Восхищение

Вновь пришло долгожданное лето на русскую землю. Червень только начался, но все уже выглядит так, что сложно представить, что всего каких-то пару недель назад ничего из этого роскошного зеленого убранства не было. Скоро наступит утро, и сверкающий всеми радужными цветами рассвет полетит над лесными далями. Вот уже и просыпается густой, могучий лес, расположенный к западу от славного града Мурома, стряхивая с себя сумеречную дремоту. Лесные обитатели в большинстве своем тоже просыпаются, но есть и такие, ведущие ночной образ жизни, которые наоборот, только отправляются на боковую. Весь погожий солнечный день они проведут в своих норах, дуплах, гнездах и прочих, приспособленных для этого дела, укромных местечках.

На одной из небольших полянок, находящейся практически в центре леса, стоит маленькая крепкая хижина. Сейчас из нее наверняка кто-то выйдет. Подождем. И - точно - вот показался зевающий Яр, а следом за ним выходит, потягиваясь, Свет, наши старые знакомые. Прошло пять лет, и они снова очутились в гостеприимном муромском лесу на радость всем своим здешним друзьям. Они уже успели всех повидать, со всеми пообщаться, и теперь дни потекли более размеренно и спокойно, чем в первое время. Друзья садятся на лавку перед столом и начинают выкладывать на него из своих котомок всяческую еду, собираясь позавтракать. Утренний воздух свеж и прохладен... но не только. В его запахе явственно ощущается что-то необычное... Поглядев на Яра, Свет говорит:
- К чему это ты так принюхиваешься, друже?
- А ты сам разве не чувствуешь - очень сильный запах ладана.
- Чувствую. В муромском лесу это обычное явление по утрам.
- Так-то оно так, но сейчас, я готов дать бороду на отсечение, пахнет именно ладаном, а ничем другим.
Свет усмехнулся и похлопал Яра по плечу.
- Борода тебе еще пригодится, брат. А вот чего нам не хватает для завтрака, так это воды. Мы вчера всю выпили.
- За водой я щас схожу, Свет... Но я тебя уверяю: сейчас воздух пахнет настоящим ладаном.
- Допустим. А откуда же прилетел этот аромат? Думаешь, кто-нибудь из наших соседей воскуряет поутру благовония?
- Хм... а кто? У старика Архипыча ладана вроде бы нет; у других - тем более. Да и дыма-то не видать.
- Что ж, будем считать это одним из чудес муромского леса, хотя я, кстати, уже ничего не чувствую, а ты?
- А я чувствую.
- Поздравляю. Значит, ты живой!
- А ты что, уже преставился? Ха-ха! Ладно, где наша фляга? Пойду к источнику.
- На полке стоит, в хижине.

Яр ушел, а Свет стал прогуливаться поблизости и играть на варгане. Но время шло, а Яр все не появлялся. Свету надоело бродить кругом, и он снова уселся на лавку. «Почему это Яра так долго нет, странно». Свет посидел еще немного и потом обратился к другу по лесному эфиру: «Яр, ты где запропастился? Гуляешь что ли?» Ответа не последовало. «Ты меня слышишь?» Опять молчание.
- Ну, дела! - громко выдохнул Свет и, почесав затылок, встал и отправился к источнику. Минут через восемь он был на месте. На тропинке, возле русла ручья, Свет обнаружил флягу, которую Яр брал с собой, но его друга нигде не было видно. «Яр, ты где?!» - громко позвал Свет, потом он набрал воды, постоял с минуту в нерешительности и побрел обратно. Пришлось завтракать одному. «Чудно, на Яра это совсем не похоже. С чего бы это ему вздумалось играть в прятки со мной?» Свет снова вышел в лесной эфир и опять безрезультатно. И тут он начал беспокоиться: «А вдруг что-нибудь случилось! Почему это Яр не отвечает? Пойду к старику Архипычу, посоветуюсь».

Архипыч сидел на завалинке возле своей избушки и чинил старые сапоги. Радостно поприветствовав Света, он отложил работу и спросил:
- Ну как поживаешь?
- Да все бы ничего, только вот Яр пропал, - ответил Свет, усевшись на завалинку рядом с Архипычем.
- Это как же?
- Сейчас расскажу, - и Свет объяснил ситуацию.
- Да ты не переживай, брат. Что с ним может у нас тут произойти? Скоро объявится, - подумав, рассудил Архипыч.
- Надеюсь... Может, пойдем поищем его?
- Давай, прогуляемся чуток, Свет, я не против.

