роман Офицер трилогии Благодарю... Гл. 2
Эрудит
“Он уважать себя заставил,
И лучше выдумать не мог…”
Сначала мы встречались раз в неделю, потом он стал оставаться у Вали на два выходных… Саша спокойно воспринимал моё молчание. Презрительный взгляд сменился на думающий – он говорил интересные вещи. Меня уже не тошнило от его самоуверенности, он утвердился в моих глазах, и первоначальная наносность исчезла.
Но с ним я вела себя иначе, чем с Мишей. Сашу я уважала за ум. Он был мне другом. Нравилось, что он даже не пытался за мной ухаживать. Мы дружили, как пятиклассники. При моём психологическом состоянии на тот период именно такой тип отношений был единственно возможным. Вернее, меня устраивало одиночество, но поскольку Саша так бесцеремонно ворвался в мою жизнь и постарался закрепиться в ней, то этот вариант был самым жизненным. Саша не вызывал во мне абсолютно никаких чувств. Причиной тому, вероятно, было то, что мне нравились тёмненькие ребята. Саша обладал поразительной эрудицией. Уж на что я считаю себя начитанной, но этот полиглот превзошёл все ожидания. Поэтому я стала воспринимать сказанное им как откровение. Так же я уважала Сашу за то, чем он занимался в жизни.
Александр окончил лётное училище, и работал в системе космоса. Многие его друзья связаны с аналогичной работой и всё вертелось вокруг этой темы. Девушку, то бишь, меня, Саша нашёл тоже космическую, в прямом смысле этого слова, хоть это и вышло случайно. Складывается впечатление, что вся страна занимается космосом и обороной… А когда же займутся людьми?.. Итак, окончив училище, Саша стал технарём лётного дела. Абсолютно не бравируя, как-то сказал, что часто бывает в Звёздном городке, играет в шахматы с Леоновым, Севастьяновым и другими знаменитостями.
В феврале новый друг появлялся чаще, потому что переехал жить к Вале. Теперь он приходил через день. При нём я вела себя естественно и нескованно. Первый вечер знакомства вспоминала со смехом, ведь позже он увидел, какой я оказалась на самом деле… Примечательно то, что он у нас начал питаться, так продолжительно по времени стало пребывание в нашем доме. Но поскольку мы не вылезали из кино, из буфетов и аттракционов, это вполне оправданно. Валя за нас радовалась, а меня всякие намёки только раздражали, хотя я и принимала Сашу, но исключительно как друга.
Приближалось 23 февраля, и я была в раздумьях – дарить новому знакомому что-нибудь или нет? Победила порядочность и я решила купить недорогой одеколон. Вроде ни к чему не обязывает, как и наши отношения, а просто акт вежливости.
Раньше он появлялся у нас только в военной форме, она мне нравилась. А 23 февраля после парада на Красной площади Александр пришёл во всей своей красе – в парадной форме. Я чуть не ахнула, а уж о предках и говорить не приходится. Голубая шинель, золочёная перевязь, которая сочеталась с вычищенными до блеска золотыми пуговицами, с кокардой на фуражке и с большой золотой пряжкой. Образ дополняли кипельно-белые перчатки. Перчаток полагалось иметь несколько и через два часа их надо было менять на чистые. Голубизна формы удачно сочеталась с голубыми глазами моего вояки… С папой они отметили свой праздник, по-мужски пропустив по стопарику.
В честь праздника мы пошли гулять на Калининский проспект и по Арбату. На улице стояла холодная погода, я надела зимнее пальто и яркий цветастый платок: белый с малиновыми цветами и зелёными листочками. А губы накрасила малиновой помадой в тон платку. Плюс здоровые зелёные глаза и румянец… В этот день мы впервые стали любоваться друг другом. Я шла по Арбату гордая за красивую парадную форму кавалера, ему тут и там козыряли военные, а он иногда козырял генералам. Я как бы влилась в их единую и крепкую семью, в их военное сообщество. Ощущение, надо сказать, изысканное – армия это что-то стабильное и прочное, как броня.
Я подумала о том, что Саша представляет собой ту военную интеллигенцию, и, если хотите, аристократию, каковой офицерство являлось до революции. “Он настоящий Русский офицер, душу – Богу, сердце – женщине, долг – Отечеству, честь – никому”. Всё верно и для Саши, кроме души. Он – самый высший образец, где честь, достоинство и братство – не пустые слова, а форма существования и служения Отчизне. К сожалению, традиции офицерства царской армии постепенно сошли на нет. В армии остались солдафоны, тупые, как башмак. Редко можно встретить таких ярких представителей и гордость нашей армии, как Александр Володин. К большому сожалению. Наверное, к достоинствам моего офицера так же следует отнести то, что он не потомственный военный, никаких династий. Нет папочки, который даёт сыну звёздочки по телефонному звонку через друзей.
