Беседа 13. Саранча
Религиозно-философская школа Е.А.Авдеенко
А.Е.Иванов
Последняя казнь, которая была перед осязаемой тьмой - казнь саранчой. Саранча по-еврейски – «арбэ». Значение корня указывает на многочисленность. В Священном Писании она является символом множества, истребительной силы, а так же того, что потом быстро исчезает и, наконец, хорошо организованного полчища. Саранча была призвана нанести вред богатству Египта. Однако, из описания именно этой саранчи, можно заключить, что она представляла из себя явление небывалое и даже непредставимое. Источник её появления был некий ветер или дух, который имел направление от Бога.
---«И сказал Господь к Моисею: пойди к фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердца рабов его, чтобы положил Я знаменья Мои среди них. Чтобы изъяснял ты в уши сыну твоему и сыну сына твоего как Я поругался в Египте и изъяснял о знамениях моих, которые я поставил им, и чтобы вы знали, что Я – Господь».---
Сказано – «изъяснил в уши». Тот же глагол, который был применён при изъяснении имени Божьего – «экзегесето». Цель всех казней – проповедь имени Божьего истинного. Важно, чтобы имя Божье и всё происшедшее было проповедано вслух во всех последующих поколениях, а сами события стали бы суть Славы Божьей как знамения. Именно, исходя их этого понятия, надо понимать слова Господа о том, что он «поругался» над Египтом. Во всех казнях египетских на первый план должно выйти символическое значение этого «надругательства», а не просто бедствия и катастрофы.
---«И вошли Моисей и Аарон к фараону и сказали ему: так говорит Господь Бог евреев, доколе ты отказываешься смириться пред лицом Моим? Отпусти народ мой послужить мне. Ибо если ты отказываешься отпустить народ мой, вот, я навожу завтра саранчу в предел твой, и она покроет вид земли, и нельзя будет видеть землю, и она поест остаток, излишек, оставшийся тебе от града, и она поест всякое дерево, растущее у вас в поле».---
Сказано – саранча покроет вид земли. Одна из прежних казней состояла в том, что жабы покрыли землю. Теперь же снова, от саранчи самой земли не будет видно. Сказано - поест остаток и дерево, растущее в поле. После града были упомянуты посеянные поздние зерновые. Так вот, саранча всё это поест – зерновые, главное богатство Египта.
---«И наполнит саранча дома твои, и дома всех слуг твоих, и дома всех египтян, чего не видели отцы твои, и отцы отцов твоих ото дня, как быть им на земле до дня этого. И повернулся Моисей и вышел от фараона. И сказали слуги фараона ему: доколе будет нам этот силок, отпусти человеков этих, и да послужат Господу Богу своему, или ещё не знаешь, что гибнет Египет».---
Здесь мы видим, что восприятие египтян требований Моисея и следующие за ними казни суть ловушка для них, как силок или сеть.
---«И возвратился Моисей и Аарон к фараону, и он сказал им: пойдите, поработайте Господу вашему. Кто же, кто идущие?»---
Здесь фараон спрашивает – кто пойдёт служить Богу? Моисей отвечает, что пойдут все.
---«И сказал Моисей: с отроками нашими, и со стариками нашими пойдём, с сынами нашими, и с дочерьми нашими, и со скотом мелким нашим, и с волами нашими пойдём, ибо праздник Господа у нас. И сказал фараон им: да будет так, Господь с вами. Но как отпущу вас и детей ваших? Смотрите, ибо зло пред лицом вашим».---
«Но как отпущу и детей ваших?» В еврейском тексте употреблён термин – «таф». Это те, кто идёт мелкими шагами. Это могли быть и дети, и старики, и женщины. Поэтому 70 толковников перевели это слово как – скарб или пожитки. Фараон замечает Моисею – зачем берёте тех, кому трудно долго идти? Он говорит – «зло пред лицом вашим», имея ввиду злое намерение, подразумевая обман. Далее он говорит:
---«Не так, пойдите же мужи и послужите Господу, чего вы искали. И выгнали их от лица фараона. И сказал Господь Моисею: простри руку твою на землю Египта, и пусть саранча взойдёт на землю Египта, да поест всю траву земли, всё, что оставил град».---
Сказано – саранча пусть взойдёт на землю Египта. Глагол «ола» означает – восходить. От этого глагола происходит название основной жертвы Ветхого завета – жертва восходящая, которая приносится целиком. То, что саранча взошла на землю, могло означать, что она её захватила, однако далее читаем, что саранча взошла на всю землю Египта и почила во всём пределе Египта. Почить – от глагола «нуах», означает обрести своё место покойное. Эти два слова - «ола» и «нуах», здесь имеют ярко выраженный мистический смысл. В связи с этим можно сделать вывод, что саранча почила и упокоилась в Египте, как имеющая абсолютную власть над землёй, замещая собой человеческую власть и самого фараона. Как и предыдущая, казнь саранчой сверхъестественная.
---«И простёр Моисей жезл свой на землю Египта, и Господь навёл ветер восточный, продолжавшийся весь день тот и всю ночь. Утро бысть, и ветер восточный поднял саранчу».---
Ветер и его направление были от Бога. Ветер по-еврейски тоже «руах» - дух. А в греческом тексте обозначено, что ветер южный. Это расхождение может носить богословский характер. В Септуагинте утверждается, что Восток – имя Божье. Если в масаретском тексте упоминается, что восточный ветер несёт разрушение и кару, то в этом случае Септуагинта нигде не упоминает Восток. Подобное расхождение есть и в книге Иеремии, Ионы, в псалмах и дважды в книге Исход. Таким образом, 70 толковников посчитали, что от Востока не может приходить разрушение. А в книге Иова определённо говорится, что юг – сторона богоборческих сил. Отсюда и появляется именно южный ветер. А от севера приходит Слава Божья, как и в пророчестве Иезекииля.
---«И покрыла она вид всей земли, и потемнела земля, и поела саранча всю траву земли, и плод дерева, который оставил град. Не осталось никакой зелени и травы полевой во всей земле Египта».---
Сказано – «потемнела земля» от глагола «хашах». Казнь саранчой принесла истребление всего, что осталось и необычную, страшную темноту самого вида земли, и в этом направлении нагнетания тьмы будут развиваться события следующей казни.
---«И поспешил фараон призвать Моисея и Аарона и сказал: согрешил я Господу Богу вашему. И ныне, простите грех мой на этот раз, и помолитесь обо мне Господу Богу вашему, да отклонит от меня смерть эту. И вышел Моисей от фараона и помолился Господу, и направил Господь ветер моря жестокий весьма и поднял саранчу, и вверг её в тростниковое море. Не осталось саранчи не одной во всём пределе Египта. И ожесточил Господь сердце фараона, и он не отпустил сынов Израиля».---
Здесь упомянут ветер от моря. Этот ветер западный, ибо таково было обозначение западной стороны света в Палестине. Упомянуто тростниковое море. По-гречески оно называлось Красное море или от цвета его растительности, или от названия древнего народа Эритреи, которые красили лица в красное. Можно предположить, что тростниковое море было мелководным. Итак, если фараон это образ упорного грешника, то ему не хватало только одного – просить прощения и молитв, но после облегчения ситуации отрекаться, что фараон уже не раз делал. Какое ещё сверхъестественное событие должно произойти над человеком, не принимающего прощения, чтобы его сердце приняло Истину и божественную Правду?..
Свидетельство о публикации №225102000892