Жизнь... обстоятельства...

 


    Ленка наконец-то выбрала время чтобы побывать на Родине и навестить своих родных, заодно надо было решить кое-какие свои проблемы. Сначала она заехала к брату, он жил в их родном посёлке, в квартире, в которой они родились и выросли.
 
    Она досталась брату, когда мама переехала в райцентр, поближе к бабушке. Ленка не претендовала на их родовое гнездо, полагая что брату квартира нужнее. Сама Ленка давно вышла замуж, жила в городе и проблем с жильём у неё не было. Так что все  всем были довольны. 
               
    Брат тоже был женат, двое детей, обе девочки, у Ленки дочь и сын.  Мишка очень обрадовался приезду Ленки, невестка тоже высказала радушие. Но так Ленка планировала остаться надолго на своей малой Родине, нужно было сделать кое-какие свои дела и только потом поехать к маме и бабушке, то радушие невестки постепенно угасало. 
               
    Её раздражало то, что брат постоянно просит её принести из гаража то банку мёда для Ленки, да чтобы этого года, то соленья и закрутки. Невестка работала завучем в школе, приходила с работы к пяти вечера и сидела в спальне, занимаясь своими делами. Когда Мишка просил её что-нибудь сообразить на ужин, она нехотя отвечала, что по вечерам она не ест. 
               
    Конечно, это была демонстрация, мол пора бы твоей сестрице и восвояси. Ленка так не думала, как-никак она в своём доме и у неё другие планы, за неё их никто не сделает. Ленка молча шла на кухню приготовить ужин. 
               
    Понятное дело, что невестка в школе поела, Ленка училась там и знает что еду в школьный буфет поставляют из ресторана и кормят там отлично, но брат и дети к вечеру ведь голодные. Невестка, слыша, как Ленка возится на кухне, тут же прибегала, хватала нож и начинала что-нибудь строгать, бурча, что она сама справится. Ленка всё понимала и молча удалялась. 
               
    Так проходили дни. Ленка вставала ни свет, ни заря и уходила по своим делам, приходилось  много разъезжать, но к обеду она возвращалась, чтобы встретить младшую племянницу из школы и накормить её(старшая возвращалась из школы позже и сама справлялась). Борщ или суп в холодильнике всегда были, но хлеба никогда не было. И когда Ленка спрашивала у Юльки: - Борщ будешь? - та всегда отвечала: - Если с хлебом, то буду.
   
    Ленка усвоила это и теперь всегда покупала хлеб, а также сахар и конфеты детям, их тоже в доме не наблюдалось. Также выделив из своих запасов определённую сумму, Ленка сходила в магазин и на рынок и купила всё, что по её мнению должно быть в хозяйстве(крупы, макароны, колбасы, сосиски, сыр, восемь кило мяса и т. д.(мясом была забита вся морозилка, но невестка демонстративно готовила постный борщ или суп, несмотря на то, что почти все продукты присылала свекровь огромными сумками). 
               
    Невестка, увидев Ленкины покупки, недовольно проворчала, что лучше бы Ленка ей деньги дала, она сама знает что надо купить. Ленка сказала, что не сомневается в этом, но в её планы не входит раздавать деньги, так как здесь ей их неоткуда взять, с чем приехала, тем и обходится. Сама же Ленка вспомнила прошлые вручения денег и энное количество подарков и сравнила с теперешним отношением к себе.
          
    Да, она, конечно, понимала, что времена трудные, у брата проблемы с работой и он перебивается случайными заработками. Что времена, когда брат работал в шахте и приносил домой кругленькую сумму закончились, шахты закрыли(позже брат поедет на Север и будет работать вахтовым методом, по-прежнему достойно обеспечивая свою семью  и высылая невестке деньги).      
               
    Да и мама по-прежнему продолжала обеспечивать их продуктами и деньгами. Но всем руководила невестка. Ленка наконец-то почти закончила свои дела, теперь ей не приходилось мотаться туда и сюда с утра и до ночи(часто обедала она в кафе или покупала себе пирожок или булочку). 
               
     Теперь при наличии свободного времени, Ленка решила навестить свою давнюю подружку детства, её мама была подругой Ленкиной мамы, а также первой учительницей брата. Недолго думая, Ленка отправилась к ней. Дверь открыла младшая дочка Маринки(их у неё две, приёмные). 
               
