Не только факты 20
Еще Е. П. Блаватская в «Тайной доктрине» приводит достаточно точные данные о времени жизни последних земных цивилизаций: «Лемурия погибла около 700 000 лет до начала того, что, ныне называется Третичным Периодом», «...наводнение, которое потопило последние части Атлантиды 850 000 лет тому назад...», «...после потопления последних представителей Расы Атдантов около 12 000 лет тому назад...», «...и что арийцы [наша цивилизация] существовали уже 200 000 лет, когда первый великий Остров или Материк [атлантов] был потоплен».
Таким образом, возникновение человека на земле путем уплотнения духа заняло много миллионов лет эволюционной работы природы. В этом отношении хотелось бы привести фразу Е. П. Блаватской: «Период в несколько миллионов лет истек со времени Первой Расы, не имевшей разума, до появления высоко разумной и интеллектуальной Расы позднейших Лемурийцев; также как и другой период между самой ранней цивилизацией Атлантов и историческим периодом».
Итак, жизнь на Земле возникла миллионы лет назад, а человеческие расы (цивилизации) рождались одна от другой, постепенно усложняясь. Но в то же время история человечества испещрена глобальными катастрофами, уничтожавшими целые цивилизации. Видимо, в эволюционном труде природы по развитию человечества было вполне логичным создание также и генофонда человечества, как страхующего звена на случай глобальных катастроф.
Смена эпох и предшествующее смене время упадка и разложения народов предсказано мудрецами человечества уже давно. Читая эти предсказания, можно думать, что они написаны не тысячелетия, но десятилетия тому назад, так они соответствуют переживаемому нами времени.
В «Тайной доктрине» Б. П. Блаватская, приводя одно из таких пророчеств из священного индуистского писания «Вишну Пураны», говорит: «Во всяком случае, любопытно отметить, каким пророком, почти во всем, оказался писавший «Вишну Пураны», когда он предсказывал Майтрейе некоторые темные влияния и преступления Кали-юги. Ибо, сказав, что «варвары» будут властвовать на берегах Инда, Чанд-рабхага и в Кашмире, он добавляет: «Будут современные монархи, царствующие на Земле, царями грубого духа, нрава жестокого и преданные лжи и злу. Они будут умерщвлять женщин, и детей, и коров; они будут захватывать имущество своих подданных [или, согласно другому переводу, будут захватывать чужих жен], власть их будет ограничена... жизнь Кратка, желания ненасытны... Люди разных стран, смешиваясь с ними, последуют их примеру; и варвары будут сильны [в Индии], покровительствуемые принцами, тогда как чистые племена будут заброшены, народ будет погибать. Богатство и благочестие будут уменьшаться день за днем, пока весь мир не будет развращен... Лишь имущество будет давать положение; богатство будет единственным источником почитания и преданности; страсть будет единственною связью между полами; ложь будет единственным средством успеха в тяжбе; женщины будут лишь предметом полового удовлетворения... [Внешний] облик будет единственным отличием разных ступеней жизни, нечестность (апуауа) будет [общим] средством существования; слабость — поводом к зависимости; угроза и самомнение заменят знание; щедрость будет называться [благочестием]; богач будет считаться чистым; обоюдное согласие заменит брак; тонкие одежды будут достоинством... сильнейший будет властвовать... народ, не, будучи в состоянии выносить тяжести налогов [кхарабхара], будет спасаться в долины... Так в Кали-юге разложение будет неукоснительно протекать, пока человеческая раса не приблизится к своему уничтожению [Пралайе]. Когда... конец Кали-юги будет совсем близок, часть того божественного Существа, который существует в силу своей собственной духовной природы [Калки-Аватара]... сойдет на Землю... одаренный восемью сверхчеловеческими способностями... Он восстановит справедливость (праведность) на Земле, и умы тех, кто будет жить в конце Кали-юги, пробудятся и станут так же прозрачны, как хрусталь. Люди, которые будут так преображены... явятся семенами человеческих существ и дадут рождение Расе, которая будет следовать законам Века Крита [или Века Чистоты]. Как сказано: "Когда Солнце и Луна, и [лунный астеризм] Тишья, и планета Юпитер будут в одном доме, тогда Крита [или Сатья] Век вернется..."».
