1938 г. в Литве вновь феерическая Синяя птица
1. Театр "Синяя птица", плакат И. Я.Билибина, 1926 г.
2. Яков Южный — основатель, руководитель, директор, режиссёр труппы, конферансье.
3. Афиша гастролей театра «Синяя птица» в Каунасе в Летнем театре 24 — 28 июня 1938 г. Оркестр — музыканты оркестра оперы Государственного театра. Собственные костюмы и декорации.
4. Сцена из постановки (вероятно, это «Коллекция часов», в интернете она без подписи).
5. Афиша на литовском языке гастролей театра «Синяя птица».
6. Афиша на идише гастролей театра «Синяя птица».
7. Сцена из постановки (в интернете она без подписи).
8. Афиша гастролей театра «Синяя птица» в Каунасе в Летнем театре по новой программе (29 июня — 4 июля). Оркестр — музыканты оркестра оперы Государственного театра. Дирижёр Н. Гогоцкий. Собственные костюмы и декорации.
9. Летний театр.
10. Афиша гастролей театра «Синяя птица» в Клайпеде 7 — 10 июля.
«Синяя птица» всегда прилетает туда, где к ней питают любовь и признательность
ПРИЛЕТЕЛА «СИНЯЯ ПТИЦА»: «Синяя птица», недавно отпраздновавшая за границей свой 5555-ый спектакль, взмахнула крыльями и прилетела в Каунас. Давно уже мы не видели этого замечательного, жизнерадостного и яркого театра, и поэтому прилёт «Синей птицы» большое событие для театрального Каунаса. В холле «Метрополя» журналистов принимает Южный, сыплет остроумными анекдотами из путевых впечатлений. Делится планами на будущее. Со своего прошлого приезда Южный еще помнит литовские формулы приветствия и прощания. Он в восторге от блестящего прогресса нашей временной столицы, от массы новых зданий. «Какую у Вас почту выстроили? Жаль, что мы играем не в почтамте, а в Летнем театре» — заявляет Южный. Основы «Синей птицы» остались незыблемыми: музыка, сценические формы и краски. И тут же Южный рассказывает, как в Амстердами пожарные власти потребовали от него... импрегнирования всех декораций во избежания пожара. На это он ответил советом импрегнировать картины Рубенса и заметил: «Вообще, если театр горит, то не от огня, а от плохих сборов. Против них никакая импрегнировка не помогает...». Со вчерашнего дня начались усиленные репетиции. Внушительный багаж (два вагона) театра прибыл вовремя. Сегодня начинаются гастроли «Синей птицы», публика с нетерпением ждет встречи с Южным, талантливым обладателем неисчерпаемого фонда остроумия и художественной изобретательности, и со всей труппой «Синей птицы».
Эхо, 1937, 24 июня.
ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ ПОСТАНОВКАМ «СИНЕЙ ПТИЦЫ»: «В Городском саду (там находился Летний театр) экспонируется выставка, посвящённая театру «Синяя птица», — фотографии и эскизы. Вход бесплатный, посетителей много».
Газ. ди идише штиме [идишский голос], 1937, 24 июня.
ТРИУМФ ЮЖНОГО: «Рекордное количество зрителей, максимальный художественный успех — таков итог первого «вылета» «Синей птицы» в Каунас. Южный внес в наши серые будни яркий солнечный луч неподдельного веселья, создал «шампанское» настроение и изумил огромным размахом красивой изобретательности. На сцене все было красочно и художественно. Южный с полным правом мог сказать: «А декорации мои», когда на сцене исполнялся венгерский танец. Он создал «декорации настроения», которые воодушевили и артистов, и публику. С самого начала ему удалось найти «смычку» со зрителем. Его несложный конферанс был именно тем, что нужно —вступлением и аккомпанементом к бесчисленным номерам программы. Музыкально-пластические тона вечера чаровали слух и зрение. Тексты и игра в красочном обрамлении производили замечательный эффект, вызывавший восторг публики. Шедевром остроумия была «Рапсодия Листа-Южного» — комический бурлеск. Трудно было себе представить, что можно так удачно использовать музыкальные мотивы знаменитой рапсодии для целой сценке о неверной жене. Великолепны костюмы и музыкальные инструменты. Сцена чаепития московских купчих в стиле русского лубка порадовала сочностью постановки. Все, до мельчайшей детали — как, впрочем, и в других номерах — художественно и цельно. Южный в своем конферансе философски заметил: «Почти то же самое, что теперешнее кафе — дамы и сплетни...». Потешная пародия на казачий хор «Казаки Южного», необыкновенная «Шарманка» с уморительным текстом, «Севильский цирюльник» на фоне современной парикмахерской, блещущие остроумием «Коты на крыше» — все это своего рода сконденсированные пьесы — скетчи, сменяющиеся в пестром калейдоскопе. Художественная сцена «Сибирские ссыльные» производит глубокое впечатление, трогает «Месяц май» с тонким лирическим оттенком. «Коллекция часов», «Швейцарский сувенир», «Открытки» представляют ожившие, но гармонические картинки. Невозможно перечислить все номера богатейшей программы, а еще труднее описать каждый из них. «Синюю птицу» надо видеть собственными глазами, чтобы понять, почему этот театр пользуется таким огромным успехом во все мире. Из талантливого коллектива исполнителей надо особо упомянуть г-жу Валентину Аренцвари». Скиф.
