Вольные тезисы для психотерапевта

ВОЛЬНЫЕ ТЕЗИСЫ ПАЦИЕНТА, СТРАДАЮЩЕГО ШИЗОФРЕНИЕЙ И АЛКОГОЛИЗМОМ, ДЛЯ ПСИХОТЕРАПЕВТА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ ПРИМАТА МЫСЛИ НАД ЭМОЦИЕЙ НА ПРИМЕРЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМАТА МИФА И РИТУАЛА И ЕЕ ВОЗМОЖНОГО РЕШЕНИЯ


1. К истории вопроса

Что первично – мысль или эмоция? Что первопричина чего? Для меня это не праздный интерес, а вопрос жизни и смерти, т.к. я страдаю алкоголизмом, нахожусь уже на второй стадии болезни, мое здоровье подорвано алкоголем и если мне не удастся уйти в длительную ремиссию, желательно пожизненную, то исход болезни для меня может оказаться чрезвычайно печальным, хотя и вполне логичным. Не я первый иду по этой дорожке и кладбище уже начало маячить на горизонте.

В когнитивно-поведенческой терапии этот вопрос носит вполне практический характер, он лежит в основе нашей работы с психотерапевтом и является одним из центральных в методе.

Впервые в письменных источниках вопрос о взаимосвязи мысли и чувства был сформулирован Аристотелем в утверждении, что блаженство приходит в результате следования человеком добродетелям и тому смыслу, которым он наделяет собственную жизнь.

Стоики Эпиктет, Сенека, Цицерон и др. прямо утверждали примат мысли над эмоцией: «Плохие мысли рождают плохие чувства, а плохие чувства ведут к дурным поступкам.»

Примат когниции подхватили у стоиков и развили во время эпохи Просвещения такие мыслители, как Локк, Юм, Вольтер, Миль. Концепция нашла широкое воплощение в образах искусства классицизма.

В 20 веке идея примата мысли над эмоцией нашла применение в аналитической философии, а именно в прагматизме, философии обыденного языка, логическом позитивизме. Эта идея легла и в основание когнитивно-поведенческой терапии, методы которой применяются ко мне для лечения алкоголизма психотерапевтом на наших занятиях, а потом, согласно полученным инструкциям, мной самостоятельно при выполнении практических заданий.

С другой стороны, примат эмоции над мыслью был обозначен еще до Аристотеля одним из крупнейших древнегреческих драматургов Эврипидом в его трагедиях (сохранилось 17). Творческая концепция Эврипида подразумевала невластность человека над своими чувствами, даже если они ведут его к разрушению и погибели – это прерогатива богов. Человек должен просто отдаться всему спектру эмоций, которые он испытывает, и не пытаться ни бороться с ними, ни избегать их, т.к. это все равно бессмысленно. В 18 веке у сентименталистов и позже у романтиков идеи Эврипида получили дальнейшее развитие. В философии того времени этой концепции так или иначе придерживались или использовали ее  Руссо, Ницше, Гегель, Шопенгауэр и другие. Затем она была воспринята философами и писателями экзистенциалистами, виднейшими представителями, которых, в значительной мере разделявшими идею примата эмоции над мыслью, являются Кьеркегор, Хайдеггер и Сартр. Эта идея была одним из краеугольных камней и в творчестве великого русского писателя Ф.М. Достоевского.

Со своей стороны я также не убежден в примате мысли над эмоцией, хотя и примат эмоции над мыслью я не утверждаю. Сам решить возникший передо мной в результате психотерапевтического курса вопрос я не могу, т.к. не обладаю достаточными компетенциями ни в области философии, ни в области физиологии, ни в области медицины. Поэтому и переадресую его моему психотерапевту. В своей научной практике я уже встречался с похожим вопросом на заре филологической карьеры, которая так и не состоялась в виду манифестации шизофрении. Вопрос касался проблемы примата мифа и ритуала. Он,  как я его оценил, лежит на стыке филологии, антропологии и археологии. Тогда, как мне кажется, я смог найти ответ и хотя мои старшие коллеги, которым я демонстрировал результаты своих изысканий, поставили их под сомнение, я придерживаюсь этого ответа до сих пор. Мой опыт и будет далее кратко продемонстрирован и проиллюстрирован.


