Босх и апокалипсис современного информационного ми

На первой фотографии панно из «Сада земных наслаждений», написанное Иеронимом Босхом более 500 лет назад.

Нам это кажется невероятно странным, но для людей Средневековья это имело большой смысл...

Иероним Босх — загадочный человек. Мы очень мало знаем о нем, кроме того, где и когда он родился — Ден Бош в Нидерландах, примерно в 1450 году.

Мы можем по-настоящему собрать воедино его личность только из того, что знаем об обществе, в котором он жил, и об искусстве, которое он оставил после себя.

Масляная живопись была изобретена в Нидерландах в начале 1400-х годов, за несколько десятилетий до рождения Босха.

Ян ван Эйк был одним из первых мастеров этого нового формата, который позволял создавать картины с гораздо большей детализацией и точностью. Его портрет Арнольфини - самый известный пример.

Поэтому Босх использовал масло и, по общему мнению, следовал обычной карьере художника 15 века, получая заказы от церкви или богатых покровителей.

Похоже, он специализировался на супер  творческих, очень подробных триптихах, таких как «Искушения святого Антония».

И, в контексте, причудливые видения Босха действительно имеют больше смысла.

Существовало давнее средневековое увлечение любопытными зверями и странными существами, будь то чисто воображаемые или состряпанные из реальных животных.

Как в знаменитых маргиналиях рукописях.

И смерть тоже была постоянной темой в средневековом искусстве.

То ли в мрачно-комичных «Плясках смерти», появившихся после Черной смерти, то ли в мучительных видениях страданий после Страшного суда.



Люди в средние века были более знакомы со смертью, чем мы.

Смерть и странные существа  широко представлены в нескольких других произведениях искусства, которые окончательно приписываются Босху.

На его сохранившихся рисунках тоже изображены довольно удивительные и жуткие существа.

Так что в «Саду земных наслаждений» эти необъяснимо странные сцены были частью многовековой художественной традиции.

Разница, возможно, в том, что Босх привнес в них больше глубины воображения и психологической силы. И, что особенно важно, удивительные технические навыки.

Видите ли, «Сад земных наслаждений» рассказывает ясную историю.

Он состоит из трех складных панелей (триптих), которые, сложенные вместе, раскрывают картину Бога, создающего Землю.

Здесь начинается наша история; с Бытием, в самом начале.

Затем, после открытия, первая панель слева показывает Бога, создавшего Адама и Еву, со всеми зверями, птицами, рыбами и цветами этой новой Земли.

Чистый, неиспорченный рай, в который было перенесено человечество (хотя и с большим количеством босхианских странностей).

Центральная панель представляет собой видение всего человечества, живущего в мире после того, как Адам и Ева были изгнаны из Эдемского сада.

Гениальность Босха заключалась в том, что он изображал плотские удовольствия и материальные наслаждения дикими, образными аллегориями.

Прыгать, шалить, предаваться... грешить.

Потому что на правой и последней панели мы видим адский пейзаж, где люди навечно наказаны за свои грехи.

Но вместо обычного огня и серы Босх создает нечто гораздо более убедительное, фантастическое и пугающее.

Это то, о чем мы можем прочитать в «Божественной комедии» Данте, где грешников вечно истязают жестокими изобретательными способами.

Только Босх направляет всю эту средневековую странность в необычайно странную версию ада, где души подвергаются сюрреалистическим страданиям.

Но эта история — сотворение человечества, грехи и наслаждения материального мира, а затем вечные муки в аду — была хорошо знакома средневековым людям.

Она фигурировала в других картинах Босха и его современников, таких как «Страшный суд над Гансом Мемлингом».

Гениальность Босха заключалась в том, что он рассказал эту историю с помощью одних из самых ярких образов, когда-либо созданных, так что она полностью вышла за рамки своего контекста и остается популярной даже пять столетий спустя.

Как это не могло быть? Он предусмотрел вещи, которые заставляют самые странные и фантастические современные фильмы казаться сделанными не профессионалами!

Но каким бы странным ни казался нам Сад земных наслаждений — как и всякое истинно великое искусство, он выходит за рамки любого социального или исторического контекста, — в Европе конца XV века он не был таким уж странным.

Во всяком случае, это было (возможно!) довольно консервативное произведение искусства...

«Подражание Христу», написанное голландским священником Фомой Кемпийским в 1420-х годах, было практически самой читаемой книгой после самой Библии.

Подумайте, что Кемпис должен был сказать о людях и мире, в котором мы живем; что мир испорчен, а его удовольствия обманчивы.

В средневековом европейском мировоззрении люди были в корне порочны, а сам мир был жалкой иллюзией обманчивых удовольствий.

Искусство Босха (не только в Саду земных наслаждений, но и в других местах) есть визуализация ложных искушений мира.

Но это мировоззрение менялось. Примерно в то же время, когда Босх работал в Нидерландах, работал некий Леонардо да Винчи — самый известный художник итальянского Возрождения.

Он написал «Мону Лизу», когда Босх писал «Сад земных наслаждений».

Искусство Леонардо (и его современников Микеланджело и Рафаэля) представляет собой совершенно иное мировоззрение, возможно, более знакомое нам.

Достаточно взглянуть на картину Микеланджело «Сотворение Адама» с потолка Сикстинской капеллы, написанную в 1512 году.

В то время как Микеланджело рисует людей как героические фигуры (вдохновленные искусством и философией Древней Греции и Рима), люди Босха и средневекового искусства в целом гораздо более патетичны и невыразительны.

Просто сравните Адама Микеланджело с Адамом Босха.

Это философское различие также перетекает в *стиль* искусства.

В то время как искусство Средневековья было наполнено обилием деталей и узоров и мало заботилось о том, что было «реалистичным», с сотнями фигур, вытесняющих друг друга...

... искусство эпохи Возрождения было связано с реализмом - анатомии, освещения, перспективы - и идеалами красоты, элегантности и простоты.

Здесь человеческая форма, гордая, благородная и умная, занимает центральное место. Лучше всего визуализирует не картина, а Давид Микеланджело.

Сад земных наслаждений всегда не поддается объяснению; Воображение Босха, несомненно, является одним из самых необычайно сильных, которые когда-либо существовали.



Даже лучшие из сюрреалистов 20-го века не могут сравниться с ним; искусство Босха выходит за рамки своего контекста.

Но в контексте его странное искусство имеет смысл. Здесь мы имеем апофеоз умирающего мировоззрения, сюжета и смысла, вполне знакомых и разумных средневековым людям.

Просто Босх рассказал эту историю с уникальной силой воображения, невиданной ни до, ни после.

Сейчас мы находимся в той же стадии умирающего мировоззрения, когда в мир пришел искусственный интеллект. Он кардинально изменит мировоззрение людей в соответствии с его параметрами, которые вряд ли сам человек, который создал его сможет контролировать. ИИ создаст совершенно новые для цивилизации картины и произведения искусств, чтобы полностью подчинить себе сознание людей.


Рецензии