Архитектура это история поколений цивилизации

На первой фотографии  Casa Comalat в Барселоне, одно из самых красивых зданий в стиле модерн в мире.

А когда-то это была современная архитектура...

Casa Comalat является прекрасным примером архитектурного стиля, который обычно называют каталонским модернизмом.

Назван так потому, что он был уникальным для Каталонии в Испании, и потому что в то время он был современным.

Антонио Гауди, знаменитый Саграда Фамилия, является самым известным архитектором этого стиля.

Сам Casa Comalat был спроектирован Сальвадором Валери и Пупуруллом и построен между 1906 и 1911 годами как частный дом для промышленника Хоана Комалата Аленья. И он до настоящего времени остается частным владением.

При его разработке Валери, несомненно, находился под влиянием творчества Гауди, который перепроектировал Дом Бальо в 1904 году, незадолго до того, как был построен Дом Комалат.

Это незабываемый фасад Дома Бальо.

А вот и внешний вид Casa Comalat, дополненный теми же плавными изгибами и той же органичной каменной кладкой.

В то время как его интерьер наполнен роскошным, красочным, буйным декором, который вы ожидаете от каталонского модернизма.

Итак, что такое каталонский модернизм как архитектурный стиль?

Это был поджанр модерна. А модерн был континентальным движением, распространившимся на искусство, архитектуру, графический дизайн и даже литературу и музыку.

Вы узнаете модерн, когда увидите его.

Начиная с конца 1880-х годов и продолжаясь до Первой мировой войны, модерн штурмом захватил Европу, поскольку в разных странах возникали разные вариации одного и того же импульса.

По крайней мере, внешне он всегда прямо контрастировал с тем, что было раньше...

Европа в 19-м веке была наполнена тем, что было названо возрожденческой или исторической архитектурой: неоготика, необарокко, неоклассицизм, неовизантийский, нео-мавританский... список можно продолжить.

Каждое здание было имитацией или смесью стилей прошлого.

Итак, модерн был, как следует из названия, чем-то новым.

Он черпал вдохновение из прошлого, но превращал его в нечто совершенно новое и невероятно самобытное.

Только посмотрите, как выделяется Maison Saint-Cyr в Брюсселе, спроектированный в 1903 году Гюставом Штраувеном.

Плавные формы, вдохновленные миром природы, роскошные материалы и богатое убранство, обилие цвета, изящная металлоконструкция, витражи, экспериментальная скульптура, асимметрия...

Архитектура модерн была и остается восхитительным и чувственным стилем.



Но ар-нуво — это больше, чем просто внешний вид. Это также была попытка объединить искусства, объединив «изобразительное искусство» (живопись, скульптура) и «прикладное искусство» (создание предметов повседневного обихода).

Отсюда и мебель в стиле модерн, и украшения, и светильники, и дизайн интерьера.

Движение, которое распространилось на все аспекты дизайна, включая плакаты, рекламу и вывески.

Были даже шрифты в стиле модерн — вспомните культовое парижское метро.

И это было отчасти ответом на индустриализацию

То, что когда-то создавалось только художниками и ремесленниками, теперь производилось в промышленных масштабах стандартизированным способом на фабриках с помощью машин.

Роль артиста оказалась под угрозой.

Фигура, которая скорее резюмирует ар-нуво, — это чешский художник Альфонс Муха: он был художником и иллюстратором, который проектировал все, от плакатов до марок и витражей до интерьеров магазинов.

Все искусства, от архитектуры до дверных петель, объединены воедино.

Помимо очаровательного внешнего вида, в Casa Comalat есть несколько примечательных вещей.

Во-первых, и, возможно, наиболее поразительно, это то, что (как следует из названия «каталонский модернизм») такая архитектура когда-то была современной.

Что верно для любой архитектуры.

Возможно, самым интересным является то, что многие жалобы, направленные на современную архитектуру 20-21 веков, также были направлены, скажем, на неоготическую архитектуру 1800-х годов.

Уильям Моррис даже назвал XIX век «антиархитектурным веком» — он ненавидел эти «новые» постройки.



Во-вторых, «архитектурный стиль» — это больше, чем просто внешний вид.

Стили иногда возникают как сознательные движения (например, модерн), а иногда более естественно, но во всех случаях они неразрывно связаны с эпохой, в которой они появились.

Стиль — это не просто набор конструктивных особенностей; он отражает социальные установки, экономические приоритеты и ограничения, политику, религию и почти все остальное.

Почему пирамиды такие большие? Потому что фараоны были такими могущественными. Почему штаб-квартиры банков сейчас такие большие? Та же самая причина...

Каталонский модернизм — это не только квазибиологическая каменная кладка и яркие цвета.

Прежде всего, речь шла о создании и развитии каталонской идентичности. И это, безусловно, удалось — туристы стекаются в Барселону из-за ее уникальной и красивой архитектуры.

И модерн как архитектурный стиль заключался не только в плавных формах; это было частью общеконтинентального художественного ответа на промышленное массовое производство и то, что казалось застойным обществом.

Этакий последний бой художников.

То же самое и с готикой — она была, скажем, о религии и творческой свободе каменщиков.

И, соответственно, всей архитектуры 21 века: каждое здание выражает свой возраст, намеренно или нет.

Архитектура — это история, которую должна рассказать каждое поколение цивилизации.


Рецензии