В заключение Е. П. Блаватская говорит, что «блага» Кали-юги описаны хорошо и прекрасно подходят к тому, что мы видим и слышим в Европе и других цивилизованных и христианских странах на заре XX века нашей великой «Эры Просвещения». Существует гипотеза о том, что наша планета может периодически менять свою энергетику. Исчерпаемость звездной энергии нашей планеты еще не говорит о том, что на эволюции земных цивилизаций следует поставить крест. Это может быть только одним из циклов ее эволюции. В своем движении по галактическим орбитам Солнечная система, или даже сама галактика могут периодически «посещать» участки Вселенной с высокой энергетикой, в которых планета может снова стать частицей звездной материи. Последующий выход из «жаркой зоны» снова запустит процесс превращения звездной материи в новую планету, на которой вместо процессов распада химических элементов снова начнется их синтез. Наконец, наступит час, когда на планете станет, возможна жизнь. И она возникнет. А затем возродится и очередная обезьяна. Тогда Высший разум может принять решение о создании новой разумной расы. И эволюция рас начнется сначала. Подобный циклический вариант эволюции земных рас, возможно, является основным. Этот вариант соответствует механизму функционирования обычного атома, в котором электроны могут периодически осуществлять инвариантные переходы с одной энергетической «орбиты» на другую. При этом каждый жизненный цикл цивилизации распадается на под-циклы. Так, в соответствии с утверждениями Е. Блаватской, наша раса, видимо, сейчас находится в стадии пробуждения. Человечество пережило только самый «темный» свой цикл. И этот переход в новое измерение нашей расы произойдет уже при нашей жизни.
В духовной, религиозной и сектантской литературе этот переход описывают как конец света. Только избранные души совершат такой переход. Но это не совсем так, или даже совсем не так. Блаватская утверждает, что жизненный цикл каждой цивилизации согласован с циклом прецессии равноденствия, длительность которого в наше время приблизительно равна 26 000 лет. И мы сейчас уже прошли точку апогея этой энергетической орбиты и находимся в точке, в которой ожидается инверсия полюсов нашей планеты. Это может привести к потопам, опусканию и поднятию материков, глобальному изменению атмосферы Земли продуктами вулканической деятельности. И, наконец, не менее грозная опасность заключается в том, что в этот момент будет отсутствовать электромагнитное поле планеты — энергетический каркас всего живого. И если эта ситуация будет продолжаться длительное время, то произойдет глобальная экологическая чистка планеты от человечества и продуктов его жизнедеятельности. В этом отношении прогнозы, видимо, сбудутся в ближайшие 10—30 лет. Но человечество в этой точке перехода в новое измерение не будет полностью уничтожено этими грозными катаклизмами. Они не должны носить резкого характера, и переход в новое измерение произойдет с минимальным ущербом для человечества, если такое определение вообще применимо к катастрофам планетарного характера. А вот далее представители духовных учений говорят о том, что только избранные, с высоким духовным уровнем, выживут и перейдут в новое измерение, обретя новое сознание. Но такой исход, как утверждает Блаватская, является нереальным. Нельзя лечь спать со старым сознанием, а проснуться уже с новым. Необходимо понять, что этот переход касается только уровня энергетики планеты (и энергетики планетарного сознания). Среди нас уже давно живут люди, которым доступны более высокие энергетические уровни планетарного сознания. Они принадлежат новой подрасе и являются новыми людьми с новым сознанием. Поэтому люди, обладающие старым сознанием, при переходе планеты в новое энергетическое измерение будут чувствовать себя вполне нормально. Поэтому сейчас, на стыке двух подрас, мирно будут уживаться люди с новым и старым уровнем энергетики сознания. И об этом свидетельствует история. Так, существовали периоды, когда в недрах расы атлантов зарождались люди нашей расы. Тогда эти процессы характеризовались обратным переходом уровня энергетики в минимальное состояние. Шел процесс «засыпания» расы атлантов. И, видимо, об этом могут свидетельствовать и тайны древних пирамид. Некогда фараоны и жрецы, используя энергетику пирамид, могли получать дополнительную энергетику для своих школ «мистерий». Поэтому, видимо, энергетику известных нам из истории древних цивилизаций этого временного периода также можно характеризовать как «засыпающую». Фактически после распада Римской империи началась «ночь» нашей расы. Именно в это время и появилась Библия, появился Христос, чтобы наставить зарождающийся новый род людской на праведный путь. И вот сегодня настал день для следующего этапа — этапа реального строительства нового общества, в соответствии с Единым законом Вселенной. Впереди нашу расу ждет блестящая «карьера». Возрастающая энергетика человека позволит ему получить доступ к самым сокровенным тайнам природы, снова открыть высшие школы «мистерий», после окончания которых люди смогут обретать бессмертие при жизни и т. д.
Ну а что же век XX с его потрясениями и катастрофами?
«Двадцатый век, — писала Блаватская за 12 лет до окончания XIX века, — припас для человечества очень странные события, и он может даже оказаться последним»; «...Почти через девять лет (от 1888 года, т. е. в 1897 году) закончится первый цикл первых пяти тысячелетий, начавшийся с великим циклом Кали-юги. И тогда последнее пророчество, заключающееся в этой книге («Тайной доктрине») первом томе рекорда пророчеств на Черный Век*, исполнится. Ждать нам не долго, и многие из нас будут свидетелями зари Нового Цикла, при окончании которого немало счетов будет ликвидировано и итогов сведено между расами». В связи с разразившейся мировой революцией, но в еще большей степени — второй мировой войной, в конце которой у Германии едва не появилось ядерное оружие, заявление Блаватской о возможной катастрофе вряд ли покажется преувеличением.