    Подруга увидев Ленку, заулыбалась и как-то расцвела, а Ленка, освоившись немного в квартире, пришла в тихий ужас, не понимая в чём дело. Для начала ей необходимо было выслушать исповедь Маринки и потом делать выводы и принимать решения, что собственно делать и как помочь.   
               
    Почему в этом уютном, чистеньком всегда доме, где постоянно пахло вкусностями и чудесной выпечкой, теперь такой затхлый вид? Маринка, рассказала, что Анна Ивановна, её мать, у которой был рассеянный склероз(она была лежачей двадцать восемь лет, Ленка в прошлые свои приезды навещала её) скончалась несколько лет тому назад. Бабушка, которая собственно и ухаживала за дочкой, тоже после этого долго не прожила и два года тому назад скончалась. Мужа Маринки посадили в тюрьму(было за что), а старшая дочка сбежала из дома и её теперь разыскивает милиция(тогда ещё милиция).         

    Ленку как-будто окатили ушатом  холодной воды. Она внимательно осмотрела квартиру, с разбросанными грязными вещами, кухню с горой грязной посуды, пустой холодильник, в котором ничего кроме сала не было. Вид у всего этого был мрачный и тяжёлый. Ленка задумалась и приняла решение. Она понимала, что косметической уборкой тут не отделаешься, и что это не на день и не на два. 
            
    Короче, посовещавшись с подругой, Ленка приняла решение временно переехать к подруге и помочь ей со всей этой бедой и бедламом. Она сказала, что справится, если конечно подружка не будет против. Подруга была не против, а Ленка и подавно, тем более, что и старшая племянница позволяла себе хамить в адрес Ленки, намекая, что ей пора топать отсюда. 
               
    И так Ленка теперь жила у подруги принялась за восстановление былой роскоши. Ленка ни в чём не винила подругу, не выговаривала ей, не предлагала взяться за ум. Она понимала, что это депрессия после всего перенесённого и эта апатия и безразличие ко всему именно на этой почве. 
               
    Ленка не была психологом, поэтому заумных бесед не вела, а просто поддерживала подругу добрым словом, подбадривала, утверждая что всё будет хорошо и постепенно, мелкими шажками возвращала жилищу былой уют. Процесс был медленным, но  всё-таки постепенно продвигался. 
               
    Квартиру Ленка убрала довольно быстро, привела её в божеский вид. А вот со стиркой дела обстояли хуже. Стиральная машина работала практически месяц ежедневно. Ленка решила перестирать всё, и то что было в шифоньере и наваленные узлы грязной одежды. 
               
     Теперь она ежедневно полоскала, вывешивала сушить и постоянно гладила, недоумённо спрашивая Маринку зачем ей двадцать халатов и столько детского, зачем она тратит столько денег на вещи, когда и зарплата небольшая и одна она теперь всё это тянет. Подружка только отмахивалась: - Да не покупаю я, это люди приносят. 
               
    Ленке стало немного не по себе, она тоже раздаёт свои ненужные вещи, а что если и с ними так обращаются. Но Марине ничего не сказала, просто продолжала своё благое дело. Надо было ещё привести в порядок кладовку и балкон, там тоже всё было завалено. В кладовке Ленка нашла много интересного: не распакованные сервизы, вазы, стаканы и фужеры, красивые тарелки, картины.    
               
    Всё это дарили Анне Ивановне ученики, когда она ещё работала. Ленка перемыла всё, часть отправила в кухню, остальное в сервант для красоты. В серванте стоял самовар, на который Ленка не обратила по началу внимания. Теперь она решила его помыть и почистить и обнаружила внутри напиханные купюрами деньги. Дождавшись подружку с работы, тут уж Ленка не выдержала: - Марин, как так, у тебя в самоваре полно денег, а в холодильнике одно сало. 
               
     В серванте я обнаружила у тебя ещё крупы и макароны, правда давнишние, но всё таки. А в кладовке целое ведро проросшей картошки. Теперь из этого добра и сала буду варить суп. Маринка, понурив голову молчала и только кивала соглашаясь. Ленка воспрянула духом. Самоварные деньги решили оставить на Н.З.      
               
