Жизненный путь провинциала в СССР и в РФ

                Вступление.
   Мой главный герой обычный провинциальный человек, прожил свою сознательную жизнь от послевоенных лет до двадцатых годов XXI века. Советский период развития страны характерен идеологически выдержанными событиями построения социализма, жизни в условиях «Развитого социализма», построения «коммунистического общества». На этот же период приходится террор, хрущевская оттепель, брежневский застой, горбачевские гласность, ускорение, перестройка и развал великой империи - СССР (который произошел в основном мирно).

   Российский период начался с массового разграбления недобитых перестройкой государственных средств производства, захвата и перераспределения госсобственности и превращения ее в частную, накопления (в т.ч. и бандитскими методами) первичного капитала будущими хозяевами страны. Промышленное и сельскохозяйственное производство в 90-е годы XX столетия сократилось на 90% и более, многие отрасли вообще прекратили свое существование. Космическая держава с высокоразвитыми: металлургией, машиностроением (в т.ч. авиационным, морским, ядерным), развитым сельским хозяйством фактически превратилась в сырьевой придаток мировых экономик.

   Лица, назначенные партийно-политической (КПСС) верхушкой, захватили под управление, а затем бесплатно или за бесценок фактически приватизировали частично промышленные объекты, недра, трубопроводный, железнодорожный, авиационный, морской и речной транспорт, электростанции и электросети и т.д. Ни о каком даже простом воспроизводстве речи не шло. Новые «хозяева – временщики», озабоченные только личным обогащением, выжимали последние соки из предприятий, банкротили их, вывозили не только прибыль, но и выручку за границу, а также ценное сырье и оборудование.

   Для простого населения это обернулось огромным обнищанием в условиях галопирующей тысяче процентной годовой инфляцией. И только открытие «железного занавеса», отмена выездных виз за границу и насыщение рынков продовольствием и ширпотребом так называемыми «челноками» уберегло население от голода и гражданской войны.

     Описываемые события характерны для прослойки абсолютного большинства населения, не выдающихся, без родословной – пролетариев и сельских жителей. 
      
    В последующих публикациях постараюсь изложить воспоминания о прожитой жизни заурядного человека из рабочей семьи без связей, протекций, посвятившего себя лётной работе в гражданской авиации. Жизненный путь с 1964 г. от курсанта лётного училища, второго пилота самолета АН-2 до командира воздушного судна ИЛ-76, командира летного отряда – заместителя генерального директора по организации летной работы авиакомпании в 2002 г.

                ЧАСТЬ I

                Бытовая атмосфера

   Глава 1   
           Пролетарии – 50-е годы

   В рабочей семье я был третьим ребёнком. Спустя пять лет, родился четвертый – все четыре мальчики. В семье была еще бабушка по материнской линии, и некоторое время проживала взрослая сестра отца. Так жила семья 7-8 человек в одной комнате 18 кв. метров двенадцати комнатного одноэтажного дома без удобств с печным отоплением. Этот дом был построен в годы Великой Отечественной войны для эвакуированного персонала авиационного завода.

   В начале пятидесятых годов в массиве бараков и одноэтажных домов была построена ко-тельная, которая отапливалась сначала углем, а спустя десятилетие, - природным газом. В доме появилось центральное отопление. Готовка горячего питания для семьи и скотины осуществлялась зимой на печке (до подведения центрального отопления), летом - на электро-плитке. После установки электросчетчиков, от электроплиток пришлось отказаться в пользу примусов, керосинок, керогазов.

   Материально обеспечивал семью работающий на авиационном заводе глава семейства, мой отец. Он имел образование четыре класса начальной школы, работал простым слесарем, за-тем несколько лет – мастером. Бабушка получала мизерную пенсию по потере кормильца за погибшего на фронте сына, назначенная пенсия делилась с внуком, сыном погибшего, до его совершеннолетия. Многодетная мать была домохозяйкой – выйти на работу не имела возможности по причине большого дефицита мест в детских дошкольных учреждениях и практически не работоспособной бабушки, а также из-за необходимости вести домашнее хозяйство. Возле дома был сарай, семья держала козу, поросёнка, кур, выращивала картофель.

   На стене висел динамик, подключенный к радиоточке. Динамик никогда не выключался, работал на единственно возможной программе, громкость не регулировалась. Радио для меня явилось первым окном в мир. Информация подавалась идеологически выдержанной. В шесть часов утра и в час ночи - гимн Советского Союза. Каждый час – «Последние известия» с восхвалением успехов коммунистической партии и советского Правительства, с информацией о достижениях в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, о достижениях в странах народной демократии и забастовках, демонстрациях, их разгонах и арестах участников в государствах загнивающего капитализма. На радио транслировалась культурная программа. Большой популярностью пользовалась передача «Театр у микрофона». Часто звучала классическая музыка. Практически это был единственный источник культурного развития. Периодические печатные издания и книги семья не могла себе позволить, но доступ к бесплатной публичной библиотеке был обеспечен. Телевидение только начало появляться, но купить телевизионный приемник за среднюю двухмесячную зарплату могли себе позволить единичные семьи, не слишком обремененные детьми.

   В период тяжелой не продолжительной болезни товарища Сталина на радио регулярно выходили бюллетени о состоянии Его здоровья. Однажды утром народ проснулся от протяжных, длительных гудков паровозов, по радио объявили о кончине Великого вождя и учителя. Народ искренне был удручен, многие плакали, жалели детей: «не пришлось вам пожить», «как же жить дальше?»
 
   В послевоенные годы применялась система регулярных внутренних займов. «Добровольные» займы у работающего населения в пользу государства (часть зарплаты работники отдавали за облигации двухпроцентного займа на восстановление разрушенного войной народного хозяйства). Погашение процентов по займам производилось выигрышным лотерейным способом – кому повезет. Погашение самих займов производилось за счет выпуска новых «добровольных», еще в больших объемах, займов. С прекращением этой практики, прекратилось и регулярное погашение займов, а затем, во времена Хрущева, вообще их заморозили на 20 лет. Кто сохранил, смог обналичить по номиналу, естественно без учета инфляции.

   Ежегодно, ко дню рождения Вождя, производилось снижение стабильных государственных розничных цен на продовольственные и промышленные товары. Проводилась политика с уклоном перераспределения потребления из общественных фондов.

Дефицитное жилье предоставлялось бесплатно, власть имущим, руководству предприятий (особенно крупных) – в первую очередь, им же профилактическое оздоровительное лечение. Простому народу тоже доставалось от общественного пирога: бесплатное жилье, после дли-тельного (иногда в десятки лет) ожидания в очередях, мизерные: квартплата, оплата за дет-ские дошкольные заведения, частичная оплата за отдых детей в летних пионерских лагерях, обязательное бесплатное начальное образование до седьмого класса, далее символическая плата, которая в пятидесятых годах была отменена, бесплатное профессионально - техническое, среднетехническое и высшее образование, с выплатой мизерной стипендии и обязательным распределением по месту работы на 3-5 лет (кроме вечернего и заочного образования), бесплатное, вполне приемлемое, здравоохранение. Народ постепенно к этому привык, и после ухода Вождя, некоторое время инстинктивно чувствовал ухудшение своего, начавшегося улучшаться, положения.

   В шестнадцать лет старший брат был вынужден пойти на завод для работы сначала учеником слесаря, затем слесарем, продолжив обучение в школе рабочей молодежи по вечерам четыре раза в неделю. Зарплату получал порядка сто шестьдесят – сто восемьдесят (дореформенных 1961г.) рублей в месяц, которых едва хватало на его обеды и папиросы – выделялось по пять рублей в день. Так продолжалось два года, затем он был переведен на другую работу с зарплатой 1200 рублей в месяц – жить стало полегче, но не долго.

 Брат влюбился, к тому же очень крепко, возможно это была просто страсть в девятнадцать лет. Решил жениться. Родители были против, учитывая возраст, неоконченное школьное образование, стесненные жилищные условия, предстоящий призыв в армию на три года. На возражения брат среагировал очень болезненно, слег в постель. Последним доводом, убедившим родителей, было мнение, высказанное соседкой, что в случае расстройства этого брака и в дальнейшем создании другой семьи с неудачным браком, брат всю жизнь будет винить родителей в своей неудавшейся жизни. В результате родители вынуждены были согласиться.

   Его избранница была еще из менее обеспеченной семьи – одинокая мать с двумя дочерями от разных мужчин не была замужем. Работала она штукатуром – моляром, дочери учились, старшая заканчивала школу. После окончания школы и замужества, она была очень счастлива, когда в новой семье ей впервые купили хорошее платье за четыреста рублей. Семья возросла до восьми человек, молодая жена брата пошла на работу. Молодожены влились в большую дружную семью с единым ведением хозяйства, через год у них родился ребенок – семья возросла до девяти человек, а молодая мать вынуждена была прервать на некоторое время работу. Проживали всё в той же комнатушке.  Жили молодые дружно, без размолвок. После окончания школы рабочей молодежи и достижения призывного возраста, старший брат был призван в армию на три года. Молодая женщина с ребенком осталась честно дожидаться своего мужа. Изредка на хорошие фильмы ходила в кино, но обязательно брала меня (подростка) с собой, чтобы исключить всякие домыслы. 
      
