Необычный день

Для игры Светлой Ночки  «Этюды 7», задание 12. "Необычный день"  http://proza.ru/2025/09/19/178

До шестого класса я учился в обычной кишиневской школе. Родители радовались, что хоть туда меня взяли: мне было всего шесть, так что записать меня в первый класс школа отказалась категорически. Сказали: "Родился бы в декабре, тогда бы взяли. А в следующем году родился, в следующем и в школу пойдет". А я к тому времени уже много чего знал и умел, и оставаться еще на год в детском саду не хотел ни за какие коврижки. Тогда мой папа пошел на "преступление". Кто-то познакомил его с завучем школы, что располагалась через дорогу от нашего дома, и вместе с этим завучем они осуществили подлог: в копии моего свидетельства о рождении была изменена дата рождения – и я стал на год старше (в те времена, чтобы сделать копию документа, его просто переписывали от руки). Это обошлось моему папе всего лишь в бутылку коньяка "Белый аист" для завуча.

Из этой школы перейти в другую, хорошую, которая к тому моменту стала именоваться лицеем, я смог только в шестом классе. К тому времени уже развалился совок, и попасть в лицей хоть и было все еще достаточно сложно, но уже возможно. Это была уже не проблема, а вопрос финансов. К тому времени я уже почти научился обуздывать свои "душевные порывы" и не портить отношения с учителями, как в начале учебы. Но только почти. На родительские собрания мама по-прежнему ходила с опаской. Постоянно кто-нибудь из учителей рассказывал ей очередную леденящую душу историю "про вашего мальчика": географ, биологичка... Больше всего обычно возмущалась учительница истории. Тогда как раз ввели историю Молдавии как предмет, ее изучали параллельно с обычной, которая была и раньше, – историей древнего мира, историей средних веков... Я всегда интересовался историей, много читал дополнительной литературы, так что с обычной историей у меня проблем никогда не было. Но история Молдавии меня подкосила. Учебников не было, единственный источник – уроки, надо было все записывать, конспектировать... Я честно это делал, но бездумно – как автомат. Учительница сама не знала, о чем рассказывать. Весь предмет сводился к царствованиям каких-то молдавских господарей, датам их правления, их родословной и т. д. Скулы сводило от скуки даже у моих родителей, периодически заглядывавших в эти конспекты, что уж говорить обо мне. Потому неудивительно, что я начал против такого изучения истории протестовать. А бедной маме доставалось... Причем в присутствии других родителей!

– Ваш мальчик, – возмущалась историчка, – он ведь такой способный, но от него не знаешь, чего ожидать. Иногда – любо-дорого послушать, как он урок рассказывает, все сидят, раскрыв рты, всем интересно, даже мне. А вот на днях он мне знаете, что сказал, когда я его к доске вызвала? Что это все чушь, он такого не учил и учить не будет! Поговорите с ним, а то ведь мне придется ему двойку в четверти выставить.

Мама, как могла, уговаривала меня: "Хочешь-не хочешь, а уроки учить надо. Хоть что-то надо говорить, хоть на тройку... Нельзя говорить – "не учил и учить не буду", за это по головке не гладят, тем более, когда дело касается такого важного для независимой Молдовы предмета." Дошло даже до угроз отлучить от компьютера. Только это и подействовало.

В лицее я впервые поучаствовал в математической олимпиаде. Сначала в школьной: там я поделил первое место с еще одним шестиклассником. Пришел домой возмущенный, сказал маме, что это нечестное решение. Мол, если бы мы набрали одинаковое количество баллов, тогда другое дело. Но другой мальчик набрал баллов меньше меня, так что, если по справедливости, его место – второе. Мама меня успокаивала, говорила – это всё неважно, проблема выеденного яйца не стоит. Потом выяснилось – учительница математики ничего против меня лично не имела, просто она очень болела за наш лицей, а в городской олимпиаде от каждой школы участвовали дети, занявшие первые три места в школьной олимпиаде. Я был новенький, у Брониславы Семеновны (прозвище у неё было – тётя Броня, необидное) уже были три кандидатуры, я – четвертый, она не совсем представляла, чего от меня ждать, вот и добилась, чтобы от шестых классов в городской олимпиаде участвовали не три, а четыре человека из лицея: два первых места, второе и третье.

В день, когда должны были оглашать результаты городской олимпиады, я поднялся ни свет, ни заря даже без будильника. Почему-то волновался. Я так мечтал о первом месте! Даже теперь, по прошествии стольких лет, не понимаю, что на меня нашло. Тогда мне это казалось очень важным – доказать, что я не хуже, а в чем-то даже лучше остальных шестиклассников (мне ведь было всего десять лет, я не только пошел в школу раньше на год, но и перепрыгнул из второго сразу в четвертый класс, да и ростом был почти ниже всех). А как иначе (кроме как доказав, что ты умнее многих) с такими невыигрышными картами, которые мне выпали, бороться за своё место в новой школе?

В коридоре на стене висела стенгазета. Несколько человек ее читали. Незнакомые дети, не из нашего класса. Я прошмыгнул мимо, вошел в класс.

А там – тишина. И все на меня смотрят. И мне не то чтобы страшно ... но как-то странно. И тут Миша Ким, наш староста, говорит: 

– Вовка, ты что, не в курсе? 

– Не в курсе чего? – спрашиваю я. 

Он показывает на доску, и я вижу плакат, на нем – огромными буквами: ПОЗДРАВЛЯЕМ ВОВУ С ПЕРВЫМ МЕСТОМ В ГОРОДСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО МАТЕМАТИКЕ! 

А потом началось что-то удивительное. Пришёл классный руководитель, пожал руку, вручил грамоту, которую я даже не знал, куда деть. Одноклассники стали хлопать – кто по спине, кто по плечу. Кто-то дал пять. Даже те, кто со мной раньше почти не говорили, улыбались. Все поздравляли с победой, как будто я совершил геройский поступок. И учителя поздравляли, не только Бронислава Семеновна, сиявшая, как медный самовар, – другие тоже. Оказалось, что я – единственный из лицея, кто занял в этом году первое место на городской олимпиаде. Больше никто - ни из седьмых, ни из восьмых, в общем, ни из каких классов.

А учительница русского языка, которая вообще никому отличных оценок не ставила (всегда говорила: "Русский язык вы на отлично знать не можете, даже я его на отлично не знаю"), вдруг вызвала меня доске, якобы проверить, так ли хорошо я знаю русский, как математику. И я на все ее вопросы ответил, и всё написал без единой ошибки. И даже, когда она спросила, уверен ли я в своей правоте, оттарабанил все правила. С русским-то у меня никогда проблем не было, я писал грамотно и без правил, но знать-то я их знал, проходили же. И она поставила мне пятерку!

Это был самый необычный день за всё время, что я учился в лицее. Первый день, когда я почувствовал: я здесь свой. И не просто свой: мной гордятся!



Рецензии
Парень со стержнем внутри. Про таких говорят: "Далеко пойдет!" Только целеустремленный человек может не в обход, а по прямой доказать всем, что он свой! Отличный пример для других.)
С уважением,

Алия Берш   25.10.2025 01:53     Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.