    У Ленки в загашнике, помимо денег на транспорт, обратный билет и мелкие непредвиденные расходы, было ещё сто долларов и она уже придумала как потратит эти деньги, надеясь, что форс мажор у неё не случится и они ей не пригодятся Свои дела она почти завершила и больше трат ей не предвиделось.      
               
    Помимо хлопот по дому, Ленка по утрам отводила Люду в интернат, где она училась, на целый день, а вечером забирала домой. Марина с восьми и до четырёх часов дня была на работе, так что готовка была тоже на Ленке, что ей очень нравилось. Марина, потихоньку приходила в себя и даже однажды напекла домашних пряников к чаю(по профессии она была кулинар, но работала не по специальности).   
 
    Месяц пребывания Ленки у подруги подходил к концу, стирке и глажке ещё не было конца и края. Но Ленка мужественно справлялась. И даже надоумила Марину сделать небольшую перестановку мебели, чтобы освежить атмосферу в квартире, комнат было три. По вечерам они пили чай и слушали пластинки с записями Высоцкого и Марины Влади. 
               
    Иногда забегала невестка, с любопытством пыталась понять, что же Ленка тут делает и всё спрашивала, когда Ленка вернётся домой. Ленка по примеру мамы из мультика "Трое из Простоквашино" деликатно отвечала, что осталось ещё одно платье. Она понимала, что дома здесь у неё нет и что кроме брата и младшенькой племяшки её там никто и не ждёт особо. А ходить по острию ножа, ей не хотелось.
 
   Так как кошелёк  свой она оставила у брата дома, то невестка сообщила ей, что её сто долларов они взяли и купили на них дачу. Ленка недоумённо посмотрела на невестку, та скороговоркой проговорила, что они уже положили их обратно. Ленка подумала, что могли бы и спросить, ведь она не на Луну перебралась, а тут рядом, через дом живёт. Теперь она точно знала, что эту сотку она обязательно потратит.
 
    Приведя квартиру в более ли менее надлежащий вид, Ленка сообщила подруге, что ей надо поехать навестить маму и бабушку на некоторое время, потом она вернётся и через пару недель завершив свои дела окончательно, она уедет к себе домой.   
 
    Подруга нехотя отпустила Ленку и сказала, что будет очень скучать и ждать. Ленка уехала и как обычно не рассчитала время и ей пришлось задержаться у мамы. Всегда находятся какие-нибудь дела. Когда она вернулась, Маринка встретила её со слезами, всхлипывая она бормотала: - Я думала ты совсем не вернёшься. 
      
    Ленка успокоила её и сказала, что пробудет ещё пару-тройку недель, но потом всё равно придётся уезжать, теперь уже надолго, может и навсегда. Правда она планирует вернуться через год, но это уж как получится. Они сидели пили чай и планировали завтрашний день. 
               
    Как раз выходной и Марина свободна. Ленка обменяла свои доллары на рубли и сказала, что они пойдут в продуктовый магазин и на рынок отовариться. Маринка стала отнекиваться, мол у неё есть деньги, проживут как-нибудь. Ленка сказала, что денег у неё конечно много в самоваре, только всё мелкими купюрами, не очень то разгуляешься. 
               
    С утра следующего дня они вдвоём пошли сначала на рынок. В магазин сходить всегда успеют, а хороший рынок бывает только в выходные, так как съезжаются фермеры из близлежащих деревень и товара бывает много, выбор большой и цены подходящие. Подруги скупились понемногу всего(масло сливочное и подсолнечное, мясо, мука и кое-что ещё). 
               
    Следующий поход предстоял в магазин за крупами, макаронами, сахаром и прочим. Ленка была довольна, теперь она не будет переживать, что они будут есть, когда она уедет. Оставшиеся дни до отъезда Ленка усердно достирывала бельё. Потом пришло время отъезда. Сказала, что вернётся не раньше чем через год. С Маринкой тяжело расставались, со своими простилась быстро, по родственному. И Ленка уехала. 
    
    Вернулась Ленка как и обещала через год без малого. Сначала заехала к маме и бабушке, потом к брату. Конечно же навестила Маринку. И была очень разочарована. Марина открыла дверь заспанная, в квартире опять царил беспорядок, настроения у неё не было, не было и прежнего радушия. Она сказала, что вышла замуж и муж вот-вот придёт с работы. 
               