   Большим подспорьем было подсобное хозяйство. Несмотря на скудное питание, я считал, что для мяса предназначена только свинина и не ел курятину и козлятину (потомство от козы), однако первые блюда на их бульоне употреблялись.

   Ежегодно по линии профсоюза авиазавода выделялась вспаханная земля (до 20 соток) под посадку картофеля, позднее и под бахчевые, изредка – под овощные культуры. На посадку, прополку, уборку картофеля и бахчевых культур завод выделял автотранспорт практически бесплатно.

   В 60-е годы началась раздача земли под так называемые дачи, строго по 6 соток, в основном в не угодьях – на холмах, в пересеченной местности, с большими ограничениями дачных построек по высоте, площади, расстоянию до границы участка. Прозрачные заборы ставить разрешалось. В соответствии с коммунистической идеологией у советского человека не должно быть частной собственности, под которой тогда понималась собственность для извлечения дохода.
 
    Денежные доходы семьи уходили на хлеб, соль, растительное масло, комбижир, маргарин – (сливочное масло считалось деликатесом и не приобреталось, сахар - по выходным дням и праздникам), оплату проживания, корма для живности, одежду, которая донашивалась младшими детьми за старшими и изредка обновлялась.

   Старший брат продолжал служить в Сибири, через два года прибыл в отпуск и объявил, что он разводится, поскольку встретил другую женщину, а жена якобы его не честно ждала. После окончания срочной службы в звании старшина, женился на женщине на два года старше его, остался на сверхсрочную службу в армии по контракту в должности старшины роты, у них появился ребенок, через два года - второй. По окончании контракта из армии уволился, начал работать в должности слесаря, затем бригадира на режимном заводе в закрытом городке там же в Сибири. Получил трехкомнатную квартиру. На первую дочь честно высылал содержание из расчета двадцать пять процентов заработка до исполнения ей восемнадцати лет. Первая жена с дочерью продолжала жить с родителями бывшего мужа.

   В шестидесятых годах, в процессе реализации программы жилищного строительства, народных строек (домов в последствии названных «Хрущевками») в бараках, одноэтажных домах был проведен капитальный ремонт и реконструкция. Реконструкция заключалась в том, что из четырех комнат выселялась одна семья, оставшиеся три семьи в блоке замыкались на одну кухню в освободившейся комнате, в которую был подведен газ. Образовались коммунальные квартиры по три семьи на одну кухню. В дальнейшем на многие десятилетия предоставление дополнительных удобств не производилось. Воду приносили из колонки, холодный туалет – на улице. Изредка проводился косметический ремонт, естественно за государственный счет.

  В единственной комнате стояли три железные двуспальные кровати. Двое средних детей спали на полу на стареньком сложенном вдвое ватном одеяле, младший – с бабушкой на кровати.
 
   Школьные домашние задания не редко приходилось выполнять на общей с соседями кухне. В зимнее время по вечерам на кухне (ее площадь 16 кв. м) собирались юноши (дети соседей), исполнялись приблатненные песни под гитару, играли в шашки, курили. Однажды с целью доказать, что я достаточно взрослый, решил выкурить папиросу «Прибой» без промежуточного вдоха воздуха (табака в папиросе в два раза меньше, чем в сигарете). Этот опыт кончился тем, что у меня сильно закружилась голова и стошнило уже на свежем воздухе на улице. В последствии я изредка курил, но дурную привычку не приобрел.
               
   Глава 2
           Политическая обстановка в 50-е - 60-е годы.
   Репрессий среди пролетарского окружения в 50-х годах не было. Однако по радио доводилась информация о разоблачении и наказании врагов народа. В семьях чувствовалось, ставшее привычным, напряжение. «Не болтай лишнего», «не высовывай язык, а то загребут отца …». Под запретом было даже критическое мышление, не говоря уже об обсуждениях. Одним из последних врагов народа был объявлен и расстрелян Л. Берия. Впоследствии, в процессе укрепления власти Н.С. Хрущева, была разоблачена т.н. антипартийная группа Молотова, Кагановича, Маленкова и примкнувшего к ним Шепилова, но гулаговских репрессий не последовало. Ограничились дискредитацией, снятием с должностей, лишением привилегий. Позже аналогично поступили и с самим Хрущевым.   

В середине 50-х уже можно было услышать в разговорах между работягами: «Имеешь машину (ЗИМ за сорок тысяч) – любитель, а лошадь за две тысячи – кулак». Хрущевская оттепель – свобода, правда относительная. Железный занавес оставался, глушилки на радио продолжали работать, выездные визы за рубеж строго регламентировали возможности перемещений граждан. Даже внутри страны существовали зоны и регионы с ограничениями посещений. Вспомним слова из песни Высоцкого: «открыт закрытый порт Владивосток…, но мне туда не надо».

   При фактическом проведении политики Диктатуры пролетариата, Демократического централизма,
заключавшегося в выборности органов власти снизу до верху, подчинении меньшинства большинству и нижестоящих организаций вышестоящим, страна жила по Конституции.

   Конституция СССР, принятая в декабре 1936 года, провозглашала самые цивилизованные демократические нормы, в том числе всеобщее прямое, равное избирательное право при тайном голосовании на выборах законодательных органов снизу до верху. В условиях однопартийной системы, жестокого подавления не только оппозиции, но и инакомыслия, это право превращалось в фарс. Все выборы проходили под насажденном сверху лозунгом «Нерушимого блока коммунистов и беспартийных».

   Комплектовался этот блок в плановом порядке в разветвленной сети партийной структуры от ЦК страны, союзных республик, обкомов (крайкомов), горкомов, райкомов, завкомов (фабкомов), до первичных парторганизаций, сельских ячеек. В них беспартийных практически не было. Определялись и спускались вниз по вертикали проценты: сколько в Советах различных уровней должно быть коммунистов, комсомольцев, женщин, рабочих, колхозников, с каким уровнем образования и т.д.

   Под непосредственной организацией партийных органов проводились собрания по выдвижению кандидатов в депутаты. Кандидатуры были безальтернативными, голосование открытым, по прин-ципу: «кто за», «против», «воздержался» - «принято единогласно», или вообще: «возражений нет? – принято единогласно». «Против» никто не выступал и не голосовал. Многие вообще не принимали участия в голосовании. В некоторых избирательных округах в качестве фарса выдвигались аль-тернативные кандидаты из первых лиц партийных и советских административных единиц. Они, естественно, всех благодарили за доверие и давали согласие баллотироваться в привычном для се-бя округе. На собраниях кандидатами и (или) их доверенными лицами давались кое-какие обещания (в основном из запланированного на развитие социальной сферы). На вопросы из зала, звучали обещания решить какие - то проблемы, о которых, как правило, забывали и депутаты и их задавшие, поскольку с самого начала знали: будет только так, как запланировано, хотя и с запозданием. 
         
   Процесс голосования назначался на воскресные дни, был представлен праздничной обстановкой. Перед избирательными участками, украшенными флагами, звучала патриотическая музыка, в избирательных участках проводилась торговля дефицитным продовольствием, игрушками (мотивация прийти пораньше). В кинотеатрах бесплатно демонстрировались художественные кинофильмы (вот детям раздолье). В избирательных бюллетенях одна фамилия, кабинок не было. Избиратель полу-чал бюллетень и бросал в урну, его отмечали и все. Жестко контролировалась явка на выборы, во второй половине дня представители избирательной комиссии объезжали известных малоподвижных и больных избирателей, а заодно и тех, кто еще не проголосовал с опломбированными урнами для голосования. Официальный отказ от голосования был одним из методов протеста. Советские власти стремились этого не допустить различного рода обещаниями, вплоть до угрозы административного наказания, сообщения по месту работы (отказ расценивался как недоработка в агитации). Явка на выборы достигала 98 – 99%, практически такой же процент отданных голосов за нерушимый блок коммунистов и беспартийных.

   Глава 3
           Сельская жизнь

   О сельской жизни сохранились детские впечатления от поездок в деревню к родственникам, наблюдений за жизнью и бытом сельчан, общений с поколением бабушек и дедушек.
 
   В памяти осталась первая сознательная поездка из города в деревню – малую родину родителей в Воронежской области. Мать с четырьмя детьми более суток добирались на поезде с пересадкой. В вагоне везли детей различного возраста в Суворовское военное училище, размещенных сидя на верхних полках, и мы им завидовали. Осталось в памяти длительное ожидание (порядка шести часов на пересадочном вокзале). Маневровые паровозы с прожекторами с гудками, дымящие, шипя-щие паром, снующие в разные стороны перед вокзалом, и мы - на чемоданах перед вокзалом.