Вместе они дошли до источника - того места, где Яр точно был перед своим исчезновением. Приглядевшись, они различили его следы на земле. «Вот тут лежала наша фляга, когда я ее увидел», - показал Свет. Старик разглядывал поверхность земли вокруг, затем остановился и, сощурившись, посмотрел куда-то вглубь леса. «Он пошел отсюда в ту сторону, на север, - сказал Архипыч. - Видишь, здесь кто-то проходил недавно - листва на земле и трава примяты». - «Верно! Хорошо, что ты заметил. Надо идти за ним, все это неспроста».

Итак, Свет и старик Архипыч отправились на поиски Яра. Судя по его следу, он шел все время в одном направлении - на север. Через две версты начался сосновый участок леса, и здесь они потеряли след. На земле, усыпанной опавшей хвоей, он уже не просматривался. Поэтому друзья просто пошли наугад в ту же северную сторону. Спустя десять минут они встретили их общую знакомую, зайчиху Лану. У нее был очень встревоженный вид и, поздоровавшись со Светом и Архипычем, она сразу спросила, не видали ли они поблизости ее сынишку, зайчонка Тему. «Утром он как-то странно себя вел, - рассказывала Лана, - сначала принюхивался к чему-то, спрашивал, не чувствую ли я очень необычный, приятный запах. Потом вообще сказал, что где-то поблизости кто-то очень красиво поет. Я всего этого не чувствовала и не слышала, поэтому решила, что он меня разыгрывает. Я сказала, что сейчас мы будем завтракать, и пошла будить остальных. А когда вышла из норы, его уже не было».
- Так-так, - задумался Свет, - а по лесному эфиру ты его не вызывала?
- Много раз, но он не отвечает почему-то, - сокрушенно вздохнула Лана. Архипыч и Свет переглянулись.
- Еще один пропавший! - удивленно сказал старик и хлопнул в ладоши.
- Как, еще один? - спросила с недоумением зайчиха.
- Яр куда-то пропал с утра. Мы с Архипычем, собственно, и проходили здесь в поисках его. По лесному эфиру он тоже не отвечает. Такие дела, сестра.
- Надо же! - воскликнула Лана. - И где они могут быть, как вы думаете?
- Сложно сказать, похоже, где-то там, - Свет неопределенно махнул рукой на север. - Кстати, Архипыч, Яр тоже, как и Тема, чувствовал на рассвете очень приятный запах. Он сказал, что это ладан. А ты не ощущал того же?
Старик задумался и потом отрицательно покачал головой.
- Слушай, Свет. Раз это, похоже, не единичный случай, надо спросить у кабана Крога, не пропал ли кто у них. Их семейство обитает неподалеку отсюда.
- Это мысль, - улыбнулся Архипычу Свет и, сосредоточившись, вышел в лесной эфир. Крог тут же отозвался:
- Что, Свет? Не пропал ли кто у нас? А как ты догадался? Мы уже все с ног сбились: не можем найти нашего младшего, Борка.
Далее он сообщил, что когда они еще все спали, Борк разбудил его и спросил, где это так красиво звонят колокола? На это Крог ответил спросонок: «Какие колокола, сынок? Спи, тебе это просто приснилось». А когда вся их семья проснулась, его уже не было. Свет в свою очередь рассказал Крогу про исчезновение Яра и Темы и, объяснив, где он сам, старик Архипыч и зайчиха Лана находятся, позвал его сюда. Затем сказал своим спутникам про Борка.

- Воистину происходит что-то необъяснимое! - заключил Свет, а потом добавил: - Пока не объяснимое... Да уж, эту ситуацию нельзя рассматривать с точки зрения теории всеобщих явлений, - сказал он, ухмыльнувшись.
- А что это за теория? - полюбопытствовал Архипыч.
- Потом как-нибудь расскажу, старче, когда будет более подходящая обстановка.
Минут через пять появился озабоченный Крог, и они стали совещаться вчетвером, что делать дальше. Они так увлеклись этим процессом, что не заметили, как к ним совсем близко подошла еще одна обитательница муромского леса - всеми уважаемая старенькая коза Маруся. Она постояла с минуту и затем сказала: «Положительно, на меня наверняка кто-то надел сегодня шапку-невидимку!» Все повернулись к ней.
- О, Маруся, привет тебе! Как поживаешь? - заговорили наперебой собравшиеся. Но тут Свет уловил в ее словах скрытый подтекст.
- Как ты сказала, Маруся, шапку-невидимку?
- Да, Свет.
- А что случилось?
- Несколько часов назад я встретила в лесу, недалеко от Земляничной поляны, Яра - он шел как раз к ней. Я поздоровалась с ним, но он мне ничего не ответил, даже не посмотрел в мою сторону. Я удивилась, подумала: всякое бывает, может не заметил. Через час, примерно, иду я, значит, дальше. Навстречу твой, Лана, сынок. Как же его зовут... а, да, - Тема. Скачет так быстро. И тоже мимо меня проскакал, даже не глянул на меня. И пока я с вами сама не заговорила, вы меня не видели.

