Когда далек для тебя будет путь
Услышано на субботней трапезе, 21 мая, 1949 г.1
«Когда далек для тебя будет путь, так что не сможет вынести это»2.
И [Бааль Сулам] объяснил, почему путь так далек – потому что «не сможет вынести это». Потому что не сможет вынести бремя Торы и заповедей. Поэтому путь считается для него далеким. И совет для этого, как сказано в стихе: «Возьми серебро в руку твою»3. Ведь «серебро» 'кесеф' означает «стремление» 'кисуфи;н', т.е. он должен привлечь свойство стремления в служение [Творцу]. Ведь благодаря желанию и страстному стремлению к Творцу он сможет вынести бремя Торы и заповедей. А, кроме того, «серебро» 'кесеф' означает стыд. Ведь человек [создан] с целью возвеличить славу небес, как сказано: «Благословен [Всесильный наш], который создал нас во славу Свою»4.
Ведь Тора и заповеди, в общем, – это те вещи, которые человек делает, чтобы снискать милость в глазах Творца. Ибо природа раба такова, что он хочет снискать милость в глазах своего господина, и тогда сердце господина его расположено к нему. Так же и здесь – всё множество действий и строгостей [исполнения], в которых совершенствуется человек, есть лишь средство, позволяющее снискать милость в глазах Творца. И тогда он достигнет цели, которой ожидают от него.
И человек исполняет Тору и заповеди, чтобы снискать милость в глазах творений. И превращает потребность небес в средство. Т.е. через них удостоится снискать милость в глазах творений. И, до тех пор, пока человек не удостоился свойства Торы лишма, он работает ради творений. И, хотя у человека и нет другой возможности, кроме как работать для творений, но, всё же, тем не менее, он должен стыдиться такого служения. И тогда, благодаря этому «серебру» он удостоится «серебра святости», т.е. стремиться к святости.
«Возьми серебро в руку твою»3. Т.е., несмотря на то что стремление не находится во власти (букв. «не в руках») человека, – если у него нет стремления к чему-либо, он не может ничего поделать, – но, так или иначе, он должен обнаружить желание к стремлению 'кисуфин', т.е. желание стремиться (а возможно, что слово «возьми» 'ве-царта' – от слова «ты хотел» 'рацита'). Т.е. он должен обнаружить потребность в этом. Иначе говоря, он должен обнаружить желание и стремление к Творцу, т.е. стремиться умножить славу небес, доставить наслаждение своему Создателю, снискать милость в глазах Его.
И есть свойство «золота» 'заав', а есть свойство «серебра» 'кесеф'.
Серебро 'кесеф' – когда у него есть стремление 'кисуфин' в общем.
А золотом 'заав' называется, когда он желает только одного. И всё стремление и желание, которые есть у него к нескольким вещам, отменяются в этом желании, которое есть [у него]. И он говорит: только «зе-ав» 'это дай'. Т.е. он не желает ничего, кроме как «поднять Шхину из праха». И только этого он хочет.
Получается отсюда, что, несмотря на то что человек видит, что у него нет желания и стремления, которые должны быть, всё же, тем не менее, он должен видеть и стараться в мыслях и действиях достичь желания. И это называется: «Возьми серебро в руку твою»3. И пусть человек не думает, что это нечто незначительное, если оно в руке человека. А – «[отдай его] за крупный и мелкий скот»5. Т.е. благодаря этому он удостоится самых возвышенных светов.
1. Еврейская дата: суббота нед. гл. Бе-ар–Бе-хукотай, 22 ияра, 5709 г.
2. См. Дварим, 14:24.
3. Дварим, 14:25.
4. Из дневной молитвы.
5. Дварим, 14:26. И отдавай серебро это за все, чего пожелает душа твоя, за крупный и мелкий скот, и за вино, и за хмельное, и за все, что захочется тебе, и ешь там пред Творцом, Всесильным твоим, и радуйся ты и семейство твое.
_____________________
Пояснение:
В данной статье говорится об аспектах внутренней, духовной работы человека, выбравшего для себя, так называемый путь Торы и заповедей. Ради достижения свойства отдачи не ради себя, ради подобия Творцу и слияния с Ним по свойствам.
Где Творец - общее поле Мироздания, а мы - Его частицы.
И тогда, Тора и заповеди - способ приведения себя в подобие этой системе.
Так как сейчас мы находимся в отсутствии подобия Ему - Он отдача, мы получение.