   Матери было интересно посетить места своей молодости, встретиться с родственниками, быв-шими друзьями. Все ее узнавали, знакомились с детьми, хлебосольно встречали, угощали. На возвышенностях околиц деревень стояли ветряные мельницы.
       
   Массив деревень в черноземной зоне, где лесов практически не было, сады в военное время в ос-новном были вырублены на топку. В пятидесятых годах домишки выглядели в основном старыми, рублеными из бревен, крытые в основном соломой, встречались саманные домишки с земляным полом. Вода – из колодцев, расположенных по улице. Маленький туалет в каждом дворе. Хлевы саманные, крытые соломой. В то время в деревнях еще не было электричества. Активная жизнь бы-ла в основном в течение светового дня. По выходным в клуб привозили фильмы с киноаппаратурой и движком с генератором. Хлеб в сельские магазины не привозили. В каждом домохозяйстве при-мерно раз в неделю выпекали хлеб по своим рецептам.
   В последующих поездках по своим наблюдениям и от старшего поколения удавалось получать информацию о живой истории. В начале двадцатых годов крестьянам раздавали землю по количеству мужского населения в семьях, способного обрабатывать землю. Семьи были большие от восьми человек. Во время провозглашенной в стране «Новой экономической политики» (НЭП), после уборки урожая и уплаты продовольственного налога, у многих крестьян образовывались излишки. Люди стали жить лучше, некоторые нанимали сезонных работников, началось строительство в селах.
 
   Были и такие, которые не стали брать землю из-за неверия в бесплатное наделение землей и оставались со своей землей примерно в сорок соток приусадебного хозяйства.

  В целях внедрения малой механизации и более интенсивного использования орудий труда: плугов, культиваторов, косилок, других средств малой механизации, а также из-за недостаточного количества лошадей, быков, незажиточные крестьяне начали объединяться в товарищества по совместной обработке земли. 

   В конце двадцатых годов была провозглашена политика сплошной коллективизации. Вступающие в колхозы должны были объединять полученную землю, передавать на общее подворье крупный рогатый скот, лошадей, орудия для обработки земли и средства транспортировки. Зажиточные крестьянские семьи, которым приходилось сдавать больше других, этому противились. Их объявили кулаками, насильно изымали собственность, облагали повышенными налогами – проводилась так называемая политика «Ограничения кулачества». Дальнейшее развитие этой политики – «Ликвидация кулачества как класса».

   С этого времени начался террор в отношении семей кулаков, не редко и семей середняков, не желавших вступать в колхоз. В то время была распространена поговорка «Колхоз дело добровольное – хочешь, не хочешь, вступай». Целые семьи выселялись (как говорили в народе «на соловки») и вывозились в необжитые районы государства. Разрешалось брать только личные вещи, да и то на усмотрение раскулачивающих лиц, которые не брезговали заниматься мародерством.

   Их дома и хозяйственные постройки отписывались колхозам или оставались заброшенными. Единицы смогли обустроиться на новом месте, некоторым удавалось осесть в городах, начинаю-щаяся индустриализация требовала рабочих рук. Большая часть несчастных, в борьбе за существование в условиях жесткого климата обречена была на вымирание.

   Становление колхозной жизни происходило бессистемно на основе проб и ошибок. В некоторых хозяйствах пытались объединять даже птицу. Коллективная обработка общей земли сначала по инерции давала какие-то результаты, но никто не знал, как делить оставшийся от налогообложения выращенный урожай – пытались делить по количеству едаков. Кто имел много малых детей оказались в выигрышном положении, кто имел много рабочих рук - были ущемлены, поскольку затраты труда не компенсировались полученными доходами. Это повлияло на отношение к работе, ухудшение производительности труда.  Очень скоро была внедрена система оплаты по трудодням.

   Бригадиры, учетчики старались вести учет количества затраченного труда. После реализации урожая, уплаты налогов и пополнения основных фондов, оставшаяся часть распределялась по трудодням в натуральной форме. Эта система была более устойчива и просуществовала до пятидесятых годов. Доход зависел от урожайности по годам.

   Не получившие землю при раздаче и не вступившие в колхоз, оставались единоличниками, они не были приравнены к кулакам, так как практически были бедняками. Им урезали землю до двадцати соток на подсобное хозяйство и обложили повышенным налогом. Для выживания и оплаты налогов, они вынуждены были искать дополнительные источники дохода, как правило, на строи-тельстве домов, приусадебных и колхозных построек. Иногда вырабатывали трудодни на сезонных работах в колхозах или устраивались на работу в начавшиеся организовываться совхозы – госу-дарственные сельскохозяйственные предприятия в других районах. У них оставался мелкий скот. Покосы им не выделялись, корма приходилось закупать. 
   По мере индустриализации страны в сельскохозяйственных районах начали организовываться машинно-тракторные станции (МТС). Для обработки земли колхозы нанимали технику вместе с обслуживающим персоналом. Однако ручного труда оставалось очень много.
 
   Колхозным семьям для подсобного хозяйства оставили по сорок соток земли вблизи домов. По-степенно семьи стали вновь обзаводиться подсобным хозяйством, в т.ч. и крупным рогатым ско-том, но лошадей держать по-прежнему запрещалось.
          
   Летом с раннего утра занимались личным подсобным хозяйством: кормили, поили скотину, вы-гоняли крупный рогатый скот в стадо. Трудоспособный народ работал в колхозе на сезонных работах. Каждое раннее утро бригадир на грузовике или тележке, прицепленной к трактору «Беларусь», собирал людей на работу в поле. Поздним вечером людей провозили также по селу с остановками. Возвратившиеся усталые люди продолжали уход за скотиной на своем подворье. После этого, молодежь находила в себе силы погулять, повеселиться под гармошку, особенно в лунные ночи, сходить в более отдаленные села в клуб на танцы.
   
   Летний досуг для детей заключался в присмотре за выпасом гусей, привязанных на лугу телят и, между этими занятиями, купание в пруду, рыбалка. Форма одежды – трусы или рваные замазанные штаны, без обуви. Кроме этого, помощь по хозяйству.

   Зимой – школа, борьба за существование – поддержание тепла с помощью печек, обеспечение водой, уход за скотиной. В свободное время – катание с горок на санях. Печи отапливались так называемыми кизяками (смесь навоза с соломой), которые заготавливались летом. Более состоя-тельные закупали уголь с Донбасса.
 
   Некоторым посчастливилось работать в колхозе на постоянной работе по круглогодичному ухо-ду за колхозным стадом крупнорогатого, мелкого скота и птицей.

   С шестидесятых годов зарплата начислялась в рублях, но выплачивался только небольшой аванс. Окончательный расчет производился после сезонной реализации продукции и не только в денежном выражении. На каждый заработанный рубль начислялась натуральная оплата зерном, сахаром, если выращивали сахарную свеклу, маслом, если выращивали подсолнечник и т.д.

   На доходы, получаемые от колхозов, крестьянские семьи (как правило, большие) существовать не могли. Высадка садов, посадка картофеля, отчасти зерновых, овощных культур на землях под-собного хозяйства и ведение скотоводства позволяло выживать. Выращенный картофель шел на потребление и прокорм скоту.

   Скоропортящиеся овощи засаливались в бочках для потребления зимой. Частично картофель, другие овощные культуры, мясо реализовывались в городе на рынках или продавались в потребкооперацию, оставшееся на личное потребление – засаливалось.Холодильников конечно не было.

   На тяжелый труд, связанный с земельными работами, правлением колхоза выделялась лошадь с навесными орудиями. Для прокорма скота выделялись покосы – как правило, заливные луга и транспорт для транспортировки к домам скошенного сена. На приусадебных участках выращивали и технические культуры, на пример веники. После вязания веников в зимний период, производилась их реализация в городах, семена использовались для корма птицы.

   В пятидесятые годы стали возвращаться из ссылок бывшие, так называемые, кулаки – те единицы, которым удалось выжить. Это были совершенно несчастные нищие люди, которых помнили и жалели односельчане и, как могли, помогали. Известие о смерти Сталина колхозники встретили с безразличием, некоторые с облегчением и надеждой на лучшую жизнь, колхозная верхушка – с печалью. Однако открыто обсуждать свой быт боялись из-за привычной жизни в условиях террора и репрессий.
             
   Вот свидетельства одного из родственников по материнской линии, который прошел первую мировую войну, плен в Австрии и дважды побывал заключении (два и три года) в двадцатые и тридцатые годы за свой критический ум и «длинный» язык. Содержание в плену и работа на австрийского фермера в качестве батрака не сравнима с порядками в советских зонах заключения. Человеческая жизнь не имела никакой ценности. Содержание под стражей в не утепленных бараках с печками буржуйками. Работали по двенадцать часов в сутки на строительстве канализации будущего города. Копали траншеи вручную, ступенчато в глубь (грунт песчаный, который постоянно осыпался). В этих условиях выработать норму практически невозможно. Не выполнение плана каралось урезанием пайки. Среди заключенных была высокая смертность, особенно в зимний период. Чтобы выработать пайку, бригада брала дополнительную работу по лесоповалу, народ в бригаде был работящий - из кулаков.  Выживали и те, кто регулярно получал посылки.

