Удивительные люди. Иоганн Зутер - авантюрист
Родившийся близь Базеля, в 30 лет этот вор, банкрот и аферист, покинув Европу, бросив жену и трёх детей, 7 июня 1834г прибыл в Нью-Йорк. Два года он занимался здесь чем придётся. Был аптекарем, зубным врачом, торговцем разными снадобьями, содержателем кабачка. Затем земледельцем в Миссури. Но в жилах Зутера текла кровь авантюриста, и в 1837г он распродал всё своё добро и снарядил экспедицию в неведомую страну Калифорнию, о сказочных богатствах которой рассказывали чудеса.
В фургонах, запряжённых волами, по бескрайней равнине, затем через горы в октябре 1938г он прибыл в форт Ванкувер, по дороге лишившись всех своих спутников. От предлагавшейся ему здесь службы отказался, и влекомый магическим словом «Калифорния», на старом разбитом паруснике пустился в океан. Наконец, после долгих странствий он высадился на забытом богом клочке земли, именуемом Сан-Франциско. Это был не тот Сан-Франциско, каким мы его знаем сегодня, а жалкий рыбацкий посёлок в мексиканской провинции Калифорния, названный так миссионерами францисканцами. Здесь не было твёрдой власти, не хватало рабочих рук и энергичных предприимчивых людей.
Зутер нанял лошадь и осмотрел долину реки Сакраменто, впадающую в океан в районе Сан-Франциско. Ему достаточно было дня, чтобы убедиться: здесь найдётся место не только для большого ранчо, но и для целого королевства. Назавтра он явился к губернатору Альворадо, изложил ему план освоения края, который он назовёт «Новой Гельвецией», и получил от него официальную концессию на 10 лет.
За год ему удалось снарядить огромный караван, в том числе привезти рабочих из Полинезии. В 1839г вверх по долине реки Сакраменто двинулась гигантская процессия. Впереди верхом Иоганн Зутер, за ним 2 - 3 европейца, сотня полинезийцев в коротких рубашках, 30 запряжённых волами фур с продовольствием, семенами, оружием, 50 лошадей, 150 мулов, коровы и овцы. Леса сжигают, это проще и дешевле, чем вырубать. Среди ещё дымящихся деревьев строят склады, загоны для скота, роют колодцы, засевают поля (без вспашки). Из покинутых миссионерских колоний постепенно прибывает пополнение. Успех был гигантским. Первый урожай сняли сам-шесть, амбары ломились от зерна, стада насчитывали сотни голов. Новая Гельвеция превратилась в цветущий уголок земли, хотя много сил отнимала защита от индейцев, которые считали эти земли своими. Прокладываются каналы, строятся мельницы, открываются фактории, по реке плавают суда. Зутер снабжает продовольствием не только все посёлки побережья, но и все суда, бросающие якорь у берегов Калифорнии.
Он выращивает замечательные фрукты, выписывает виноградные лозы из Франции, и через несколько лет огромные пространства покрываются виноградниками. Его рояль марки Плейель проделал 180-дневный путь из Парижа. У него счета в крупнейших банках Англии и Франции и теперь, в 45 лет он вспоминает, что оставил где-то жену и троих сыновей. Он, один из самых богатых людей на земле, зовёт их в своё королевство. И наконец, США отнимают у Мексики эту запущенную провинцию. Теперь уже всё надёжно и прочно.
НО ВСЁ РУШИТ РОКОВОЙ УДАР ЗАСТУПА. В январе 1848г к Зутеру с его фермы в Колома является плотник Д.Маршалл и показывает полную пригоршню песка, в котором блестят крупные жёлтые зёрна. Зутер наскоро промывает песок; да это золото, и он завтра же отправляется с плотником на ферму, где убеждается: достаточно наполнить грохот песком, слегка потрясти его в воде, и крупные блестящие зёрна золота остаются на чёрной сетке. Ещё не бывало, чтобы золото лежало так открыто на поверхности земли, и это его земля. Он самый богатый человек на свете.
БОГАТЫЙ? Нет, самый бедный, обездоленный и нищий. Через неделю тайна становится известна, и люди Зутера тут же бросили работу. Все словно одержимые, ухватив грохоты, тазы и миски, кинулись добывать золото. Край обезлюдел. Коровы дохнут, быки ломают загоны и вытаптывают поля, остановились коптильни, сыроварни и мельницы, осыпаются и гниют посевы.