2. Проблема примата мифа и ритуала

Вопрос примата мифа и ритуала (в том числе, что появилось раньше) дискутируется в различных гуманитарных науках ни одно столетие, одни исследователи склонялись к мысли, что первичен ритуал, другие к тому, что первичен миф. Основные вехи этой дискуссии изложены в классической монографии Е.М. Мелетинского «Поэтика мифа». Meletinskij_E.M._Poetika_mifa._1976.pdf

На момент, когда я заинтересовался этой проблемой на 2 курсе филологического факультета СПБГУ, в отечественной научной среде была общепринята концепция синкретизма мифа и ритуала. Этой концепции придерживался и Е.М. Мелетинский. Суть ее состоит в том, что миф и ритуал тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены, дополняют друг друга, как бы являясь двумя сторонами одной медали. Также эта концепция утверждает, что миф и ритуал зарождаются и развиваются одновременно. Я посчитал эту концепцию неубедительной и решил разобраться сам. Для этого я поставил себе цель определить приблизительное время появления мифа или хотя бы, когда он теоретически имел возможность появиться, а потом найти самые ранние археологические памятники ритуальной деятельности человека и сопоставить время возникновения мифа с датировками первых следов ритуальной деятельности в археологических артефактах.

3. Миф и язык

Миф рождается, существует и тиражируется посредством языка. Без языка, как лингвистического факта, миф невозможен. До появления языка у представителей рода Homo мифотворчество у них присутствовать не могло. При этом надо учитывать, что миф требует довольно развитого языкового инструментария, во всяком случае как минимум наличия в языке существительных и глаголов прошедшего времени.

Если взять общепринятую в мировой научной среде хронологию языка в роде Homo (появление Homo sapiens sapiens принято относить к 160-60 тысячам лет назад, по крайней мере в это время полностью завершается формирование нашего вида в его современном облике и его основные поведенческие паттерны), то ее основные вехи будут следующие:

1,6-3 миллиона лет назад – первые, еще очень примитивные, представители рода Homo. Вероятно, они уже используют звуковую коммуникацию, как и многие другие виды млекопитающих. Со временем она усложняется, количество «голосовых знаков» в ней возрастает.

250-195 тысяч лет назад – появление основных анатомических предпосылок для речи.

100 тысяч лет назад – появление протоязыка, т.е. в это время по предположению большинства исследователей язык сформировался как сложный и универсальный инструмент коммуникации, на базе которого уже мог возникнуть и миф.

100-40 тысяч лет назад – где-то здесь по моему личному мнению формируется первобытная мифология.

40 тысяч лет назад – появление искусства, что зафиксировано во множестве археологических артефактов. Наскальная живопись, сложные украшения, резьба по кости, статуэтки.

3500 лет до н.э. – появление шумерского языка, первого языка с письменностью из достоверно известных.

4. Торральба и Амброна

Недалеко от небольших испанских городков Торральба и Амброна, находящихся рядом друг с другом, обнаружены две стоянки первобытных представителей рода Homo. Возле каждой из этих стоянок присутствует большое скопление костей слонов, диких коров и диких лошадей, добытых обитателями этих стоянок и перенесенными после в одно место возле каждой из этих стоянок. Стоянки датируются возрастом минимум 350 000 лет назад.

Считается, что останки животных были снесены туда для дальнейшей разделки. Существует так же предположение, что кости были специально собраны и снесены туда, как на своеобразную свалку. В то время, когда я занимался этим вопросом, в моих руках были только советские работы по археологии о Торральбе и Амброне с весьма схематичными рисунками, на которых мне, однако, удалось разглядеть определенную закономерность, заставившую меня предположить, что кости использовались для какой-то неутилитарной деятельности. Я предположил, что эти «свалки костей» имеют ритуальное значение. Однако доступные мне иллюстрации никого из тех научных работников, которым я демонстрировал свои наблюдения, не убедили в моей правоте. Между тем на фотографиях, которыми я тогда не располагал, вполне отчетливо видно без лишних комментариев, что я имел в виду.