   Глава 4
           Хрущевская оттепель
   После смерти Великого вождя, сравнительно недолгий период (порядка десяти лет) вошел в ис-торию как «Хрущевская оттепель». Н.С. Хрущев сначала был избран Первым секретарем ЦК КПСС, а потом, дополнительно, и Председателем Совета министров. Для укрепления личной власти необходимо было устранить наиболее сильных соперников. Закулисными интригами начало было положено с объявления врагом народа и расстрелом товарища Л.П. Берия, который все же успел освободить часть заключенных и не только политических. Затем последовало разоблачение, так называемой, антипартийной группы Молотова, Кагановича, Маленкова и примкнувшего к ним Шепилова – обошлось, правда, без расстрелов и гулаговских репрессий.
  Далее, хотя несколько видоизмененное, - единовластие, с некоторыми послаблениями в политической жизни, прекращением террора против народа. Разоблачение «Культа личности Сталина», в народе воспринималось «Сталин – враг народа??». Начался пересмотр политических дел, реабилитация невинно осужденных, расформирование ГУЛАГа.
   Рабочая неделя сокращена с сорока восьми до сорока одного часа. Проведена десятикратная деноминация рубля. Укрупнение колхозов. Приобретение ими дорогостоящих средств механизации и производства. 
   Непоколебимая вера новоявленного вождя в коммунистическое будущее, стремление быстро ре-шить продовольственную и социально-экономическую задачи волюнтаристическими методами явились источником принятия и внедрения многих не обдуманных и не проработанных реформ. Любые предложения вождя в президиуме ЦК КПСС принимались единогласно.
   Лиц, несогласных и критиковавших действия высшей партийной и властной структуры, устраняли от власти. Общественных деятелей помещали на исправление в больницы для душевно больных, наиболее известных в общественных кругах, высылали за пределы страны с лишением гражданства.

   Подъем целинных и залежных земель – комсомол вперед. И пошли эшелоны с людьми, сельхозмашинами (которых и так остро не хватало в действующих МТС и сельскохозяйственных предприятиях) на целину. Первые годы дали свою отдачу, правда основную массу зерновых некуда было складировать, и она была загублена. Но совхозы на Целине были созданы.

   Кукуруза – царица полей. Республиканские, областные, краевые органы партийной власти начали энергично внедрять этот лозунг и засевать поля, даже газоны в провинциальных городах, кукурузой. Нередко без учета климатических условий. Урожай далеко не везде удавался. Тем не менее были построены силосные приспособления, и корм скота на основе кукурузной массы обеспечивался. В сельском хозяйстве наметился некоторый рост продукции животноводства.

   Вдруг новая идея. Человеку коммунистического будущего не к лицу заниматься тяжелым малопроизводительным трудом по уходу за своим подворьем. Всем необходимым обеспечит массовое механизированное производство.

   Начали не с обеспечения, а с ограничения личного подворья в деревнях и в малых городах.
   Приняли соответствующие Законы и Постановления: о повышенных налогах, да еще в живом весе на живность подворья, об ограничениях количества голов скота на одно подворье (поросенок – один, корова и теленок – не больше и т.д. Шкуры забитых животных необходимо было сдавать государству.
   Для больших семей в сельской местности это было не приемлемо, в особенности по поросятам, поскольку выращивание продолжалось дольше употребления и реализации на рынке части забитого скота.

   Многие прятали излишки живности при проведении акций по выявлению «излишеств». В провинциальных городах начал ощущаться недостаток продуктов питания – выстраивались огромные очереди за хлебом, мукой, макаронными изделиями, растительным маслом, сахаром и т.д. Ограничивались нормы отпуска в одни руки, поэтому в очередях выстаивали с детьми.

   После решения этой проблемы, в предприятиях общественного питания хлеб включили в стоимость блюд, и, практически без дополнительной оплаты, в столовых можно было потреблять его по потребности. Внедрили рыбные дни в столовых, по четвергам – без мясных блюд.
 
   XXII съезд КПСС провозгласил: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Через двадцать лет к 1980 году будут построены основы коммунистического общества. Был принят Моральный кодекс строителя коммунизма, который во многом напоминал «Христианские заповеди».

   Начала реализовываться жилищная программа. Необходимо было переселить большие массы людей из бараков, построенных в основном в военное время. Были построены домостроительные комбинаты – в заводских условиях изготавливали комплектующие конструкции из сборного железобетона.  На строительных площадках из них в короткое время собирали, как правило, однотипные пятиэтажные дома. Строили и двухэтажные кирпичные дома по таким же типовым проектам.

   Расчет был на массовость и удешевление строительства – благо выкуп земли не требовался.
   Квартиры состояли из одной, двух и трех комнат с тесными кухней, санузлом, совмещенном с ванной (кроме трехкомнатных). Квартиры были малогабаритные, изолированные с удобствами (центральное отопление, вода, канализация, газ, газовые колонки с ванной). С тесной лестничной площадки вход в четыре квартиры в каждом подъезде.
   
   Для ускорения строительства при ограниченных кадровых ресурсах внедрили метод народных строек. Очередники – претенденты на получение квартир должны были отработать на стройках несколько сотен (до тысячи) часов с сохранением зарплаты по основному месту работы. Квартиры передавались бесплатно в пожизненный наем.
   
   Началось строительство кооперативного жилья. Финансирование строительства многоквартирных домов осуществлялось владельцами кооперативных квартир в рассрочку на двадцать лет по вполне приемлемым расценкам. Содержание многоквартирных домов – за счет членов кооператива.
   Массовое переселение и улучшение жилищных условий населения было одним из положительных проектов реформ того времени.

   Отставание от развитых государств в производительности труда, особенно в сельском хозяйстве при очень низкой урожайности, явилось основанием внедрения химизации народного хозяйства. Был расширен ленинский лозунг: «Коммунизм – это Советская власть плюс электрификация всей страны» с добавлением: «плюс химизация народного хозяйства». Началось массовое строительство химкомбинатов, особенно по производству минеральных удобрений.

   Для поступления в технические ВУЗы, в перечень вступительных экзаменов включен
дополнительный по химии.
   Массовое развитие получила сельскохозяйственная авиация для химической борьбы с вредителями, сорняками, внесения минеральных удобрений под сельскохозяйственные культуры, и дефолиации хлопчатника (подготовки к механизированной уборке).

   В промышленном производстве был проведен эксперимент. Он заключался в отказе от вертикального управления промышленным производством в виде министерств по управлению отраслями промышленности и переходу на так называемые Совнархозы – управление на местном региональном уровне. Проект был дорогостоящим и неудачным, вскоре министерства были восстановлены. Неэффективное управление производством сохранилось. Частный сектор даже в мелком предпринимательстве преследовался и не развивался.    

   Международная политика проводилась исходя из условий «Холодной войны». Гонка вооружений в состязании с США выматывала советский народ, более двух третей промышленности СССР работало на оборонку. Создавались бомбоубежища в городах, в обязательном порядке - вблизи стратегических объектов. В массе закрытых городов разрабатывалось и усовершенствовалось оружие массового поражения и средства их доставки (в основном баллистические ракеты, подводные лодки).
   
   Содержание пятимиллионной армии было непосильным бременем для полунищего советского народа. Начались массовые сокращения вооруженных сил, особенно в области военной авиации, поскольку упор в средствах доставки оружия массового поражения делался на ракеты различной дальности.

   Считалось, что паритет в вооружениях между капиталистическим миром и социалистическим лагерем поддерживает стабильность мира. Одновременно, на словах, провозглашалось всеобщее и полное разоружение, и критиковались предложения Запада об ограничении вооружений.

   После испытания СССР самой крупной в мире водородной бомбы в атмосфере мощностью в пятьдесят мегатонн, зафиксированного на всей планете, ввиду экологической опасности был подписан и пока действует договор о запрещении испытаний ядерного оружия на земле, в атмосфере и под водой. В последствии дополненный космическим пространством. Договор оставлял возможность проверки действия и совершенствования ядерного оружия с использованием подземных испытаний.

   Импульсивный вождь, в ответ на обвинения международного сообщества в агрессивности политики СССР и его сателлитов – государств Варшавского договора, заявил, что по итогам первой мировой войны в капиталистическом мире была пробита брешь в виде одного государства рабочих и крестьян. Итогом второй мировой войны стало крушение колониальной системы и создание социалистического лагеря. Итогом третьей мировой войны станет уничтожение капитализма как общественно-экономической формации.

   Недовольство развитых государств мирового сообщества такими перспективами было
естественным. Экономическое и технологическое сотрудничество с ними практически было исключено, отставание в производстве мирной продукции прогрессировало, кроме некоторых отраслей, связанных с военной промышленностью.

