Жертва ферзя

Жертва ферзя
Юмористический рассказ

В блиц-партии жизни главное — не зевнуть кассу, — народная шахматная мудрость.

Аннотация: История из шахматной жизни 1980-х, где фигуры ходят не только по доске, но и по судьбам. Когда блиц превращается в блицкриг, а ферзь — в жертву, остаётся только одно: сделать ход и ждать, кого объявят проигравшим.

В восьмидесятые, в городском парке, павильон шахмат был не просто местом игры — он дышал стратегией. Александр Коцебу, кандидат в мастера спорта, заведовал этим пространством, где фигуры ходили не только по доске, но и по судьбам.

После областного турнира, когда шум стих, он играл блиц-партии с Михаилом Гузеевым — тоже кмс. Играли на деньги. С переменным успехом. То один выигрывал, то другой. Но однажды, после серии проигрышей, Коцебу не выдержал:

— Верни деньги. Они из кассы павильона. Общественные.

Гузеев пожал плечами:

— Это твои проблемы. Я их выиграл.

И ушёл. Но не успел дойти до гостиничного номера, как в дверь постучали милиционеры. Коцебу заявил о пропаже денег из незакрытого сейфа. Указал на соперника.

Жертва ферзя? Или ловкий гамбит?

Расследования не было. Отпечатки не сняли. Но обоих дисквалифицировали. На несколько лет. Шахматная партия жизни закончилась ничьей — с привкусом горечи.

Фортуна любит тех, кто умеет проигрывать красиво. А шахматы — тех, кто умеет проигрывать молча.


Рецензии
Интересная история, Михаил. Шахматы ведь вид искусства, заодно получившего статус спорта. Казалось бы, общение с искусством должно облагораживать, а тут такие мелкие страстишки…

Полностью согласна с вами: «Фортуна любит тех, кто умеет проигрывать красиво. А шахматы — тех, кто умеет проигрывать молча».


Наталия Николаевна Самохина   02.11.2025 15:00     Заявить о нарушении
Жертва ферзя: когда проигрыш — это искусство
Рецензия на рассказ "Жертва ферзя"
Публикация в духе социального размышления

Эпиграф
«Фортуна любит тех, кто умеет проигрывать красиво. А шахматы — тех, кто умеет проигрывать молча.» — Михаил Палецкий

Искусство, спорт и страсти
Шахматы — игра, в которой эстетика стратегии встречается с психологией поражения. Михаил Палецкий в «Жертве ферзя» показывает, как вид искусства, получивший статус спорта, может обнажить не возвышенное, а мелкое. И это не упрёк, а наблюдение: искусство не всегда облагораживает, иногда оно лишь подчёркивает то, что уже есть.

В рассказе — не просто партия, а дуэль характеров. Ферзь, как символ силы и свободы, оказывается жертвой не тактики, а темперамента. И в этом — суть: проигрыш не всегда технический, он может быть нравственным.

Мелкие страсти и крупные последствия
Мелкие страстишки, если возвести их в квадрат, становятся крупными. Обида, ревность, тщеславие — в шахматах они не кричат, они двигаются по диагонали. Проигрыш остаётся проигрышем, даже если он красиво оформлен. А молчание — не всегда благородство, иногда это просто невозможность сказать что-то достойное.

Итог
«Жертва ферзя» — это не рассказ о шахматах. Это рассказ о людях, которые играют в них. О тех, кто жертвует не фигурами, а отношениями. О тех, кто проигрывает не партию, а себя.

И в этом — сила текста Автора: он не учит играть, он предлагает подумать, что мы ставим на кон — и ради чего.

Михаил Палецкий   02.11.2025 18:32   Заявить о нарушении