Для знакомого с восточной философией такие предсказания не кажутся удивительными. Между окончанием одного «века» (1897) и началом другого «века» (1942 год и далее) пролегает время смут и хаоса, или «переходный период». Но по какой границе должен произойти разлом, так называемая трещина между прошлым и будущим? Где, в каких народах родятся те, кому уготовано перенести всю расплату за накопленную тысячелетиями Карму, весь ужас переходного периода? Предсказание Блаватской тем более интересно, что не менее известный писатель Виктор Гюго совершенно иначе представлял себе наступавший XX век, выражая распространенные тогда настроения: «В XX веке войны умрут, эшафоты умрут, вражда умрет, королевская власть умрет, догмы умрут, но человек будет жить... И потому все приветствуют благородный XX век, который примет наших детей и который наши дети получат в наследство!»
Предсказание о предстоящих испытаниях XX века, ожидающих в первую очередь Запад*, Блаватская в художественной форме выразила в рассказе «Кармические видения» (1888). Данное пророчество Блаватской о будущем Германии и ее роли в предстоящей мировой истории можно сравнить с аналогичным полностью сбывщимся предсказанием о грядущей войне Карла Юнга.
Европейские обозреватели того времени предрекали, что грядет тысячелетие мира и процветания. На фоне такого всеобщего умиротворения Елена Петровна пишет рассказ, в котором предрекается начало мировой войны и появление оружия, способного мгновенно уничтожать миллионы людей. В этом рассказе олицетворением германского (западноевропейского?) этноса, его Духа, показывается Хлодвиг, завоевавший в V веке Галлию и основавший Франкское государство. Ему, вновь родившемуся в наше время, по закону Кармы уготовано ринуться в предстоящие мировые войны. Но куда может быть направлен удар. Разрушения и Хаоса, использующий народы западноевропейских стран как наиболее пригодное орудие? Весь ход предыдущей тысячелетней истории Европы показывает: на Восток, то есть на Россию. Характер 1888 года, указанный Блаватской как один из мрачнейших, удивительным образом подтверждается: в момент выхода «Кармических видений», в июне 1888 года, от рака горла умирает только что взошедший на трон после смерти отца Фридрих III. Любимого многими правителя, безвременно почившего, сменяет его сын, будущий кайзер Вильгельм II — одно из главных действующих лиц той ужасной бойни, какой стала первая мировая война — прелюдия второй мировой.
Блаватская писала: «Мы живем в эпоху Кали-юги, и ее фатальное влияние на Западе в тысячу раз сильнее, чем на Востоке; отсюда и явление легкого успеха Сил Века Тьмы (Кали-юги) в этой цикличной борьбе».
* По индусским вычислениям, конец XIX — начало XX века совпадали с завершением 5000 лет Кали-юги (Черного Века, начавшегося в 3102 год до н. э. — самого безблагодатного времени в сравнении с прочими югами-периодами). О начале новой эры в 1940-е годы (в 1942 году) писали Н. К. и Е. И. Рерих.
НОВАЯ РЕЛИГИЯ БЛАВАТСКОЙ.
В отношении церковной религии, которой предстояло столкнуться с грядущими социальной и научной революциями, Блаватская провидчески писала не менее точно, нежели о научных и социальных потрясениях: «Буквальная вера в Библию и вера в воплощенного Христа (в человека-Бога) не продлится еще и четверти века. Церкви должны будут расстаться со своими излюбленными догмами, или XX век станет свидетелем падения и разрушения христианства, и вместе с ним даже самой веры в Христа, как в чистого Духа».
Читатель согласится, что в России, да, впрочем, и во многих других странах, это пророчество исполнилось с абсолютной точностью. «...Теологическое христианство должно отмереть, и никогда более не воскреснет в своем прежнем виде, - писала Блаватская далее. — Это было бы само по себе наиболее счастливым решением всех проблем, если бы не опасность естественной реакции, которая, безусловно, последует: результатом и следствием столетий слепой веры будет грубый материализм до тех пор, пока утрата старых идеалов не будет восполнена новыми идеалами, — неопровержимыми, потому что универсальными и воздвигнутыми на скале вечных истин, а не на зыбучих песках человеческих фантазий. Чистая нематериальность должна в конце концов заместить ужасный антропоморфизм такого рода идеалов в концепциях наших современных догматиков». И это предвидение, как мы знаем, исполнилось и продолжает исполняться.