   Предполагалось, что после третьей мировой войны на планете наступит благоденствие без военных конфликтов, а пока должно поддерживаться мирное сосуществование двух общественно-экономических систем (между капиталистическим миром и социалистическим лагерем). Не допускалось даже мысли о военных столкновениях между государствами социалистического содружества.
   Тем не менее, из-за идеологических разногласий, недовольства борьбой с последствиями «Культа личности Сталина» и пограничных споров возник военный конфликт с КНР на острове Даманский. В последствии – военный конфликт между КНР и Вьетнамом – государствами социалистического лагеря.   
   СССР продолжал политику экономической, военной и идеологической поддержки бывших колоний и развивающихся государств в обмен на заявления их руководства идти по некапиталистическому пути развития. Максимально существенная и длительная помощь оказывалась Кубе. Несколько таких руководителей даже были удостоены высшей награды страны -Героя Советского Союза. Вооружение и продовольствие поставлялись безвозмездно или в долгосрочный необеспеченный кредит (впоследствии списанный как безнадежный). Эти расходы стали дополнительным бременем для полунищего советского народа.
 
   Безответственная международная политика в условиях монополизма власти и отсутствия оппозиции в стране поставила мир на грань ядерной войны во время «Карибского кризиса».

   В ответ на экономическую блокаду Кубы, советское правительство приняло решение и, при соблюдении максимальной секретности, обеспечило размещение ракет средней дальности с ядерными боеголовками на Кубе. После их обнаружения, США готовились к бомбардировке этого объекта, на что очень вероятно получили бы ответный удар по своей территории. Напряженность в отношениях между СССР и США достигла максимального уровня. На улицах в городах разместили громкоговорители, прорабатывался вопрос (в т.ч. по просьбе трудящихся) о возвращении сорока восьмичасовой рабочей недели.

   Была организована прямая телефонная связь между Хрущевым и Кеннеди. До развязывания ядерной войны оставались буквально часы. Здравый смысл все-таки победил на основе взаимоприемлемых условий. В обмен на вывод ракетно-ядерного оружия с территории Кубы, США согласились облегчить режим ее экономической блокады и вывести ракеты с ядерными боеголовками с территории Турции.

   В народе уменьшилось раболепие перед властью, между собой граждане обсуждали решения Партии (КПСС) и правительства, безопасно распространялись анекдоты на политические темы, процветал шансон. В средствах массовой информации критика по-прежнему не допускалась. В культурных столицах союзных республик путем самиздата публиковались идеологически не выдержанные статьи и литературные произведения, но до глубинки в провинциальных населенных пунктах они не доходили. Авторы как-то преследовались, но информации об этом практически не было. «Вражеские голоса» на радио по - прежнему глушились. 

   В 1964 году путем закулисных внутренних интриг, воспользовавшись временным отсутствием Хрущева (он был на отдыхе в Крыму), в Политбюро организовали внутренний переворот со смещением Хрущева со всех постов. Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран «истинный ленинец» Л.И. Брежнев. Начался восемнадцатилетний период, так называемого коллективного руководства, несменяемости высшей партийно-правительственной верхушки, в народе и в истории названный периодом «Застоя». 

   Глава 5
           Досуг

   Детей практически воспитывала улица, школа, пионерская организация с третьего класса, позже ввели еще и октябрят с первого класса. Постоянно работавшая радиоточка расширяла кругозор. На улице, по крайней мере в кварталах бараков, летом дети целыми днями гуляли на улице, как правило, босиком – без обуви. Детей было много, но многодетных, более трех в семье - менее 40%. 
 
 Еще в дошкольном возрасте я любил кататься. Многие главы семейств подрабатывали подвозом сельскохозяйственных продуктов (молока, мяса, масла и т.д.) на тележках, зимой - на санях от железнодорожной станции до рынка. Эти продукты из деревень подвозили на поездах крестьяне для продажи.
   
Я нередко увязывался за такими соседями, и они не возражали прокатить на порожних прогонах. На рынке подрабатывал один старичок с лошадью. С ним, в основном в зимнее время в санях, по целым дням катался.    
   
   Массовыми были игры в прятки, «клек» (отдаленно похожая на и игру в городки), классики.

   Были и азартные игры на крышки от пивных бутылок. Их добывали на помойках, затем молотком загибали края, часть из них дорабатывалась подкладыванием на рельсы под трамвай. Они становились похожими на монеты. В них играли как на деньги в пристенок или битами. Были игры и на деньги, как правило, на мелкие монеты до реформы 1961 года. Более старшие дети, от пятого класса и старше,
играли и в карты (в очко, в буру.
   
   Популярностью пользовалась игра в чижик. Чижик - это четырехгранный параллелепипед с обработанными на конус концами и нанесенными на грани римскими цифрами от I до IV.
Он вбрасывался в начерченный квадрат со стороной примерно в пятьдесят сантиметров. По его концу ударяли палкой и, после поднятия его в воздух, отбивали подальше. После его падения операция продолжалась столько раз, сколько выпало на грани чижика при первичном вбрасывании в начерченный квадрат. Водящий должен был поймать чижик в воздухе, либо после последнего отбоя, подняв с земли, пытаться бросками попасть им в начерченный квадрат, отбивающий, при этом, стремился с лёта отбить чижик подальше. Водящий становился отбивающим, после попадания чижика в квадрат.
   
   Позже стала популярной игра в теннис, но так как не было теннисного стола, расчерчивалась на земле площадка, вместо сетки ставили доску или кирпичи, вместо теннисного шарика – маленький мяч, ракетки выпиливали самостоятельно из доски или толстой фанеры.

   Если кому-нибудь дарили мяч, то до его износа гоняли в футбол (ворота – два кирпича) или, ис-пользуя спортплощадку школы, играли в волейбол и разновидности баскетбола.

   В жаркую погоду купались на грязном достаточно глубоком озере. Там, в основном, все дошколята и учились плавать, без присмотра взрослых, но утопленников не было.

   Была и такая забава как катание на пригородной электричке. В вагонах кондукторов не было, вход свободный, рейды контролеров были редки, поэтому прокатиться до конечной станции и обратно бесплатно не составляло особого труда.
   
   В осенне-зимнее время популярна была игра в «котел». Цель – водящему палкой похожей на клюшку надо было загнать смятую консервную банку в центральную лунку. Партнеры имели вокруг центральной лунки свои лунки, которые занимали своими палками – клюшками. Водящий своей полкой - клюшкой подводил смятую банку к центральной лунке. Партнеры стремились отбить банку подальше. В это время водящий стремился захватить не занятую палкой лунку. В случае удачи водящий сменялся. При
попадании банки в центральную лунку, партнеры должны были очень быстро меняться лунками в любом порядке. Водящий в это время стремился занять освободившуюся лунку. Игрок, оставшийся без лунки, становился водящим. Банка отбрасывалась, и игра начиналась с начала.         
   
   Зимой игра в «Царь горы». Один по жребию занимал вершину горки (слежавшийся снег с дороги), партнеры пытались его сбросить, кому удавалась, тот становился царем горы.

   Популярным было катание на лыжах с горок, на том же озере, где были довольно крутые берега. Дополнительно из снега устраивались трамплины, было много поломок лыж, которые по несколько раз ремонтировались.

   По укатанным дорогам катались на коньках. Коньки довольно крепко привязывались к валенкам. Пытались играть в хоккей смятой жестяной банкой и подобием клюшек. Дороги практически не чистились, снег прикатывался колесами грузовиков. Хорошим развлечением было кататься, прицепившись к машинам на коньках или даже без них.

   На зимних каникулах целыми днями проводили на улице. При температуре воздуха ниже 25 градусов по утрам объявляли по радио об отмене занятий в школах. Для детей это было как дополнительные каникулы – целыми днями занимали себя на улице.
   
Иногда уходили на каток, конечно, бесплатный, но со своими коньками на валенках (перед этим их приходилось точить).

  В пять – шесть лет на дневные сеансы ходили в кино, попросив взрослых провести бесплатно.
    
   Весной, при вскрытии льда, на том же озере с шестами катались на льдинах. Нередки были вынужденные купания, но, как правило, без последствий.
      
   К Новому году детям от завкома профсоюзов выделялись бесплатно по одному пригласительному билету на новогоднее представление в клуб завода, дополнительно можно было приобрести за деньги. После представления дед мороз дарил всем одинаковые подарочные наборы – конфеты, шоколад, мандарины.

   На государственном уровне в летние каникулы устраивался организованный вывоз и отдых в пионерские лагеря, размещенные на природе. Плата была символической, для многодетных семей - со скидкой, вплоть до бесплатной путевки. В лагерях было деление по возрастным группам в отрядах.
 
   Организованный отдых заключался не только в обеспечении питания, уходе за территорией, дневным «мертвым часом» (послеобеденный отдых в постелях). Под пионерский горн: подъем, выход на зарядку, на прием пищи, отбой. В каждом отряде на тридцать – сорок человек был воспитатель и пионервожатый.
 
