Жертва ферзя
Юмористический рассказ
В блиц-партии жизни главное — не зевнуть кассу, — народная шахматная мудрость.
Аннотация: История из шахматной жизни 1980-х, где фигуры ходят не только по доске, но и по судьбам. Когда блиц превращается в блицкриг, а ферзь — в жертву, остаётся только одно: сделать ход и ждать, кого объявят проигравшим.
В восьмидесятые, в городском парке, павильон шахмат был не просто местом игры — он дышал стратегией. Александр Коцебу, кандидат в мастера спорта, заведовал этим пространством, где фигуры ходили не только по доске, но и по судьбам.
После областного турнира, когда шум стих, он играл блиц-партии с Михаилом Гузеевым — тоже кмс. Играли на деньги. С переменным успехом. То один выигрывал, то другой. Но однажды, после серии проигрышей, Коцебу не выдержал:
— Верни деньги. Они из кассы павильона. Общественные.
Гузеев пожал плечами:
— Это твои проблемы. Я их выиграл.
И ушёл. Но не успел дойти до гостиничного номера, как в дверь постучали милиционеры. Коцебу заявил о пропаже денег из незакрытого сейфа. Указал на соперника.
Жертва ферзя? Или ловкий гамбит?
Расследования не было. Отпечатки не сняли. Но обоих дисквалифицировали. На несколько лет. Шахматная партия жизни закончилась ничьей — с привкусом горечи.
Фортуна любит тех, кто умеет проигрывать красиво. А шахматы — тех, кто умеет проигрывать молча.
Свидетельство о публикации №225102001845
Полностью согласна с вами: «Фортуна любит тех, кто умеет проигрывать красиво. А шахматы — тех, кто умеет проигрывать молча».
Наталия Николаевна Самохина 02.11.2025 15:00 Заявить о нарушении
Рецензия на рассказ "Жертва ферзя"
Публикация в духе социального размышления
Эпиграф
«Фортуна любит тех, кто умеет проигрывать красиво. А шахматы — тех, кто умеет проигрывать молча.» — Михаил Палецкий
Искусство, спорт и страсти
Шахматы — игра, в которой эстетика стратегии встречается с психологией поражения. Михаил Палецкий в «Жертве ферзя» показывает, как вид искусства, получивший статус спорта, может обнажить не возвышенное, а мелкое. И это не упрёк, а наблюдение: искусство не всегда облагораживает, иногда оно лишь подчёркивает то, что уже есть.
В рассказе — не просто партия, а дуэль характеров. Ферзь, как символ силы и свободы, оказывается жертвой не тактики, а темперамента. И в этом — суть: проигрыш не всегда технический, он может быть нравственным.
Мелкие страсти и крупные последствия
Мелкие страстишки, если возвести их в квадрат, становятся крупными. Обида, ревность, тщеславие — в шахматах они не кричат, они двигаются по диагонали. Проигрыш остаётся проигрышем, даже если он красиво оформлен. А молчание — не всегда благородство, иногда это просто невозможность сказать что-то достойное.
Итог
«Жертва ферзя» — это не рассказ о шахматах. Это рассказ о людях, которые играют в них. О тех, кто жертвует не фигурами, а отношениями. О тех, кто проигрывает не партию, а себя.
И в этом — сила текста Автора: он не учит играть, он предлагает подумать, что мы ставим на кон — и ради чего.
Михаил Палецкий 02.11.2025 18:32 Заявить о нарушении