Однако она предвидела и другую опасность грядущего XX века: грубый материализм и полное забвение духовных ценностей могли привести к подлинной планетарной катастрофе. И здесь она оказалась полностью права, потому что фашизм, появившийся на завершении Кали-юги, продемонстрировал самое жуткое и зловещее лицо бездуховной цивилизации, обрисовал то чудовищное будущее, которое может ожидать планету. В 1889 году, за два года до своей смерти, Блаватская провидчески написала о двух альтернативах, ожидающих XX век, у истоков выбора которых стояли и священнослужители: «Однако время мертвой буквы (Писания) и теократии (господства священников) уже прошло; и мир должен двигаться дальше под страхом стагнации и гибели. Ментальная эволюция движется pari passu (вровень) с эволюцией физической, поскольку их общей целью является Единая Истина. Эту Единую Истину можно назвать сердцем человечества, тогда как эволюция это его кровь. Остановите на миг кровообращение, и сердце перестанет биться. То же самое можно сказать и об организме человечества! Именно слуги Христовы стремятся убить или, хотя бы парализовать Истину, лягая ее копытом «мертвой (или мертвящей) буквы»! То, что Коулридж говорил о политическом деспотизме, вполне справедливо и в отношении деспотизма религиозного. И ритуалистическая церковь, чей здравый смысл парализован ныне в тисках предрассудков, если только она не уберет свою тяжелую руку, гнетущую ныне миллионы верующих nolens volens (поневоле), обречена, уступить свое место религии и — умереть. Очень скоро ей придется сделать выбор. Ибо, когда люди узнают об истине, которую она так заботливо скрывает от них, для нее останутся только два возможных варианта развития событий: церковь исчезнет по воле людей или, если массы все же предпочтут остаться невежественными рабами мертвой буквы, она исчезнет вместе с людьми. Хватит ли служителям вечной Истины, превратившим оную в белку, обреченную скакать на одном месте в экклезиастическом колесе, [хватит ли] человеколюбия, чтобы избрать первую из двух альтернативных необходимостей? Кто знает?»
Сказанное выше, в преддверии грядущих социальных катаклизмов, объясняет крайнюю осторожность Блаватской и завуалированность ее высказываний о Христе, так что выдержки из ее сочинений даже для многих приверженцев Блаватской могут оказаться полной неожиданностью.
Красноречива и такая фраза из письма Е. П. Блаватской: «Если бы Отцу Неба и Земли, Отцу всей безграничной Вселенной действительно пришлось что-то написать, Он бы ни за что не допустил, чтобы в Его книге содержались противоречия, нередко совершенно бессмысленные, дающие основание людям обвинить Его. Общество по исправлению Библии выявило в ней 64 900 ошибок, и после того, как все они были исправлены, Библия все еще содержала столько же других противоречий».
А вот что Блаватская в одном из своих писем говорит об Иисусе: «Я никогда не поверю, что Христос, отличавшийся абсолютной чистотой личности, был сыном еврейского Иеговы, того злого, жестокого Иеговы, который специально пробуждает жестокость в сердце фараона, чтобы затем поразить его за это, который искушает еврейский народ, сам же искушает его, и, спрятавшись за облаками, бросает в людей камни, как испанский разбойник; а затем материализуется в трещине на камне. Если бы Христос верил в Иегову, Его бы не распяли. Разве Он когда-нибудь хоть один раз, произносил Свое Имя? Иегова не больше, чем национальный Бог евреев».
И еще одно утверждение Блаватской: «Любое совершенное творение человека прекрасно, и физические теории — не исключение. Уродливую теорию отличает неуклюжесть мысли, и ее трудно долго удерживать в сознании... Новые идеи поначалу часто кажутся нелепыми и странными, и красота их, если они правильны, начинает проступать позднее. Когда физики действительно поймут внутреннюю логику космоса, она окажется прекрасной».
Можно ли найти идею более прекрасную, чем та, согласно которой разумная жизнь универсальна и пребывает во всем, от галактики до атома, а мертвой материи не существует? Если она верна, то в ней содержится решение великой загадки обитаемости других миров. Если минералы — живые, тогда, конечно, все миры обитаемы. В «Тайной доктрине» есть захватывающее утверждение о том, что все планетные и звездные тела есть, были или будут «обитаемы человеком». В другом месте Блаватская приводит каббалистический постулат: «Камень становится растением, растение — животным; животное — человеком; человек — духом; и дух — богом ».
Древняя мудрость о том, что жизнь универсальна и духовна по своей сути, провозглашенная в «Тайной доктрине», накладывает на людей огромную ответственность — использовать эту жизнь во благо. Неверное и порочное обращение человека с материей угрожает самому существованию Земли.