   В лагере работали кружки и секции по интересам под руководством инструкторов. Смена длилась около месяца. Организовывались ежедневные купания в естественных водоемах в огороженных купальнях. В каждой смене организовывались один - два похода с выездом, как правило, на теплоходе с сухим пайком, на волжском берегу. Устраивались различные состязания, игры, в том числе увлекательный поиск спрятанных предметов по найденным запискам.

   По окончании смены, в обязательном порядке ночью устраивался пионерский костер с музыкой, весельем. По возвращении из лагеря, часто задаваемый вопрос был «на сколько поправился?»
   
   Для детей, не охваченных таким отдыхом, организовывались так называемые городские пионерские лагеря, бесплатно. Под руководством учителей при школах организовывался активный отдых с использованием настольных игр и спортплощадок. Организовывались поездки по музеям, предприятиям и на природу, иногда многодневные на теплоходе с сухим пайком или на турбазы с их сервисом, как правило, на берегу Волги.
 
   Запомнился один такой поход. После высадки с теплохода на турбазе, установили палатки, предварительно подложили под них хвойный лапник. Ребята одиннадцати – двенадцати лет естественно были возбуждены, в палатках размещались по четыре – шесть человек. После отбоя спать никому не хотелось, рассказывали занимательные истории, анекдоты, за что несколько раз получали замечания от начальника лагеря. После их игнорирования, население палаток отправили на обустройство кухни булыжником на берегу реки, благо ночь была лунная. После часа такой трудовой терапии все сразу уснули.

   Днем разрешалось купание в реке без ограничений. Рыбалка - голыми руками. Лагерь располагался в четырех километрах ниже по течению от платины ГЭС. Оглушённая рыба, которая проходила через турбины ГЭС, плыла по течению к верху брюхом, была и подраненная, и разрубленная. Смысл рыбалки заключался в том, чтобы как можно осторожнее подплыть к оглушённой рыбе, резко ее схватить (она тут же начинала резко биться) и выбросить на берег.

   Запомнился один из коротких не организованных походов по Жигулевским горам с турбазы. Несколько человек отправились на гору Шелудяк, вид с нее на Волгу прекрасный. Но самое интересное, что в гроте на этой горе был обнаружен небольшой склад с мелкими вещами (посуда, соль, спички, небольшая медицинская аптечка и т.д.), были и деньги, в основном монетами, с запиской «для нуждающихся
туристов». Наши друзья понуждались только в деньгах в сумме до пяти рублей.

   В школах в обязательном порядке в программе обучения были уроки труда. Как правило, в подвальных помещениях были установлены верстаки с тисками и слесарным инструментом, станки: точильный, сверлильный, иногда простенький токарный. По заданию и под руководством преподавателя по труду мальчишками выполнялись простейшие слесарные работы, девочки занимались рукодельем в других
кабинетах.
   Желающие имели возможность заниматься техническим творчеством в детских технических станциях, в драмкружках при дворцах и домах пионеров – все это на безвозмездной основе. Это была большая польза от общественных фондов потребления.

   Некоторое время я занимался в детской технической станции - в кружке авиамоделизма. Приобрел познания в авиационных терминах, строении самолетов, изготавливал совместно с другими и под руководством опытных наставников кордовые модели самолетов с установкой на них двигателей внутреннего сгорания, принимал участие в соревнованиях, в том числе в воздушных боях кордовых моделей.
               
   Был в семье и старенький велосипед, на котором однажды старший брат изрядно ушибся, когда в спицы переднего колеса попала палка, и он сделал кульбит через руль, при этом была выбита половина спиц, и велосипед на долгое время пришел в негодность, позже отец его восстановил.
 
   Дачный участок, выделенный семье, находился за городом в двадцати восьми километрах от места жительства. На автобусе можно было доехать за двадцать копеек по дороге, а затем по пересеченной местности добираться пешком около трех километров, да еще нести с собой все необходимое: одежду, продукты питания, питьевую воду, иногда орудия труда.
 
   Отец вынужден был купить новый велосипед и к нему двигатель внутреннего сгорания, но мать продолжала ездить на дачу на автобусе. Года через два купили маленький мотоцикл К-58, но это уже двухместный транспорт. Велосипед с мотором, которым я пользовался уже с одиннадцати лет, остался в полном моём распоряжении. Братья только изредка брали его прокатиться.
   
   Я довольно часто ездил на дачу, в обязательном порядке в дни, когда давали воду для полива, а отец был на работе. Однажды на даче застал сильный дождь. Я, из опасения что дома будут волноваться, так как ночевка на даче не предполагалась, отправился домой. Добраться до асфальта и преодолеть эти несчастные три километра по грунтовой дороге, в основном в гору оказалось очень непросто. Грязь налипала на колеса, и они переставали вращаться. Сначала приходилось их постоянно очищать, а потом и вовсе нести велосипед с мотором на плече двенадцатилетнему не могучему мальчишке. После достижения асфальта, мотор сначала запустился, но через пять – шесть километров заглох, и дальнейший путь километров двадцать продолжался на педалях. Добрался до дома за полночь.
               
   В общении со сверстниками были и факты негативного влияния улицы. Некоторые друзья – самоучки стали заниматься мелкими кражами, так называемые карманники, себя называли «щипачами».
 
   В магазинах в очередях крали из карманов у таких же детей деньги, с витрин магазинов – выставленные для рекламы на прилавках консервы. Моё участие в таких походах заключалось в наблюдениях и предупреждении, если операция замечалась кем – то. На слогане это называлось «стоять на васаре».

   Однажды удалось выкрасть солидную сумму тридцать шесть рублей (дореформенных 1961 года) у девочки в книжном магазине. На эти деньги были закуплены вино и консервы, что и было оприходовано одиннадцати – двенадцатилетними недорослями.

   После этого случая, наступил какой-то перелом в сознании подростка. Я представил себе, что эта девочка возможно была из такой же малообеспеченной семьи. Она может быть пришла купить учебники, и повторно выделить такую сумму из семейного бюджета было не просто. Я перестал участвовать в подобных мероприятиях и попытался убедить своих «подельщиков» в аморальности причинения вреда себе подобным.
    
   После этого, был еще один случай, когда уже другие приятели завлекли в ограбление, причем с самого начала я согласился принять участие с целью его предотвращения. Ночью, в отдаленном районе города проникли в сарай с целью воровства подвесного двигателя для велосипеда. Предотвратить кражу не
удалось, но угрызения совести ощущал долго, и общения с этими приятелями были прекращены.

  Глава 6
          Школа
   В начале пятидесятых годов классы были разделенными для мальчиков и девочек, к середине пятидесятых годов это упразднили. С семилетнего возраста было обязательное семилетнее образование.

   До школы в семьях с детьми занимались мало, от части поэтому было много невоспитанных и отстающих. При наличии неудов по итогам года по двум предметам – оставляли на второй год в том же классе. Один неуд разрешалось пересдать осенью. При положительном результате, переводили в следующий класс. Некоторые умудрялись оставаться по два - три года в одном классе.
 
   Практически обязательным в третьем классе было вступление в пионерские организации, позже ввели еще вступление в октябрята с первого класса. Октябрята должны были носить на груди специальные звездочки с изображением Ленина. Пионеры должны были носить красные галстуки и, по желанию, пионерские значки (звездочка с языками пламени пионерского костра). При достижении четырнадцати лет пионеров принимали в ленинский комсомол. 

   Вступление в комсомол рекомендовалось. Комсомольцы – школьники уплачивали символические членские взносы - две копейки в месяц (после денежной реформы 1961 года). Возраст комсомольцев ограничивался 28 годами. Работающие или получающие стипендии в профессиональных, средне специальных и высших учебных заведениях уплачивали взносы в размере 1% от дохода. По окончании семилетки некоторая часть учеников поступала в профессионально-технические ремесленные училища (в просторечии – ремеслухи) без вступительных экзаменов. Некоторым удавалось поступить в средне - специальные учебные заведения, после сдачи вступительных экзаменов. Срок обучения 4-5 лет. Остальные продолжали обучение в восьмом – десятом классе, с начала шестидесятых годов и в одиннадцатом классе, после введения школы с производственным обучением. Широко практиковалась система обучения в школах рабочей молодежи. Туда принимались только работающие лица после шестнадцатилетнего возраста, которые по разным причинам не смогли закончить десять или одиннадцать классов. Обучение проводилось по вечерам, четыре дня в неделю.
   
   В начальной школе, с первого по четвертый класс, занятия по всем предметам вел один учитель, кроме физкультуры, пения и рисования. С пятого класса занятия вели предметники, в том числе начиналось изучение иностранного языка, я выбрал английский (возможно уже в то время посещали мысли стать летчиком). Более старшие ученики, начиная с пятого класса, ежегодно сдавали экзамены по итогам года. Позже экзамен остался только по окончании седьмого, позднее восьмого класса и выпускные экзамены на аттестат зрелости по окончании школы.               
   