    Ленка сказала, что она не надолго, только заберёт свой чемодан с вещами, который тогда оставила у неё, чтобы не таскаться туда сюда дважды. Маринка сказала, что чемодан в спальне, тут Лена обратила внимание, что Маринка ходит дома в её платье, это при том, что она гораздо крупнее Ленки и естественно платье разъезжается на ней по швам. 
               
    Ленка заглянула в чемодан и поняла, что некоторые платья подружка взяла себе, кроме тех, которые на неё совсем не налезали. Ленке стало жалко своих красивых, дорогих платьев. Собственно не потому что подружка их взяла, а потому как они теперь выглядят и она носит их как домашние. А это были брендовые вещи и Ленка покупала их не за дёшево, хоть и давно покупала, но своей актуальности они не потеряли и из моды не вышли. 
               
    Но Ленка не стала отбирать свои вещи и реставрировать их, возвращать былое великолепие, просто молча махнула с досады рукой и стала упаковывать чемодан. Правда свою французскую шубу, которую уже практически подарила Маринке, забрала обратно, пока она тоже не превратилась в тряпку. Потом Ленка расспросила о детях.
 
    Марина сказала, что младшая теперь учится в школе, а старшая так и не вернулась, милиция её не нашла и где она, Маринка не знает. Поговорили ещё о том о сём и Ленка ушла. Вернувшись к брату, она поняла что и здесь не всё в порядке, часть вещей, которые оставались у них перешла к девчонкам, по крайне мере кожаные куртки точно. 
               
    Ленка поняла, что хотела как лучше, но получилось как всегда. И собираясь уезжать, забрала своё любимое платье, которое отдавала невестке. Собственно, в прошлом году она приезжала, только затем, чтобы купить на Родине квартиру. Мать позвонила, сказала, что шахты закрыли и затопили и шахтёры, уезжая из посёлка, практически за бесценок продают квартиры. 
               
    Ну, вот Ленка и решила по совету матери купить себе квартиру, чтобы и свой угол был и родственникам не досаждать во время своих приездов, да и не надо было бегать по инстанциям, чтобы зарегистрироваться, тем более, что не всем это нравилось. Прописка хоть и временная, но всё же. 
               
    Теперь у Ленки была постоянная прописка на пять лет, она купила однушку. И у неё был вид на жительство сроком на пять лет, поначалу обещали выдать постоянный паспорт с постоянной пропиской, но не выдали, хотя как уроженке РФ он был положен ей по закону. Ленка расстроилась сначала, но потом успокоилась, хоть так и то хорошо. 
               
      Выяснять ничего не стала, просто уехала, в надежде постоянно приезжать на Родину, а потом как Бог даст. Теперь Ленка размышляла по поводу своих поступков. Сожалела ли она о том, что весь её титанический труд помощи Маринке пошёл прахом и ничего не изменилось. Теперь она поняла, что всё держалось на плечах бабушки.
 
    Не стало бабушки и всё надломилось, и Марина не потянула даже свою семью, сдалась, опустила руки и всё спустя рукава делала, абы как. Дом, работа, работа дом, а там хоть трава не расти. Жалела ли Ленка о своей помощи, нет конечно. Ведь тогда, наводя порядок у Марины и пытаясь вернуть её к жизни, она не испытывала ни утомления, ни трудности, всё шло очень хорошо и Ленка испытывала полное удовлетворение от того, что хоть что-то удалось сделать. 
               
    Ей тогда было просто хорошо рядом с подругой. А теперь она была очень огорчена и расстроена, что всё опять пошло на круги своя. Да детство и взрослая жизнь - это два разных понятия. 

    В будущем у Ленки тоже всё сложилось не так, как планировала. Из-за смертельной болезни мужа, Ленка не смогла поехать и получить паспорт, просто не могла подвергнуть его опасности и оставить хоть на короткий срок. Квартиру впоследствии пришлось продать, она дала матери доверенность и та продала. Ленка не торговалась, сколько предложили за столько и продала. Так и закончилась ни чем эта история без начала и конца.

20.10.2025


Рецензии