Некоторые религиозные деятели считают, что если все живое станут вновь почитать священным, то возникнет опасность вернуться вспять, к примитивному пантеизму, и снова начать поклоняться камням и деревьям. Между тем в «Тайной доктрине» есть мысли по этому поводу, которые заслуживают того, чтобы над ними задуматься:
1. Тайная Доктрина если и учит атеизму, то только в смысле, который передается индусским словом настика, или отрицание идолов, в том числе всех антропоморфных богов. В этом смысле каждый оккультист есть настика.
2. Она признает Логос, или совокупного «Творца» Вселенной; Demi-urgos — в том смысле, в каком говорят о «зодчем» как о «творце» здания, хотя сей зодчий сам не притронулся ни
к единому камню его, но, начертав план, предоставил весь ручной труд каменщикам; в данном случае план был начертан Представлением (Мыслеосновой) Космоса, а труд построения был предоставлен Множествам разумных Сил. Но сей Демиург не есть какое-то конкретное божество — т.е. несовершенный внекосмический бог, — но совокупность Дхьян-Чоханов и прочих сил.
Что же касается последних —
3. Они двойственны по своей природе; и состоят из а) не разумной грубой энергии, присущей материи, и б) разумной души, или космического сознания, направляющего и руководящего этой энергией и которое и есть мысль Дхьян-Чоханов, отражающая Мыслеоснову Космического Разума. Результат этого — нескончаемый ряд физических проявлений и нравственных следствий на Земле, на протяжении манвантарных периодов, причем все в целом подчинено карме. Поскольку процесс этот не всегда совершенен, и так как он, несмотря на многочисленные доказательства, свидетельствующие о существовании руководящего разума за покровом, все же имеет изъяны и недостатки и даже весьма часто оборачивается явной неудачею, — то из этого следует, что ни совокупные Множества, ни какая-либо из деятельных сил в отдельности не могут быть объектом обожествления. Тем не менее все они достойны благодарного почитания человечества; и человеку следовало бы постоянно стремиться помогать божественной эволюции Идей, чтобы стать, насколько это в его силах, сотрудником природы в выполнении задачи данного цикла. Одна лишь вечно неведомая и непостигаемая Карана, эта Беспричинная Причина всех причин, достойна иметь свой храм и престол на сокровенной и девственной тверди нашего сердца — невидимая, неощутимая, несказуемая иначе, нежели посредством «беззвучного голоса» нашего духовного сознания. Тем, кто поклоняется ей, следует совершать это в молчании и в святом уединении своей души, имея дух свой единственным посредником между собой и Мировым Духом, благие поступки — единственными служителями, а греховные побуждения — единственными зримыми и реальными жертвами, приносимыми этому Присутствию».
ТАЙНА БЛАВАТСКОЙ
Одной из самых больших тайн и загадок Елены Петровны Блаватской, до сих пор окончательно не разгаданной и полностью не понятой, является ее письмо, написанное ею 26 декабря 1872 года и адресованное начальнику жандармского управления города Одессы Третьего отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии. До сих пор не совсем ясно, чем руководствовалась Е. П. Блаватская, когда взялась за перо и обратилась к русским жандармам, предлагая свои услуги.
Возможно, Блаватская захотела наконец-то после многолетних блужданий и терзаний обрести связь с Родиной, получить прощение за нарушение законов Российской империи? Ведь она покинула Россию тайно, не оформив заграничного паспорта, не получив на поездку в Константинополь разрешения властей; по правде говоря, она этого разрешения и не испрашивала. Блаватская пишет об этом своем единственном «преступлении» в письме, обращая особое внимание на то, что больше никаких противозаконных действий она не совершала даже в мыслях. Возможно, это роковое письмо увидело свет как результат тех бед, которые обрушились на нее: смерть в 1867 году ее внебрачного сына Юрия (мальчику было пять лет), гибель Митровича во время кораблекрушения 4 июля 1871 года?
Однако Блаватская утверждала, что Юрий был ею усыновлен и являлся внебрачным сыном сестры ее мужа — Надежды Блаватской. Но, так или иначе, эти две трагические смерти стали для нее серьезным испытанием. В письме к тете, Надежде Фадеевой, пытаясь объяснить свой разрыв с христианской церковью, она писала: «Бог русской православной церкви умер для меня в тот день, когда не стало Юры».
А быть может, на написание этого письма Блаватскую подвигли бесконечные ссоры и дрязги с родственниками во время ее пребывания в Одессе в апреле 1872 года? Так или
иначе, письмо, сравнительно недавно обнаруженное в одесском архиве, по логике его издателей, должно было стать бесспорным свидетельством якобы духовного несовершенства русской теософии, веским компроматом, поскольку быть тайным осведомителем, соглядатаем, стукачом, секретным агентом по доброй воле во все времена и во всех государствах считалось и считается действием постыдным, недостойным, самым последним.
