Операция Подобран
На Заглавке всё было спокойно. Шатры-палатки установлены, их уже успело завалить снегом, в них было тепло и уютно. Съестные припасы и вода доставлялись вовремя. Противник не беспокоил, караульная служба налажена.
Всё было тихо и спокойно до того момента, когда ночные караульные стали докладывать, что по ночам в небе слышится подозрительный гул летящих самолётов. По их словам, этот гул повторялся регулярно в одно и то же время после полуночи. Особо любопытные намеренно выходили послушать эти необычные для боснийских гор звуки. Удалось именно послушать, самих самолётов на ночном небе не было видно.
Этот самолётный гул в ночном небе вызвал большие недоумения. Все мы знали, что боснийское небо странами НАТО объявленно бесполётной зоной. Сербы, правда, грозились применить свою авиацию против босняков, но, как мы понимали, авиация боснийских сербов состояла из лёгких самолётов типа «Кукурузников», и уж ночью они точно не могли летать. А судя по звуку, над нами ночью летало что-то очень крупное. Ещё год назад я служил в советской военно-транспортной авиации, и гул ночных самолётов напоминал мне наши Ил-76.
Загадку ночного боснийского неба разрешили добровольцы, вернувшиеся с отдыха. Из программы сараевских теленовостей они узнали, что военно-транспортная авиация НАТО в настоящий момент проводит над восточно-боснийскими анклавами наших врагов — Горажде, Жепа и Сребреница — крупную операцию под названием «Подобран».
Смысл этой операции заключался в том, чтобы по воздуху доставить боснякам всё, что им необходимо для продолжения борьбы с сербами.
К этому времени босняки сильно поиздержались. Им не хватало всего — продовольствия, оружия, боеприпасов, снаряжения, горючего. Вся эта нехватка грозила стать критической.
Враг с помощью своих покровителей отчаянно искал возможности решить эту проблему. Из Горажде в Сараево через горы босняки пробивали настоящую магистраль, которую они назвали «Аллахов путь». Осенью 1992 года делались попытки расширить возможности коммуникаций из Горажде на Жепу и далее на Сребреницу. Но сербское наступление срывало вражеские планы. Особенно врагам мешало наше присутствие на Заглавке, из-за которого теперь не удавалось отправлять караваны из Горажде в Жепу и обратно.
Операция «Подобран» стала настоящим кругом спасения для босняков. С натовских транспортных самолётов на парашютах они получали всё необходимое для продолжения войны. В мировых СМИ эти действия НАТО объявлялись как гуманитарные. Но нет никаких сомнений, что в сбрасываемых с самолётов контейнерах было не только продовольствие, но и оружие, боеприпасы и снаряжение. После операции «Подобран» мы заметили, что наши враги теперь одеты в новую натовскую униформу.
В какой-то из дней я, находясь на отдыхе на нашей базе в районе Семеча, в теленовостях увидел сюжет про эту операцию. На черно-белом экране показывали какую-то авиабазу НАТО где-то в Западной Европе. В чрева огромных транспортных самолётов загружались кубообразные контейнеры внушительных размеров. Потом самолёты взмывали в небо и уже над Боснией сбрасывали на парашютах свой груз. Сюжет заканчивался тем, как счастливые босняки на земле разбирали содержимое контейнеров.
Среди нас, русских и сербов, ходили байки, что в контейнерах, кроме прочего, закладывают и деньги — миллионы немецких марок. И якобы где-то под Фочей такой контейнер упал на сербскую сторону, и кто-то там невероятно обогатился.
Гул в ночном небе и невероятные слухи давали почву для всякого рода мечтаний. Прислушиваясь к звукам ночного неба, караульные представляли, как на Заглавак спускается контейнер, набитый всякими вкусными и красивыми вещами и большим количеством немецких денег.
Натовская операция по доставке «гуманитарной помощи» предшествовала крупному наступлению босняков на наши позиции.
Александр Кравченко
Свидетельство о публикации №225102000711