Сам путь достижения Цели творения (Творец сотворил творения, чтобы насладить их), состоит из четырёх этапов:
1. нахождение на уровне развития Животное. Когда спрашивает - что мне? Всё - ради себя и другой - или пища, или развлечение. Получает ради получения и отдаёт ради получения. Всё - только ради получения.
2. период подготовки к подъёму на ступень Человека в человеке - подобного Творцу, прилагает усилия для перехода из свойства Животного, своего эго, из получения ради себя, на ступень Человека - отдачи себя не ради себя, без получения взамен. Не спрашивает, что мне? А спрашивает - для чего это мне? Приблизит меня это к Творцу?
3. период исправления свойства отдачи. достижение использования своих желаний так, чтобы не получать наслаждение себе, а перенаправлять его Творцу, как Источнику.
Получение наслаждений от подобия свойству отдачи Творца. Отдаёт, чтобы отдавать. Не получает.
4. реализация Цели творения - достижение получения от Творца, но лишь для того, чтобы этим - отдать Ему. Полное слияние с Творцом. Получает, чтобы отдавать.
Что там далее? Далее, творение и Творец сливаются в одно нераздельное целое, ради дальнейшего, уже совместного роста к большему раскрытию Совершенства. Нам бы это при нашей жизни реализовать.
И третий период - это серебро. А четвёртый - золото.
приведём ещё раз:
Дварим, 14:26. И отдавай серебро это за все, чего пожелает душа твоя, за крупный и мелкий скот, и за вино, и за хмельное, и за все, что захочется тебе, и ешь там пред Творцом, Всесильным твоим, и радуйся ты и семейство твое.
Отдавай серебро за всё, чего пожелает душа твоя. Душа - свойство Человека в человеке, свойство стремления наслаждать Творца. Проще говоря - работай во всех твоих (чистых) желаниях, способных беспокоиться о благе Творца, на отдачу. И эти желания - мелкий и крупный скот. А чисты они, потому что нет в них примеси намерения ради себя.
и ешь там пред Творцом, Всесильным твоим - тогда и достигнешь золота! Ведь ешь - говорит об исправлении стыда дармового хлеба.
Мы - свойство получения в форме ради себя. Вот эта вот добавка, ради себя, портит нам всю малину! Ради себя - это противоречит Творцу, который весь - не ради себя.
И, фактически, нам не нужно убивать получение в нас. Нам нужно его исправить - с ради себя на не ради себя.
И тогда усилия на пути, сколько раз в течении года, дня, часа, минуты... Сколько раз приложит человек усилия, чтобы вместо получения себе, выяснить у Творца напрямую - что такое не ради себя. И примет на себя это - это количественные усилия. А выяснение (в процессе, вот отчего работа называется внутренней) для чего человеку стать Человеком, развить в себе, во всех своих желаниях, меру СТРЕМЛЕНИЯ подобия Творцу.
Вот это стремление и есть плата Творцу человеком, за подъёмы по ступеням сближения, слияния с Творцом.
Сейчас её нет ни у кого. Но можно начать осознавать и просить, даже требовать у Творца такого подъёма! И начать платить, сперва серебром - достижение отдачи ради отдачи.
А затем - и золотом, получать ради отдачи из Мира Бесконечности всё!
И здесь истинное "место" нашей свободы - по середине между Бесконечностью минус и Бесконечностью плюс.
Статья Шамати, Когда далек для тебя будет путь, говорит нам о том, как раскрывать желание, стремление к Творцу, к свойству отдачи (умножить славу Небес).
Ведь где взять такое стремление, когда сердце хочет находиться на ступени Животное и честно - плевать всем на Творца и на то, что Он хочет, на Его свойство отдачи без получения взамен
В целом - она учит, как зарабатывать духовные деньги! Ведь сказано: отдай свою половину шекеля, а половину вторую - добавит Творец.
Духовные деньги - это усилия человека, в изменении своей природы Животного на Человека в себе. Для чего нужны духовные деньги? А чем ты будешь платить за подъём на ступень Человека в тебе? И чем будешь платить за соединение Человека в тебе с Человеками в тех, кто так же строит в себе Человека, в Одного Человека? Чтобы внутрь такого единения и вошла эта сила Природы - Творец.
Он нас всех ждёт и подгоняет. Не задерживай остальных!
Свидетельство о публикации №225102000133