Телеграф быстро разнёс весть о золоте по всему миру. Прибывают люди из городов, чиновники бросают службу, матросы покидают корабли. Бесконечные колонны золотоискателей пешком, верхами и в фургонах тянутся с запада и востока. Грубая орда, не признающая власти, кроме власти револьвера, захлестнула цветущую колонию. Они режут коров Зутера, ломают его амбары, чтобы строить себе дома, расхищают его имущество.
В 1848, 49, 50, 51 годах из Германии, Франции, Англии, Италии сюда хлынули несметные полчища авантюристов всех племён и наречий. Только из Нью-Йорка прибыло почти 100 кораблей. Многие избрали более короткий путь через Панамский перешеек, и одна предприимчивая компания быстро построила там железную дорогу. И все они рылись в земле Зутера, как в своей.
На территории Сан-Франциско, принадлежавшей Зутеру по акту, скреплённому правительственной печатью, со сказочной быстротой растёт новый город. Пришельцы по клочкам распродают друг другу городские земли Зутера.
Он снова банкрот. Поначалу он со своими слугами и компаньонами тоже пробует добывать золото, но все покинули его. Тогда он уезжает на одну из своих уединённых ферм прочь от проклятой реки и злосчастных песков. Там и нашла его жена с тремя уже взрослыми сыновьями. Теперь у него четыре пары рук, и он снова взялся за работу. Шаг за шагом начал он выбиваться в люди, пользуясь баснословным плодородием этой почвы и вынашивая новый грандиозный замысел.
Тем временем Калифорния вошла в США (1850г), и в крае наконец водворился порядок. И тут Иоганн Зутер выступил со своими притязаниями. Все земли, на которых стоит Сан-Франциско, принадлежат ему. Со всего, добытого на его земле золота, он требует свою долю. 17220 фермеров, поселившихся на его плантациях, должны выкупить или освободить незаконно захваченные участки. У властей штата за присвоенные дороги, мосты, каналы, плотины он требует 25 млн долларов. Начался процесс такого масштаба, какого ещё не знало человечество. Старшего сына он послал в Вашингтон изучать право. Все доходы, которые приносят его новые фермы, целиком уходят на разорительный процесс. Четыре года дело кочует по инстанциям, но 15 марта 1855г приговор наконец вынесен. Неподкупный судья Томпсон, высшее должностное лицо Калифорнии, признаёт права Зутера на землю полностью обоснованными. В этот день Зутер опять стал самым богатым человеком земли.
САМЫМ БОГАТЫМ? Нет и нет. Самым несчастным, неприкаянным и нищим на свете. Как только приговор стал известен, в городе и всём штате разразилась буря. Десятки тысяч людей собираются в толпы: землевладельцы, которым угрожает разорение, уличный сброд, всегда готовый пограбить. Они взяли приступом и сожгли здание суда. Они искали судью, чтобы линчевать его. Старший сын Зутера застрелился окружённый бандитами, второй зверски убит, третий бежал, но по дороге утонул. Фермы Зутера преданы огню, виноградники растоптаны, имущество и деньги расхищены. Все его новые владения превращены в прах.
Сам Зутер едва спасся. От этого удара он уже не оправился, разум его помутился. Только одна мысль ещё мерцала в его сознании: закон, справедливость, процесс. И долгих 20 лет этот слабоумный оборванный старик бродит вокруг здания суда в Вашингтоне. Во всех канцеляриях знают «генерала» в засаленном сюртуке и стоптанных башмаках, требующего свои миллиарды. Ему не нужны деньги, он только хочет доказать свои права. Он подаёт жалобы в Сенат, в Конгресс, доверяется разным шарлатанам, которые вытягивают из него последние гроши и с большим шумом возобновляют это дело. Обрядив Зутера в шутовской генеральский мундир, они таскают его от одного члена конгресса к другому. Зутер посмешище всех чиновников, забава всех уличных мальчишек - он владелец самой богатой земли на свете, на которой стоит и растёт не по дням, а по часам вторая столица огромного государства.
Наконец, у входа в здание Конгресса его настигает разрыв сердца, и служащие убирают труп нищего, в кармане которого лежит документ, подтверждающий его право на самое большое состояние в истории человечества.
Рассказ написан по исторической миниатюре Стефана Цвейга «Открытие Эльдорадо».
Свидетельство о публикации №225102101061