Статья о Торральбе и Амброне с библиографией и ссылками есть на англоязычной Википедии: Torralba and Ambrona (archaeological site) - Wikipedia

Я не имел желания вступать в конфликт с научным сообществом и продолжать свои попытки ему что-то доказать. Я проводил свое импровизированное исследования для удовлетворения собственного любопытства и я его считал вполне удовлетворенным. Мои записи и собственно статейка, которая на их основе получилась, с тех пор были давно утеряны, я давно не занимался наукой по состоянию своего умственного здоровья, находился на инвалидности и всецело отдался литературному творчеству пока наконец в «деле не была поставлена точка».

5. Пещера «Восходящая звезда»

В 2013 году экспедиция под руководством палеоантрополога Ли Бергера из Витватерсрандского университета обнаружила в пещере «Восходящая звезда» в ЮАР камеру, названную Диналеди, а в этой камере захоронение гоминид вида Homo naledi, состоящее из порядка 1,5 тысячи останков, принадлежавших не мене 15 трупам. Об этом есть статья в Википедии: Homo naledi — Википедия

В 2015 году ученые Дикс, Бергер, а позже и многие другие пришли к выводу, что все тела были преднамеренно перенесены в камеру после смерти и там оставлены.

В 2016 году немецкий палеонтолог Аврора Вал из Тюбингенского университета предположила, что трупы были предварительно мумифицированы иначе не объяснить подобную степень их сохранности. Другие данные, полученные в результате тщательного исследования, показывают, что тела переносились не все сразу, а постепенно, по мере их смерти, не просто бросались в камере, а тщательно там укладывались, сама камера Диналеди настолько труднодоступна,  что мысль о «санитарной цели» этих манипуляций отпадает. Намеренное погребение тел в камере Диналеди у научного мира сомнений не вызывает. Погребение – это типичный ритуал. Так и называется - ритуал погребения.

В 2017 году останки при помощи методов электронно-спинового резонанса, уран-ториевого датирования и палеомагнитного датирована отнесены ко времени между 238-367 тысячам лет назад. То есть ни о каком мифе в роде Homo тогда говорить не приходится, особенно в отношении Homo naledi, само строение черепов которого не предполагает сколько-нибудь развитого речевого аппарата. Впрочем, в этом может убедиться и неспециалист, просто посмотрев на научную реконструкцию внешнего вида головы Homo naledi.

Таким образом, я считаю полностью доказанной мою студенческую идею о том, что ритуал в роде Homo появился раньше мифа.

6. Заключение

Проблема примата мифа и ритуала и возможное ее решение может представлять интерес и для практикующего психотерапевта, например, в понимании и лечении ОКР.  В известной степени эта проблема и мой метод ее решения может быть интересен и в юридических науках, в частности в криминалистике, например, в расследовании и профилактике преступлений, связанных с вандализмом. Многие из этих преступлений вполне однотипны и повторяются из раза в раз в различных частях планеты совершенно не связанными друг с другом людьми или группами. Простой пример: «слово из трех букв на заборе». Это очень широко  тиражируемая практика, вполне подпадающая под общепризнанное научное определение ритуала, как повторяющая структурированная последовательность стереотипных действий, имеющих символическое значение и служащих для воплощения социальных норм, ценностей или для изменения внутреннего или внешнего состояния человека или группы. При этом, очевидно, что этот и некоторые другие ритуалы не имеют своего мифа, а бытуют вполне самостоятельно. Можно заметить, что и многие мифы на современном состоянии развития мифологии, лишены своих ритуалов, например, разного рода концепции «альтернативной истории» и шире – всевозможные «теории заговоров». Но это не тема моих тезисов.

Целью тезисов являлось мотивировать моего психотерапевта на понятный и доказательный ответ на мой вопрос о том, почему мы приняли в практическую работу тезис, что мысль предшествует эмоции. Мне кажется, что, например, такая эмоция, как испуг, следует непосредственно за триггером, а потом обдумывается – сначала мы слышим громкий хлопок, потом пугаемся, а потом думаем о том, что это было. Вполне возможно, что и с другими эмоциями не все так однозначно.


Рецензии