Выслушав Марусю, все очень обрадовались - пропавшие объявились! Маруся сказала также, что Тема бежал тоже в сторону Земляничной поляны, а вот Крогу ответила, что его сын Борк ей в лесу не встретился. Но все уже были уверены в том, что и он тоже скрылся в том направлении. Наспех объяснив Марусе, что произошло сегодня утром, они поспешили на север, к Земляничной поляне. До нее было часа три ходу. Земляничная поляна, как ее прозвали местные жители, была самой большой и красивой в округе. Шагая как можно быстрее, Свет разговаривал с едва поспевавшим за ним стариком Архипычем. Больше всего их интересовало, какая такая волшебная сила поманила Яра, Тему, Борка и наверняка еще очень многих лесных обитателей к Земляничной поляне и с какой целью. Ответов на эти вопросы у них пока не было, но, в то же время, и тревожного чувства почему-то не возникало, как будто все должно разрешиться хорошо.

Спустя два часа они выбрались на пригорок, с которого открывался вид на бескрайние лесные просторы, и можно было увидеть вдали Земляничную поляну. С этой возвышенности невозможно было определить, есть ли кто сейчас на поляне или нет. Поэтому спутники недолго любовались лесной панорамой и начали спускаться вниз. Но тут все они остановились, пораженные внезапной вспышкой какого-то необъяснимого золотого сияния, которое озарило весь небосвод и придало ему невообразимо-фантастический вид. Не успели друзья опомниться, как увидели медленно опускающийся на землю из запредельной выси столп золотого света. Они лицезрели это явление как завороженные, не произнося ни слова, пока наконец столп света не накрыл собой Земляничную поляну.

Постепенно первое оцепенение прошло, и зазвучали возбужденные возгласы. Каждый как мог выражал свое удивление и восхищение: старик Архипыч аж присел и, хлопая себя по коленям, повторял: «Ну, дела! Что же это такое?»; зайчиха Лана высоко подпрыгивала с расширенными до предела глазами и восклицала: «Какая прелесть! Какая красота!»; кабан Крог лишь таращил свои маленькие глазки и громко хрюкал без остановки; Свет глубоко дышал и говорил: «Вот это да! Ничего себе! Неужели это все взаправду?» Немного успокоившись, друзья приняли решение поскорее выбраться к поляне и посмотреть, что там происходит. Пока они пробирались к ней, столп света все так же сиял и никуда не девался.

Вступив на поляну, спутники тотчас почувствовали непередаваемое благоухание. В ее центре находилось с три дюжины обитателей леса, которые казались золотыми от этого удивительного небесного света. Здесь были зайцы и лоси, лисицы и белки, ежики и олени, медвежата и куницы и так далее. Был тут, конечно же, и Яр, и Тема, и Борк. Их Свет различил еще издали. Все, кто собрался здесь, словно застыли неподвижно в разных позах: некоторые сидели, другие - стояли, остальные - лежали на траве. Пришедшие устремились к ним, но внезапно путь им преградил высокий статный старец с длинной бородой и посохом в руках.

«Вы, похоже, не из званых», - сказал он и улыбнулся. Свет посмотрел на него внимательно и ответил: «Видимо да. Мы искали наших близких». Лана подбежала к старцу и спросила взволнованным голосом: «А что с ними? С ними все в порядке?» - «Более чем, - успокоительным тоном проговорил незнакомец. - А теперь можно и поздороваться», - напомнил он друзьям. «Ах да, здравствуйте», - спохватились они.
- Это все настолько поразительно! У меня просто нет слов. А кто вы, как вас зовут? - спросил Архипыч.
- Я отшельник. Зовут меня Ириней.
- Что же здесь происходит, что с нашими друзьями, отец? - в свою очередь спросил Свет.
- О, это - Великое Таинство, брат. Их сейчас в каком-то смысле нет здесь. Они все находятся за пределами видимого мира, восхищены до Третьего Неба.
- Неужели? - поразился Свет. - Как в свое время сподобился святой апостол Павел?
- Верно ты уразумел, брат. А я нахожусь тут, чтобы их никто не тревожил, пока они не вернутся. Посидите немного, вам не придется долго ждать.

Все уселись на мягкую траву и стали молча созерцать происходящее. Небесный свет мягко заполнял все пространство поляны. Его, казалось, можно было осязать; он плавно скользил по рукам, струился между пальцами, легонько шевелил траву и цветы вокруг. Свет, Архипыч, Лана и Крог сами постепенно погрузились в какое-то состояние, близкое к дреме, сладостное и отрадное. Сколько оно продолжалось, они не поняли, но когда пришли в себя, то увидели, что все завершилось. Столпа золотого света уже не было, и поляна и лес смотрелись, как они выглядят всегда в погожий солнечный летний день. Лесные граждане пришли в движение, и наши друзья поспешили к ним.

