексона.

Его имя? Гюстав Доре...


Гюстав Доре родился в 1832 году в Страсбурге, Франция, и быстро стало ясно, что он был вундеркиндом с неукротимым воображением и неудержимым стремлением к творчеству.

К пяти годам он уже рисовал такие рисунки.

Его отец был успешным инженером и достаточно богат, чтобы юный Гюстав мог заниматься своими увлечениями.

Тем не менее его отец хотел, чтобы он стал инженером. Однако, именно его мать поддержала его мечты.

К тринадцати годам рисунки Доре публиковались в местных газетах.

Когда ему было пятнадцать лет, семья переехала в Париж, и там Доре сразу же был принят на работу по трехлетнему контракту в журнал Le Journal Pour Rire.

После этого последовали новые заказы, и Доре быстро зарекомендовал себя в мире Парижа и его салонов.

Но у Доре были более грандиозные амбиции чем рисовать карикатуры.

Он начал делать гравюры и гравюры на дереве, старая художественная традиция, восходящая к Альбрехту Дюреру, которую можно было использовать для создания тысяч гравюр или (что особенно важно) иллюстраций для книг...

Так Доре показал себя достойным преемником Дюрера как мастера этого вида искусства.


Его первый крупный успех пришел с полностью иллюстрированным изданием «Божественной комедии» Данте. Издатели сочли это финансовым риском, поэтому Доре издал книгу самостоятельно... к одобрению критиков и публики.

Мы можем понять, почему. Единственное, что соответствовало богатому воображению Доре — его трудовая этика.

Он создал иллюстрации для каждой из 100 песен «Божественной комедии» через Inferno, Purgatorio и Paradiso.

То, как мы думаем о Данте, было сформировано Доре.

Еще один большой успех пришел в 1866 году, когда Доре проиллюстрировал новое издание Библии.

Он привнес свое естественное чувство повествования и драматизма как в Ветхий, так и в Новый Завет, благодаря поразительным портретам Соломона и Исайи.

К хаотичным (хотя и всегда тщательно срежиссированным) сценам сражений, разрушений, мелодрам и апокалипсисов.

Здесь мы видим смерть Елеазара в книге Маккавеев и Илию, уничтожающего посланников Охозии в книге Царств.

Успех привел к дальнейшему успеху, но для Доре деньги были просто возможностью работать еще больше.

Он нанял команду граверов, чтобы дать волю своему воображению и создать дизайн для гравировки.

Вот такая замечательная иллюстрация к «Дон Кихоту».

Доре искал литературу, обладающую достаточной силой воображения, чтобы соответствовать его безграничному творчеству.

Например, «Потерянный рай» Джона Мильтона, где Доре использует свое мастерство тьмы и света в иллюстрации, чтобы выявить всю драматичность и силу самого стихотворения.

Затем идут сцены насилия, жестокости и битвы, будь то эпические и героические или катастрофические и ужасающие.

От «Орландо Фуриозо», богатого воображением эпоса XVI века Людовико Ариосто, до иллюстрированной истории крестовых походов.

Больше всего в Доре поражает его увлечение фантастикой и фантасмагорией, а также отвратительными зверями, причудливыми монстрами и чудесными существами.

Эта очаровательная иллюстрация к «Приключениям барона Мюнхгаузена» может быть просто одной из его лучших.

Возможно, отсутствие академической подготовки (Доре был самоучкой!) как-то связано с его успехом.

Он был свободен от ожиданий того, как вещи должны или не должны выглядеть, и позволил своему воображению взять верх.

У критиков были сомнения, но публика любила его.


И Доре был также, в истинно романтической манере, любителем природы.

Эта любовь варьировалась от буйных цветов, деревьев и рек в лесах, которые он проиллюстрировал для романа «Атала», до широких средневековых пейзажей, которые он нарисовал для «Королевских идиллий» Теннисона.

Одним из его поздних шедевров был набор иллюстраций к «Иней древнего мореплавателя» Кольриджа.

Доре никогда не терял своего инстинкта к тайне и драме, к поиску и борьбе, к возвышенному и грандиозному; он придумал эти истории для нас лучше, чем мы сами.

В 1870 году, после встречи с журналистом в Англии (где у Доре было огромное количество поклонников), он проиллюстрировал книгу под названием «Лондон: паломничество».

Критики были шокированы его изображением бедственного положения рабочего класса, но теперь его образы определяют то, как мы представляем себе викторианский Лондон.

И все же Доре был не только гравером, карикатуристом и иллюстратором, но и плодовитым художником и скульптором.

Его картины представляли собой смесь исторических или библейских сюжетов и романтических пейзажей, обычно на огромных полотнах.

Они были приняты достаточно хорошо, но критики сказали, что он неправильно использовал цвет, и даже обвинили его в дальтонизме.

Надо сказать, что картины Доре не имеют такого же влияния, как его иллюстрации.

Что касается его скульптур... они были такими же разнообразными, как и все остальное, что он делал.

Возможно, мы можем сравнить Доре с Винсентом Ван Гогом, который отдал дань уважения одной из лондонских иллюстраций Доре.

Потому что у Доре, как и у Ван Гога, было такое живое воображение и настолько сильный творческий порыв, что это просто ошеломляет нас.

Их карьеры, увы, кардинально отличались.

Доре был чрезвычайно успешен, популярен во всей Европе и в Соединенных Штатах, а к концу жизни стал богатым человеком.

Художественные критики не очень любили его, но он освоил самый популярный вид искусства того времени и подарил публике волшебство.

И его влияние было колоссальным, сформировав народное представление не только о конкретных произведениях (таких как «Божественная комедия», «Потерянный рай» и т. д.), но и о фэнтези в целом.

Кинематограф появился уже после его смерти, и именно на его произведения опирались первые кинематографисты...


Художники всех мастей находились под влиянием Доре, в том числе Лавкрафт, а режиссеры, такие как Терри Гиллиам, Тим Бертон, Рэй Харрихаузен и Питер Джексон, обращались к его иллюстрациям за непосредственным вдохновением.

Джордж Лукас даже создал Чубакку на основе одного из своих монстров...


Гюстав Доре никогда не был женат. После смерти отца в 1849 г. он жил с матерью, пока она не умерла в 1879 г.; он умер только четыре года спустя, в 1883 году, в возрасте 51 года.

Его последней публикацией стала иллюстрация Эдгара Аллена По к «Ворону».

В конце концов Доре создал более 10 000 иллюстраций, гравюр, карикатур и картин — плодовитый художник и, несомненно, обладатель одного из самых сильных воображений в истории.


Рецензии