Но действительно ли это письмо было столь злонамеренным?
Елена Петровна Блаватская просила разрешения у русского правительства стать международным агентом. Также в своем письме она исповедовалась, эти строки полны раскаяния и покаяния. Она писала о своих возможностях, на этот раз связанных не с ее медиумическими способностями, а приобретенных в процессе неустанного самосовершенствования и образования.
Практически все, кто брался комментировать это злополучное письмо Елены Петровны Блаватской, характеризуют его прежде всего как действие, изначально преступное с точки зрения морали. Вынося подобный обвинительный вердикт, они не обращают внимания как на внешние факторы, так и на внутренние мотивы Блаватской, заставившие ее взяться за перо. Многие из этих так называемых комментаторов настолько предвзяты в недоброжелательном отношении к автору письма, что не хотят даже вчитаться в него и потому-то превратно толкуют его содержание. Они просто-напросто неспособны увидеть и понять, какова природа услуг, которые предлагает Блаватская через охранное отделение русскому правительству, каковы истинные цели ее обращения, в основе которых, как она пишет, верность России и ее интересам.
Трудно не заметить, что Блаватская считала себя искусной и проницательной шпионкой в чужом стане, лазутчицей, и готова была в соответствии со своей новой ролью пойти на всевозможные жертвы, лишения и невзгоды, причем как моральные, так и физические, не ради собственной корысти или выгоды, а исключительно ради интересов Российского государства.
В конце концов то, что предлагала Блаватская русским жандармам, значило ее полный переход в отряд тех, кого на современном языке разведки называют «нелегалами», она даже ни в коей мере не рассчитывала на дипломатический иммунитет. Нельзя также не принимать во внимание того факта, что имперское, великодержавное мышление среди представителей русской культуры было свойственно не только одной Блаватской. XIX век представлял собой арену борьбы империй за сферы своего влияния. Блаватская предлагала себя в качестве тайного агента прежде всего на территориях Египта и Индии. Её главным врагом была Англия. Не стоит забывать о том, что подобный патриотизм в русских душах взрастила и укрепила Крымская война 1853—1856 годов за господство на Ближнем Востоке.
Вообще говоря, в сфере нравственных ценностей детали иногда приобретают весьма важное значение в конечной оценке, что есть хорошо, а что есть плохо.
И в конце концов, разве можно забывать о том, что письмо было написано талантливой писательницей, чьи очерки «Из пещер и дебрей Индостана» спустя двенадцать лет читала вся образованная Россия? Для этого письма Блаватской характерен острый новеллистический, даже приключенческий тон.
Читая его, начинаешь постепенно понимать, что перед нами не столько формальное письмо-обращение, сколько искусный набросок будущей авантюрной новеллы. Понимаешь, что вовсе нет ничего удивительного в том, что в итоге Блаватская получила резкий отказ. Чиновники сыска в России всегда сторонились художников, людей с непредсказуемыми действиями и поступками, опасались их и не доверяли им. А ведь письмо Блаватской — явное свидетельство того, что ее обман, мистификация — все это всего лишь игра художника. Игра, предопределившая стиль поведения, манеру и творческие поиски будущего художника-авангардиста, тип которого только начал складываться в самом начале XX века".
Так и не получив официальный статус международного тайного агента русского правительства, Елена Петровна Блаватская углубилась в сферу тайного и непознанного.
Именно на этом пути, казалось бы не имеющем ничего общего с деятельностью спецслужб, она едва было не оказалась замешанной в мерзкой интриге, связанной с фальсификацией «Протоколов сионских мудрецов», чуть было не стала участницей весьма некрасивой истории. Однако ее уберег от этого то ли Бог, то ли случай.
В те времена, когда Елена Петровна Блаватская познакомилась с Юлианой Глинкой, фрейлиной русской императрицы Марии Федоровны и тайным агентом зарубежного отделения охранки в Париже, в ее душе четко обозначился надлом, — она перешагивала порог, за которым начинался последний период ее жизни, старость, которой далеко не всегда сопутствует мудрость.
Итак, вот это письмо.
«Одесса, 26 декабря, 1872 г.
Ваше превосходительство!