Зайчонок Тема первый увидал их и побежал навстречу маме, высоко подскакивая и крича:
- Мама, мама, ты пришла? Ты не представляешь, где я был! На самом Небе, представляешь?
- Это трудно себе представить, сынок, - Лана обняла Тему. - Но почему ты ушел, ничего не сказав мне?
- Я тебе говорил, что слышу, как где-то очень красиво поют. Решил посмотреть - где, и побежал. И бежал, и бежал, пока не оказался на этой поляне. Вот. Ты меня прости. А знаешь, как там красиво, как радостно! Я нигде себя так не чувствовал, как там, и никогда.
В это же время Крог выслушивал откровения Борка о Небесных Обителях. Борк повторял слова Темы и говорил, что хочет, очень хочет жить Там, а не здесь. Крог ответил:
- Конечно, сын, мы все когда-нибудь будем Там жить, если будем правильно жить здесь. И ты должен себя хорошо вести и не убегать без спросу. Понял?
- Да, папа. Я только хотел посмотреть, где так здорово звонят колокола, а очутился тут, сам не знаю как.
Свет и Архипыч слушали все это, улыбались и смотрели, как к ним подходит Яр.
- Ну что, друг наш, вернулся на грешную землю?
Яр очень необычно улыбался: одними глазами, и, приблизившись, сказал просто:
- Да, Свет.
- Что поведаешь? - спросил Архипыч.
- Мне остается лишь сказать словами апостола Павла, что слышал я неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать, а То, что созерцал глазами - и подавно. Я постараюсь обдумать пережитое и - насколько это возможно - поведаю вам обо всем дома, когда мои чувства несколько улягутся. То, что нас ожидает, друзья, не с чем сравнить здесь, на земле. Остается только молить Господа, чтобы мы все сподобились войти в Жизнь вечную после кончины.
- Аминь, - подытожил Свет.

Поляна постепенно пустела, лесные обитатели расходились по домам после пережитого чуда. К нашим друзьям подошел Ириней и познакомился с Яром. Он вызвался проводить их немного, и они ввосьмером отправились в обратный путь. Свет спросил друга:
- А ты что услышал, друже, когда пошел к источнику?
- Я был поражен очень величественным трубным гласом. Я тут же позабыл про все и устремился в том направлении, откуда он, как мне казалось, доносился.
Свет задумался и обратился к шедшему рядом Иринею:
- Отче, а каков смысл или, вернее, какова цель того, что сегодня произошло с нашими друзьями?
- Восхищения живущих на Земле до Третьего Неба периодически повторяются от начала нашей эры. Сии события происходят не так часто по земным меркам и всегда в разных местах. Смысл таков: Царство Небесное всегда открыто для ищущих его внутри себя. Цель - чтобы на земле всегда присутствовали истинные свидетели Обетований Божиих, для укрепления веры их самих и всех, кто их окружает. Это относится к области живого предания, брат мой.
- Вот как? Интересно... А ты сказал, что восхищения происходят только до Третьего Неба?
- Да. Смертные просто не могут подняться выше. Но в этом и нет необходимости.
Некоторое время они шли молча, а потом Яр спросил:
- Ириней, а где ты живешь? Мы со Светом что-то раньше о тебе не слыхали.
- Я живу не здесь, - коротко ответил отшельник, а затем остановился и указал рукой на небольшой, заросший лесными цветами холмик подле старой березы. - Вот моя могила, братья. От деревянного креста уже давным-давно ничего не осталось, и я попрошу вас об одном: установите, пожалуйста, новый вот с этой стороны. Буду очень вам признателен. Прощайте.

Яр и Свет смотрели на могилу в великом изумлении, а, когда повернулись к Иринею, его уже не было с ними. Поглядев друг на друга, друзья вздохнули и затем нагнали остальных.
- А где Ириней? - спросил старик Архипыч.
- Ушел.
- Эх, жаль - я хотел пригласить его к себе. Ну, значит в другой раз. Может, тогда вы зайдете?
- Конечно! Ведь Яр сегодня даже не успел позавтракать, - засмеялся Свет. - А теперь уже время ужинать.
- Вот и славно, - улыбнулся Архипыч.

А в это же время на Земляничной поляне, в густой траве, сидел никем не замеченный еще один званый - лесовичок Йорти. Потрясенный пережитым, он все еще всматривался в высокий небесный свод... «Все ушли, - наконец проговорил он. - Первым делом, как вернусь домой, расскажу все-все Манкри. Вот он удивится! Не поверит, - потом подумал и добавил: - А почему это не поверит? Обязательно поверит!» - и, ободренный этой мыслью, поспешил в лес.


Рецензии