Исторические параллели
У моего любимого писателя Валентина Саввича Пикуля в «Барбароссе» абсолютно случайно наткнулся на описание фактов разукомплектования подбитых танков, когда экипаж погиб, танк разобран на детали и его запчастями укомплектованы другие танки. Пока не поступили запчасти на них из обоза. Тылы как всегда отстали. А время не ждет. Темп наступления снижать недопустимо. Захлебнется наступление. Задача не дать противнику опомниться, восстановиться, гнать его на его же плечах. Потеря времени чревата остановкой наступления и переходом к затяжным позиционным боям. А главное – потерей инициативы.
Будучи в начале века директором крупного автотранспортного предприятия, я был удивлен, как просто это происходит и в наши дни. Предприятие было укомплектовано знаменитыми Икарусами. Производства Венгрии. Которые уже давно не производились в стране - изготовителе. Откуда тогда брать запчасти? Ни для кого не секрет, что техника не вечна, постоянно ломается. Даже, когда стоит. Причем, когда стоит, это происходит чаще. Так, к удивлению, работают законы физики. Чтобы техника была исправна, ее нужно постоянно эксплуатировать. Причем, на запроектированных повышенных скоростях, для которых она предназначена. Как говорят водители, «гонять». А встала машинка на прикол, и начинает «сыпаться». Не для стояния произведена, для движения. Правда, в моем предприятии болячка оказалась в другом. Не секрет, что за каждым водителем закреплен автобус, или наоборот, за автобусом водитель. Это как вам будет угодно. Одним словом, у автобуса должен быть хозяин. Иначе, автобусу «хана». А время то мирное, это тебе не пикулевская Барбаросса. Для потери автобуса достаточно потери водителя в результате его увольнения или перехода на другую должность. Был даже случай, когда водитель просто умер. На предприятии, которому справили пятидесятилетний юбилей, работали целыми семьями и даже поколениями. Основной состав работников был преклонного возраста. Была даже работница, Вера Петровна, местная «достопримечательность», она же глава профсоюза, которая на данном предприятии проработала пятьдесят один год. Пришла на него семнадцатилетней девчонкой. А за рулем автобусов нередко сиживали семидесятилетние водители, настоящие ветераны, аксакалы, краса и гордость отрасли.
Был даже случай, перед олимпиадой, когда начальник автоуправления администрации города привез к нам на предприятие настоящего шведа, планировавшего «завести» на олимпиаду партию своих «несравненных» автобусов фирмы Вольво. Вот он то как раз был крайне поражен, когда я ему показал автобус большой вместимости - Икарус 280, сочлененный, с «резинкой» посередине, для сцепки с прицепным вторым «вагоном». Стоит на списание, пригорюнившись, устало накренившись на правое переднее колесо, бедолага. На нем то и ездил водителем Николай Иванович, семидесяти лет от роду. Швед удивленно поднял брови, уставился на музейную редкость, как ее уже считали в Европе. Не секрет, что по европейским нормативам автомобиль не подлежит эксплуатации в возрасте более десяти лет. Шведский автотранспортник аж очки снял, протер. Затем ринулся к автобусу и давай его фотографировать со всех сторон. Переводчица потом перевела, что он, возможно, подумал, якобы самому автобусу семьдесят лет. Похоже, не так расслышал. Довольно яркая была реакция «развитой Европы» на наши производственные средства. Так вот, этот автобус простоял недолго. Умер Николай Иванович, после болезни. В тот же день, узнав сию горестную весть, другие водители легендарный автобус разобрали. Разукомплектовали безбожно. Разнесли, что называется, по «косточкам»! Следов не оставили от запчастей. В углу производственной зоны остался стоять от него только остов. Как скелет в шкафу. Как напоминание о прежних заслугах перед человечеством. Жаль, конечно! Но жизнь не стоит на месте. Запчасти в тот же день были установлены на другие автобусы, чтобы сохранить и продлить их жизнеспособность. Один автобус продлил существование нескольким своим «соратникам». Настоящий донор. Думаю, они ему остались благодарными. Такова жизнь. И не к сожалению. А исходя из необходимости и безысходности. Время было «веселое». Экономически «хромое». Как - то надо было выкручиваться, вылезать, выкарабкиваться. Не от хорошей жизни.
Так потихоньку и разошлись все сто с лишним автобусов предприятия. Некоторые из них были выкуплены самими водителями. Кто не справлялся с суммой, объединялись в пары – экипажи. Учитывалось требование законодательства, что, хотя бы один в паре должен зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем. Для простых водителей требование было новым. Обвыкались, приноравливались. Со временем стали настоящими асами в междугородних перевозках. Лиха беда начало… Человек – явление до конца не изученное. Потенциал в нем заложен невиданный. Необходимость заставит, всему научишься…
Свидетельство о публикации №225102101319