   В процессе обучения особых успехов не имел. Две – три тройки по итогам года, в том числе всегда по рисованию, остальные оценки четыре и пять. На родительских собраниях были только положительные оценки примерного ученика. Этим родители гордились и ставили в пример братьям. С шестого класса в возрасте тринадцати лет пришло осознание необходимости учиться вплоть до получения высшего
образования. С этого времени я не информировал родителей о родительских собраниях. Классный руководитель этого и не требовал – не было необходимости подключать дополнительные рычаги воздействия для успешного обучения.

   Система поступления в высшие учебные заведения предполагала сдачу вступительных экзаменов с достаточно высоким результатом и учитывала средний балл в аттестате зрелости. Вне конкурса, при положительной сдаче вступительных экзаменов, принимались в ВУЗ лица, отслужившие срочную службу в армии и имевшие более двух лет производственного стажа. Наличие этого преимущества отодвигало вступление в целеустремленную трудовую жизнь на несколько лет. Поэтому задача
состояла в том, чтобы каждый предмет, который заканчивался в старших классах, и по которому не предполагалась сдача экзаменов на аттестат зрелости, должен уходить с отличной или хорошей оценкой. 
   
   Экзамены за седьмой класс были успешно сданы. Появилась цель стать летчиком и это не детские мечтания десятилетних романтиков, но осознанная цель с не совсем ясными путями ее достижения. Поэтому после седьмого класса была сделана попытка поступления в авиационный техникум, которая, к счастью, не увенчалась успехом. Соблазняло название «авиационный».
   
   По окончании седьмого класса в техникум принимали только на специальность обработка металлов. После пяти лет обучения (вместо трех в школе) необходимо было отработать три года по распределению или три года отдать армии. Таким образом, достижение цели отодвигалось на неопределенное время или она вообще становилась не осуществимой, но об этом я узнал значительно позже. На вступительных экзаменах по математике все вопросы в билете не вызывали затруднений. Ответы на листе были подробно изложены, поэтому преподаватель, мельком взглянув на него, начал с дополнительных вопросов, которые были тоже достаточно легкие. Из-за стремления молниеносно ответить была допущена спасительная ошибка, которая вывела на тройку и не проходной балл на обработку металлов. В результате цель стать летчиком осталась. Вот уж «все, что не делается – все к лучшему». Пришлось продолжить обучение в школе.
   
   К восьмому классу необходимо было выбирать производственную специальность в одиннадцати-летней общеобразовательной школе с производственным обучением. Выбор был не велик – это был только второй набор, после перехода с десятилетнего на одиннадцатилетнее образование в школе. Для мальчиков – токарь-универсал и шофер – автослесарь. Для будущего карьерного роста специальность водителя автомобиля вполне могла пригодиться.

   Решение было принято без колебаний. Четыре дня в неделю проводились занятия по
общеобразовательным предметам, два дня отводились на производственную практику. Изучалась теория, устройство автомобилей, двигателей внутреннего сгорания, правила уличного и дорожного движения – тогда они так назывались. В школе был старенький грузовик «ГАЗ-52», который был прикреплен к автохозяйству и требовал периодического ремонта. Кроме этого, часть производственной практики проходила в автохозяйстве в ремонтных цехах и бригадах. Здесь даже начислялась зарплата по сдельной оплате труда. Штатным работникам платили по повременно-премиальной системе.
   
   Я всецело увлекся этим интересным делом, явившемся как бы продолжением отношения к мопеду и мотоциклу. Даже возникали мысли после получения высшего образования работать водителем автомобиля, но основная цель все-таки оставалась – пилот. Среди трех одноклассников даже выработалась поговорка – «в ГВФ пойдем?» - тогда так именовалась гражданская авиация. 

   После окончания уроков, несколько энтузиастов из группы автомобилистов оставались в школе при авто классе, занимались подготовкой наглядных пособий, просматривали учебные фильмы, иногда и художественные из кинопроката с использованием узкопленочного киноаппарата, который удалось достать преподавателю по автоделу. В подвале школы собирали автомобильный тренажер на базе списанного и переданного школе другого грузовика. Конечно самое главное обучение практическому вождению, сначала во дворе школы, затем на прилегающих не загруженных улицах. По мере наработки навыков пятнадцатилетними – шестнадцатилетними юношами (была в группе и одна девушка), начали выполнять работы по перевозке хозяйственных товаров, мебели в интересах школ района.
   
   В шестидесятые годы широко практиковались сбор и сдача школами макулатуры, металлолома – были даже планы по сдаче вторсырья. Обычно школьники приносили металлолом во дворы школ (от старых металлических кроватей, ведер до консервных банок). По мере сбора эти кучи на грузовиках вывозились на вторчермет. Школа со своим грузовиком была в выигрышным положении, так как план по металлолому легко выполнялся не только за свою школу, но и некоторые другие школы района. Эту
работу выполняли ученики по автоделу с преподавателем -  инструктором, используя учебный грузовик. Достаточно было сделать несколько рейсов на заводские свалки, погрузить выброшенные металлические отходы производства и отвезти их сразу на вторчермет в зачет плана школ. За это полагались какие-то деньги, которые использовались на оборудование автокласса и культурные мероприятия(типа посещения кинотеатров) для участников.
   
   Таким образом, учебный день не редко продолжался с утра до пяти – шести часов вечера. Родители одобряли такое усердие и, несмотря на трудное финансовое положение, выдавали по пять рублей на неделю для оплаты обеда. К этому же времени относится первая проба спирта. Преподаватель по автоделу, он же инструктор по вождению автомобиля в автоклассе угостил спиртом, предварительно проинструктировав как разводить его водой.
   
   Стремление получить аттестат зрелости с хорошим средним баллом породило идею оставить среднюю школу и закончить образование в школе рабочей молодежи. Благодаря вмешательству директора школы, это стремление, к счастью, не было реализовано. Меня вызвали на заседание комиссии при РОНО вместе с отцом. Ссылка была на то, что семья нуждается в финансовых средствах. К этому времени старший брат, после вступления в брак, рождения ребенка, был призван на действительную военную службу в Сибирь. Несмотря на то, что его жена работала, с финансами было напряженное положение, к тому же брат, дослужившись до старшины, по окончании срочной службы, остался на сверхсрочную в должности старшины роты. Этому способствовало то, что он встретил другую женщину, с женой развелся, хотя до этого их недолгая семейная жизнь не предвещала такого исхода. Алименты на ребенка честно выплачивал, не деля их с другим ребенком, родившемся в другой семье. Второй работавший брат был призван в армию, и возникла необходимость моего заработка. Эти доводы комиссию РОНО не убедили. Решающим доводом директора школы было его убеждение отца в том, что для такого ученика можно продать последний пиджак и дать окончить общеобразовательную школу, где качество получаемых знаний значительно выше. Все, что не делается, все к лучшему. Учеба в общеобразовательной школе и увлечение автоделом были продолжены.
 
   В последствии отец купил мотоцикл ИЖ-56 с коляской. Обучаясь уже автоделу в общеобразовательной школе, в шестнадцать лет, после самостоятельной подготовки, сдал экзамены на право управления мотоциклом. С этого времени велосипед с мотором был продан, и я самостоятельно и с родителями выезжал на дачу и по другим надобностям на мотоцикле. Прельщала не работа на даче, а сам процесс езды туда и обратно.               
   
   По мере продвижения обучения группы по автоделу, возникновения других младших групп, был привлечен дополнительный инструктор по вождению автомобиля. С этим
инструктором двое энтузиастов, проводили больше времени, чем другие ученики из-за фанатичной увлеченности любимым автоделом. Продолжалось использование автомобиля в хозяйственных целях для школы. Были поездки и на малую родину инструктора в сельскую местность области. Путевой лист выписывался на учебную езду.
 
   В шестидесятые годы деревня, в частности в Куйбышевской области, имела жалкий вид. Электричества во многих деревнях нет, бани отапливают «по-черному». Лесов вокруг много, дрова заготовлены на делянках в лесу, привезти не на чем. Учебный грузовик пришелся очень кстати. В течение двух дней наши ученики самостоятельно, без инструктора, который гостил у своих родителей, оказывали безвозмездную помощь сельчанам в перевозке дров. На обратной дороге в город потек бензобак, и
инструктор, стоя на подножке, держал ведро с бензином на крыше автомобиля, заполняя карбюратор через шланг. Так добрались до мастерской в очередной по пути деревне. Приходилось перевозить и навоз для дач и участков инструктора и преподавателя по автоделу. Однажды летом оказывали помощь на даче директору школы – обшивали дранкой стены на даче. После окончания работы, директор угощал, в том числе водкой, двоих учеников одиннадцатого класса с инструктором. Председателем экзаменационной комиссии на выпускных экзаменам был директор школы.

   Еще до окончания школы те, кому исполнилось восемнадцать лет, после сдачи экзаменов в ГАИ, получили свидетельства автослесаря и права шофера-профессионала третьего класса, другим выдача этого документа была отсрочена до достижения восемнадцати лет.
 