Эхо, 1937, 25 июня.
И ТРЕТЬЯ ГАСТРОЛЬ «СИНЕЙ ПТИЦЫ»: прошла с громадным успехом. Сегодня ее четвертая гастроль».
Эхо, 1937, 27 июня.
БОЛЬШОЙ УСПЕХ «СИНЕЙ ПТИЦЫ»: Вчерашняя четвертая гастроль «Синей птицы» прошла с особенно большим успехом. Театр был переполнен. Талантливый конферансье Я. Южный, бывший в ударе, без конца смешил публику, которая шумно аплодировала ему, как и всем артистам труппы. Сегодня пятая гастроль «Синей птицы».
Эхо, 1937, 28 июня.
НОВАЯ ПРОГРАММА «СИНЕЙ ПТИЦЫ: «Сегодня в Летнем театре состоится гастроль театра «Синяя птица» по совершенно новой программа».
Эхо, 1937, 30 июня.
БЕНЕФИС УЛЫБКИ. ВТОРАЯ ПРОГРАММА «СИНЕЙ ПТИЦЫ»: Вторая программа «Синей птицы» оказалась еще ярче и красочнее первой. Это был настоящий бенефис улыбки с первого до последнего номера. В новой программе русские номера чередуются с интернациональными. Классические «бурлаки» по-прежнему свежи и интересны. «Пасха» и рыночная сцена — замечательнейшие лубки, сделанные с большой художественной эффектностью. Сатирические номера представлены «Исполкомом», весьма «кривозеркальным» произведением под музыку «Кирпичиков». Бурю восторга и смеха вызвал «Эмигрантский хор». Это настоящий «гвоздь» второй программы, полный остроумия и изобретательности шарж. «Интернациональная» часть программы также очень разнообразна. «Микки Мауз», пародия на три версии «Хайденрезлейн», старушки в корзинках, перелетные птицы и масса других номеров — гармонически и цельно подают эффектные сценки. Пластические выступления —«аргентинское танго» и лезгинка-гротеск — яркие моменты новой программы. Вторая рапсодия «Листа-Южного» совершенно резонно включена и в новую программу: замечательно остроумный текст и оригинальность постановки делают «Рапсодию» «боевиком». Перед благодарным зрителем Южный гостеприимно раскрывает двери в веселую обитель смеха извлекает оттуда все новые и новые богатства юмора и художественной выдумки. За это он заслуживает любви и признательности. Каунасская публика все больше и больше начинает им не на шутку увлекаться...»
Скиф.
Эхо, 1937, 2 июля.
Не упустил ли Скиф написать о многократно после окончания спектакля звучавшее: «До скорой встречи!». К сожалению, в октябре 1938 г. Якова Южного не стало. Без него театр перестал существовать.
«СЕГОДНЯ ПРОЩАЛЬНАЯ ГАСТРОЛЬ «СИНЕЙ ПТИЦЫ»: «Сегодня в Летнем театре — последняя гастроль «Синей птицы». Программа новая, разнообразная и интересная. Нет сомненья, что все* каунасцы придут сегодня в летний театр, чтобы проститься с талантливым директором «Синей птицы» Я. Южным и его труппой».
Эхо, 1937, 4 июля.
*Каунасцев было под 150 000.
7 — 10 июля театр играл в Клайпеде, а 15-го — в Паневежисе.
Свидетельство о публикации №225102101222