Я жена действительного статского советника Блаватского, вышла замуж 16 лет и по обоюдному соглашению через несколько недель после свадьбы разошлась с ним. С тех пор постоянно почти живу за границей. В эти 20 лет я хорошо ознакомилась со всей Западной Европой, ревностно следила за текущей политикой не из какой-либо цели, а по врожденной страсти, я имела всегда привычку, чтобы лучше следить за событиями и предугадывать их, входить в малейшие подробности дела, для чего старалась знакомиться со всеми выдающимися личностями политиков разных держав, как правительственной, так и левой крайней стороны. На моих глазах происходил целый ряд событий, интриг, переворотов... Много раз я имела случай быть полезной сведениями своими России, но в былое время по глупости молодости своей молчала из боязни. Позже семейные несчастья отвлекли меня немного от этой задачи. Я — родная племянница генерала Фадеева, известного Вашему превосходительству военного писателя. Занимаясь спиритизмом, прослыла во многих местах сильным медиумом. Сотни людей, безусловно, верили и будут верить в духов. Но я, пишущая это письмо с целью предложить Вашему превосходительству и родине моей свои услуги, обязана высказать Вам без утайки всю правду. И потому каюсь в том, что три четверти времени духи говорили и отвечали моими собственными — для успеха планов моих — словами и соображениями. Редко, очень редко не удавалось мне посредством этой ловушки узнавать от людей самых скрытных и серьезных их надежды, планы и тайны. Завлекаясь мало-помалу, они доходили до того, что, думая узнать от духов будущее и тайны других, выдавали мне свои собственные. Но я действовала осторожно и редко пользовалась для собственных выгод знанием своим. Всю прошлую зиму я провела в Египте, в Каире, и знала все происходящее у хедива, его планы, ход интриг и т. д. через нашего вице-консула Лавизона покойного. Этот последний так увлекся духами, что, несмотря на всю хитрость свою, постоянно проговаривался. Так я узнала о тайном приобретении громадного числа оружия, которое, однако ж, было оставлено турецким правительством; узнала о всех интригах Нубар-паши и его переговорах с германским генеральным консулом. Узнала все нити эксплуатации нашими агентами и консулами миллионного наследства Рафаэля Абета и много чего другого. Я открыла Спиритское общество, вся страна пришла в волнение. По 400, 500 человек в день, все общество, паши и прочие бросались ко мне. У меня постоянно бывал Лавизон, присылал за мной ежедневно, тайно, у него я видела хедива, который воображал, что я не узнаю его под другим нарядом, осведомляясь о тайных замыслах России. Никаких замыслов он не узнал, а дал узнать мне многое. Я несколько раз желала войти в сношение с г. де Лексом, нашим генеральным консулом, хотела предложить ему план, по которому многое и многое было бы дано знать в Петербурге. Все консулы бывали у меня, но потому ли, что я была дружна с г. Пашковским и женой его, а т-те де Леке, была во вражде с ними, по чему ли другому, но все мои попытки остались напрасными. Леке запретил всему консульству принадлежать Спиритскому обществу и даже настаивал в том, что это вздор и шарлатанство, что было неполитично с его стороны. Одним словом, Общество, лишенное правительственной поддержки, рушилось через три месяца. Тогда отец Грегуар, папский миссионер в Каире, навещавший меня каждый день, стал настаивать, чтобы я вошла в сношения с правительством папским. От имени кардинала Барнабо он предложил мне получать от 20 до 30 тысяч франков ежегодно и действовать через духов и собственными соображениями в видах католической пропаганды ит. д.(...) Отец Грегуар принес мне письмо от кардинала, в котором тот, снова предлагая мне в будущем все блага, говорит: «11 est temps que l'ange des tene-bres devienne <l'>ange de <la> lumiere»* и обещает мне бесподобное место в католическом Риме, уговаривает повернуться спиной к еретической России. Результат был тот, что я, взяв от папского миссионера 5 тысяч франков за потерянное с ним время, обещала многое в будущем, повернулась спиной не к еретической России, а к ним и уехала. Я тогда же дала об этом знать в консульство, но надо мной только смеялись и говорили, что глупо я делаю, что не соглашаюсь принять такие выгодные предложения, что патриотизм и религия есть дело вкуса — глупость и т. д. Теперь я решилась обратиться к Вашему превосходительству в полной уверенности, что я могу быть более чем полезна для родины моей, которую люблю больше всего в мире, для государя нашего, которого мы все боготворим в семействе. Я говорю по-французски, по-английски, по-итальянски, как по-русски, понимаю свободно немецкий и венгерский язык, немного турецкий. Я принадлежу по рождению своему, если не по положению, к лучшим дворянским фамилиям России и могу вращаться поэтому как в самом высшем кругу, так и в нижних слоях общества. Вся жизнь моя прошла в этих скачках сверху вниз. Я играла все роли, способна представлять из себя какую угодно личность; портрет не лестный, но я обязана Вашему превосходительству показать всю правду и выставить себя такою, какою сделали