Александр всего добивался сам, своим умом и добросовестной службой. Родители у него – уральские рабочие, отделился от них в юности, да так и не вернулся в родные пенаты. Пытался поступить в художественное училище, не прошёл. Тогда пришлось идти в лётное, и не ошибся – понравилось. Подкупала в Саше внутренняя порядочность и интеллигентность, а также выправка. Наверное, я счастливый человек. Какие замечательные ребята вставали на моём жизненном пути и шли со мною рядом. Не всё было гладко в отношениях с ними, но по большому счёту все они хорошие люди… И я заметила – чем дальше, тем интеллект друзей повышался. Замуж выйду не иначе как за профессора…
После праздника наступил перерыв во встречах. У Сашиного друга возникли затруднения на службе – второй раз срывались намеченные даты экспериментов, кто-то из испытателей заболевал. Саша не мог спокойно смотреть на страдания друга, да и начальство по головке не погладит, в связи с задержкой летят сроки и в других подразделениях. Саша вызвался ему помочь. Но именно тогда об этом не говорил, а сказал мне, что уезжает в командировку и приедет к 7 марта…
После ежедневных встреч разлука в 12 дней показалась слишком продолжительной.
Даже возникло подозрение, что это был хитро срежиссированный психологически выверенный ход в отместку за плохое отношение в самом начале знакомства. Такой приём: приучить к себе, а потом оставить сразу настолько, чтобы я поняла, как мне его не хватает, а ведь я когда-то не желала с ним знакомиться… В общем, он добился своего. После пяти дней разлуки почувствовала, что мне как-то не по себе. Он ведь постоянно ходил по нашей квартире, кушал со мной, в выходные мы ездили в парк или гуляли в лесу, ходили в кино. И тут я испугалась – что со мной? Неужели он стал что-то значить в моей жизни? Промучилась этим вопросом дня три и, наконец, пришла к выводу, что это всего лишь привычка, и всё. На том и успокоилась…
Дни шли за днями, минуло уже десять дней, и я стала ждать его по-настоящему. Уверяла себя – как друга… Но когда он стоял на пороге – похудевший и бледный, – что-то сдвинулось в моей душе… даже при наличии его плана. Но я, всё ещё сопротивляясь, подумала: “Ну и хитрец! Ты этого не добьёшься. Я всего лишь к тебе привыкла. Не больше”… Говорил он в этот раз мало. Сидел в кресле и почти спал. Мурлыкала только я. Понимала, что он нашёл силы для того, чтобы просто прийти. И уважала его за поступок. Это был первый вечер, когда он не демонстрировал заинтересованность во мне. Устал…
На календаре значилось 6 марта. 7 марта он был таким же вялым и ушёл рано. Сказал, что надо отоспаться и отдохнуть, чтобы 8 марта быть Человеком.
8 марта он был Человеком, обычным Сашей.
Он зашёл в квартиру радостный и сразу прошёл на кухню (минуя меня!) и вручил букет и духи маме:
– Александра Семёновна! За прекрасный борщ, щи и все те вкусные вещи, которые я у вас с вашего благосклонного позволения периодически поглощаю.
Александра Семёновна не в состоянии была оценить столь витиеватой фразы, но от цветов и духов она сияла, как солнышко… Я вообще-то обиделась. Вообще-то он мой друг, а не Александры Семёновны. И щи – это дополнение к Кире, а не наоборот, осмелюсь так думать. Опять пришло на ум, что Саша испытывает на практике приёмы моего покорения – вот, дожили, он меня игнорирует. Конечно, я преувеличиваю. Нет, он вернулся в коридор и таким же образом поздравил и меня. Но духи подарил размером поменьше. Позже, несколько месяцев спустя, я высказала ему недовольство подобным фактом, он ответил, что если понравилась девушка, нужно действовать через её мать – сначала понравиться ей! Александр целеустремлённо добивался своего…
Праздник 8 Марта мы провели весело и насыщенно. Но под конец Саня сказал:
– Завтра я тебе кое-что скажу!
– Интересно.
– Да, я думаю, тебе будет интересно.
– Ну не томи меня!
– Потерпи до завтра.
Между нами уже протягивалась невидимая связующая ниточка. Мы употребляли одинаковые жаргонные словечки, думали почти одинаково. Вполне вероятно, он подстраивался под меня. Смотрели друг на друга совсем иначе, чем в начале, скорее, как заговорщики, понимая больше подтекст, нежели cами слова. Может быть, так чувствовала только я? Поэтому ругала себя за это, называла животным, разумом которого правят инстинкты. Интуитивно мне уже хотелось ласки, ведь после расставания с Мишей прошло уже полгода, и мне иногда становилось смешно, что до сих пор мы находимся с ним в пионерских отношениях…
А на следующий день Саша сказал, что ему дали отпуск и завтра рано утром он улетает на родину. Отпуск у него приличный – больше месяца. Хотя старалась не показывать вида, но было заметно, что я огорчена этим сообщением.
Свидетельство о публикации №225102000514