   Подготовка к экзаменам на аттестат зрелости проходила довольно тщательно. На подготовку к каждому экзамену выделялось по три – четыре дня. Я выезжал на дачу с учебниками и штудировал все экзаменационные билеты без пропуска даже знакомых вопросов. На одном из экзаменов преподаватель по математике даже поменяла экзаменационный билет, забрав более трудный у одной из школьниц, так как считала, что я справлюсь с любым.
   
   Экзамен по русскому языку и литературе проводился письменно в виде сочинения в течение шести академических часов. Предлагались на выбор пять тем, в том числе одна непосредственно не привязанная к литературе, так называемое сочинение на свободную тему. Я выбрал ее под названием «Коммунизм и труд не отделимы» - известное изречение Н.С. Хрущева с ХХII съезда КПСС. С собой разрешалось приносить любые литературные источники. У меня с собой, в числе других, была книжка «В мире мудрых мыслей», в которой удалось найти, это изречение с продолжением, которое и явилось эпиграфом к сочинению. Все экзамены сданы в основном на высший балл. Аттестат зрелости об окончании школы получил без троек со средним баллом четыре и шесть десятых. Директор школы выразил сожаление, когда узнал, что я намерен идти в транспортную авиацию, а не в науку.
 
   После окончания школы, в последние летние каникулы, активисты выпускники группы по автоделу оказывали активную помощь руководству школы по организации летнего трудового лагеря при одном овощеводческом совхозе. Помощь заключалась в перевозке палаток, хозяйственного инвентаря и продовольствия для лагеря на учебном автомобиле, но уже самостоятельно без инструктора.

   В это время произошел один забавный и поучительный случай. При выполнении одного из обратных рейсов двумя выпускниками школы, вышел из строя привод бензонасоса. Ручная подкачка исправно работала. Сначала через каждые 500 – 600 метров останавливались для заполнения камеры карбюратора ручной подкачкой, после ее выработки двигатель прекращал работу. Затем применили не безопасный, но эффективный метод, когда один из выпускников сидел на переднем крыле автомобиля с открытым капотом, постоянно подкачивал бензин вручную – другой через боковое окно вел автомобиль. Такой приём использовался на загородных не загруженных грунтовых дорогах. Применить его на дороге, более загруженной с искусственным покрытием, а тем более в городе, естественно, не представлялось возможным. Однако выход был найден. На обочине дороги нашли проволоку, привязали ее к рычагу ручной подкачки
бензонасоса, пропустили ее через коллектор с разворотом внутрь кабины. Далее ручная подкачка топлива осуществлялась из кабины. Так и доехали до автохозяйства – шефа школы, где самостоятельно заменили бензонасос.

       Глава 7
                Спорт
   Может быть не совсем осознанно для достижения основной цели – стать пилотом,
пришлось заняться спортом, т.к. укрепление здоровья – неотъемлемое условие ее достижения.
 
  Однажды один из приятелей пригасил с собой в секцию по гребле. Прельщало то, что помимо общефизической подготовки, занятия проводились на воде, чистый воздух, зимой выдавались лыжи с ботинками – все это бесплатно, даже не требовалось присутствие родителей при записи в спортивную секцию. При этом, не ставилась цель посвятить себя спорту и достижению высоких спортивных результатов. Выбор тренера был сделан в пользу каноэ – двойки. На этом виде конкуренция в городе была не высокой, поэтому возможно было достижение приемлемых результатов при посредственных нагрузках на тренировках.

   Спортивные лодки размещались в эллингах на понтонах непосредственно на воде.
С этих понтонов купались в летнее время. После тренировок на спортивных лодках, играли в водное поло. На понтонах же была размещена небольшая крытая площадка с теннисным столом. Очень приятно было после пары партий в теннис освежиться в прохладной воде.

  Летом поощрялось присутствие членов спортивной секции на спортивной базе не только во время тренировок, но и в любое другое свободное время. На базе была лодка с мачтой и рыболовным кругом с сеткой диаметром порядка семи метров, небольшая металлическая яхта с парусом, две металлические лодки с подвесными двигателями для тренеров. Устраивались и походы на спортивных лодках в сопровождении тренеров на моторках, с ночевкой и обязательными рыбалкой, ухой, играми в волейбол, футбол на песчаных косах. Рыбу ловили, так называемой, топтухой. Это треугольный деревянный конус с основанием полтора метра обтянутый сеткой. Два человека очень осторожно подводили эту снасть под корягу на берегу, затем мощно с двух сторон ногой мутили воду и резко поднимали конус вершиной вниз. Одна – две рыбины, иногда до килограмма и более оставались в сетке. Как правило, часа такой рыбалки одной снастью на ведро ухи было достаточно. В 60-е годы рыбы в реках было достаточно, орудия лова с сетками не были под запретом.
    
   Для активного отдыха и занятий спортом, были неплохие условия (кроме организованного питания) – все это на безвозмездных условиях.

   Припомнился случай, когда в знак протеста против, несправедливого отношения родителей, ушел из дома на целые сутки. Однажды, в летнее время я пообещал своему инструктору по вождению автомобиля отвезти на мотоцикле его с женой на малую родину в деревню, не согласовав это обещание с родителями, которые в это же время собирались поехать на дачу на мотоцикле. В результате обещание не могло быть выполнено. Конфликт закончился тем, что я ушел из дома, не предупредив родителей, на спортивную базу, где остался ночевать со сторожем. Что пережили за это время родители можно только предполагать, но последствий этот поступок не имел, и обе стороны конфликта постарались о нем не вспоминать.
    
   В зимнее время, по выходным устраивались тренировки на лыжах со своей спортивной базы. Несколько зимних сезонов практиковалось перебазирование эллингов на понтонах посредством буксировки моторными лодками в протоку сброса теплой воды из ТЭЦ. В это время по выходным в короткие зимние дни проводились тренировки на спортивных лодках. Три раза в неделю проводились тренировки в спортивном зале стадиона и в небольшом гребном бассейне на два человека в стоячей воде. Тренировки на стадионе заключались в общефизической подготовке. Сначала разминка в зале, затем пробежка на свежем воздухе по свободным улицам и замкнутому кольцу длиной восемь километров. После этого, физические упражнения на улице. Однажды на шутку тренера «слабо ли выполнить пробежку в одной майке», мы вдвоём с товарищем в общей группе решили ее выполнить. Это при температуре минус 20 градусов. После пробежки, усталость чувствовалась на много сильнее, чем обычно, но для здоровья последствий не было. Заканчивалась тренировка в спортивном зале игрой
«в свободный баскетбол» с применением силовых приемов и греблей в бассейне по
назначению тренера. После тренировки желающие шли в магазин выпить по стакану
абрикосового или томатного сока за одиннадцать копеек.
         
   Приятель, который привел в спортивную секцию, вскоре охладел к спорту.
Я продолжал занятия. В своем экипаже занимал призовые места на внутригородских соревнованиях, проходил спортивные сборы с проживанием в гостинице (с питанием на два рубля пятьдесят копеек в день – не плохие в то время деньги).
На сэкономленные талоны от питания приобретались даже шоколадные конфеты для семьи. Сборы проводились для усиленной подготовки. Тренировки два раза в день, к выездным республиканским соревнованиям за сборную команду области. Бывал на них и призером, выполнил норматив и получил второй взрослый спортивный разряд по гребле.
   
   Запомнился случай не спортивного отношения к состязаниям при проведении всероссийских соревнований на приз Центрального Совета (ЦС) спортивного общества «Труд» в городе Калинин (позже Тверь). На дистанции 500 метров, по течению на реке Волга в полуфинале по водной дорожке недалеко от берега, наш экипаж на каноэ двойке занял первое место, показав при этом лучшее время дня соревнований на этой дистанции. В финале по жеребьевке экипаж выполнял заезд по водной дорожке ближе к центру реки, где течение было с большей скоростью. Была уверенность победы в финальном заезде и возможность попасть на Союзные соревнования. В финал вышли также два московских экипажа. Очевидно по сговору между ними (одна из лодок шла по соседней воде), в момент старта соседняя лодка осуществила так называемый «навал», т.е. протаранила соседнюю нашу лодку. Пока выходили из создавшейся ситуации, были потеряны драгоценные секунды. Наш экипаж отстал от всех.
В дальнейшем, ценой неимоверных усилий, удалось выйти на четвертое место из двенадцати лодок в заезде. Победа досталась экипажу второй лодки москвичей. Так что в спорте не всегда побеждает сильнейший.
            
   Кроме этого, приходилось отстаивать честь школы на районных и городских соревнованиях по лыжным гонкам и легкоатлетическому бегу на различных дистанциях. Выполнил норматив второго спортивного разряда по лыжным гонкам на дистанции пять километров.

   Закончилась эта активная увлеченность спортом тем, что, не смотря на включение в сборную команду области для участия в республиканских соревнованиях, я не смог в них участвовать, так как в это же время необходимо было сдавать вступительные экзамены в летное училище гражданского воздушного флота.

Продолжение следует



    


Рецензии