меня люди, обстоятельства и вечная борьба всей жизни моей, которая изощрила хитрость во мне, как у краснокожего индейца. Редко не доводила я до желаемого результата, какой бы то ни было предвзятой цели. Я перешла все искусы, играла, повторяю, роли во всех слоях общества. Посредством духов и других средств я могу узнать, что угодно, выведать от самого скрытного человека истину. До сей поры все это пропадало даром, и огромнейшие в правительственном и политическом отношении результаты, которые, примененные к практической выгоде державы, приносили бы немалую выгоду, — ограничивались микроскопической пользой одной мне. Цель моя — не корысть, но скорее протекция и помощь более нравственная, чем материальная. Хотя я имею мало средств к жизни и живу переводами и коммерческой корреспонденцией, но до сей поры отвергала постоянно все предложения, которые могли бы поставить меня хоть косвенно против интересов России. В 1867 г. агент Бейста предлагал мне разные блага за то, что я русская и племянница ненавистного им генерала Фадеева. Это было в Песте, я отвергла и подверглась сильнейшим неприятностям. В тот же год в Бухаресте генерал Тюр, на службе Италии, но венгерец, тоже уговаривал меня, перед самым примирением Австрии с Венгрией, служить им. Я отказалась. В прошлом году в Константинополе Мустафа-паша, брат хедива египетского, предлагал мне большую сумму денег через секретаря своего Вилькинсона, и даже один раз сам, познакомившись со мной через гувернантку свою француженку, — чтобы я только вернулась в Египет и доставляла бы ему все сведения о проделках и замыслах брата его, вице-короля. Не зная хорошо, как смотрит на это дело Россия, боясь идти заявить об этом генералу Игнатьеву, я отклонила от себя это поручение, хотя могла превосходно выполнить его. В 1853 г., в Баден-Бадене, проигравшись в рулетку, я согласилась на просьбу одного неизвестного мне господина, русского, который следил за мной. Он мне предложил 2 тысячи франков, если я каким-нибудь средством успею добыть два немецких письма (содержание коих осталось мне неизвестным), спрятанных очень хитро поляком графом Кви-легрсим, находящимся на службе прусского короля. Он был военным. Я была без денег, всякий русский имел симпатию мою, я не могла в то время вернуться в Россию и огорчалась этим ужасно. Я согласилась и через три дня с величайшими затруднениями и опасностью добыла эти письма. Тогда этот господин сказал мне, что лучше бы мне вернуться в Россию и что у меня довольно таланту, чтобы быть полезной родине. И что если когда-нибудь я решусь переменить образ жизни и заняться серьезно делом, то мне стоит только обратиться в III отделение и оставить там свой адрес и имя. К сожалению, я тогда не воспользовалась этим предложением.
Все это вместе дает мне право думать, что я способна принести пользу России. Я одна на свете, хотя имею много родственников. Никто не знает, что я пишу это письмо.
Я совершенно независима и чувствую, что это — не простое хвастовство или иллюзия, если скажу, что не боюсь самых трудных и опасных поручений. Жизнь не представляет мне ничего радостного, ни хорошего. В моем характере любовь к борьбе, к интригам, быть может. Я упряма и пойду в огонь и воду для достижения цели. Себе самой я мало принесла пользы, пусть же принесу пользу хоть правительству родины моей. Я — женщина без предрассудков и если вижу пользу какого-нибудь дела, то смотрю только на светлую его сторону. Может быть, узнав об этом письме, родные в слепой гордости прокляли бы меня. Но они не узнают, да мне и все равно. Никогда ничего не делали они для меня. Я должна служить им медиумом домашним так же, как их обществу. Простите меня, Ваше превосходительство, если к деловому письму приплела ненужные домашние дрязги. Но это письмо — исповедь моя. Я не боюсь тайного исследования жизни моей. Что я ни делала дурного, в каких обстоятельствах жизни ни находилась, я всегда была верна России, верна интересам ее. 16 лет я сделала один поступок против закона. Я уехала без пашпорта за границу из Поти в мужском платье. Но я бежала от старого ненавистного мужа, навязанного мне княгиней Воронцовой, а не от России. Но в 1860 г. меня простили, и барон Бруно, лондонский посланник, дал мне пашпорт. Я имела много историй за границей за честь родины, во время Крымской войны я неоднократно имела ссоры, не знаю, как не убили меня, как не посадили в тюрьму. Повторяю, я люблю Россию и готова посвятить ее интересам всю оставшуюся жизнь. Открыв всю истину Вашему превосходительству, покорнейше прошу принять все это к сведению и если понадобится, то испытать меня. Я живу пока в Одессе, у тетки моей, генеральши Витте, на Полицейской улице, дом Гааза, № 36. Имя мое Елена Петровна Блаватская. Если в продолжение месяца я не получу никаких сведений, то уеду во Францию, так как ищу себе место корреспондентки в какой-нибудь торговой конторе. Примите уверения, Ваше превосходительство, в безграничном уважении и полной преданности всегда готовой к услугам Вашим Елены Блаватской».
«Время ангелу тьмы становиться ангелом света» (фр.)
Свидетельство о публикации №225102000597