Мир глазами других. Запись 7

Мир глазами других: размышления раввина, ученика программы Animal Chaplaincy Training и друга кошек Канани

Иногда Бог учит нас не громом, а тишиной. Иногда — через то, что приходит позже, когда ты остаёшься один на один с уроком, со своими размышлениями, с мыслями и с самим собой. 11 октября 2025 года я пропустил занятие по программе Animal Chaplaincy Training, потому что был Шаббат. Эта программа открыта для людей разных вер и традиций, но мне особенно дорого то, что мой путь там уважают. Преподобная Сара Боуэн (Reverend Sarah Bowen), наш наставник и учитель, всегда с глубоким уважением относится к моей вере и к тому, что я соблюдаю Шаббат. Она сказала мне просто и по-доброму: прослушай этот урок, когда сможешь, но до 8 ноября. Потом вы с одной из учениц, которая тоже пропустила, обсудите всё вместе и сделаете упражнения — часть вдвоём, часть самостоятельно.

Я начал слушать 19 октября, продолжил 20-го, и вот сегодня, 21 октября, кажется, дошёл до конца. Хотя, возможно, переслушаю ещё. Этот урок длился три с половиной часа, но это не просто видео. Это путь. Ты идёшь по нему медленно, возвращаешься, делаешь паузы, и чувствуешь, что урок продолжается в тебе, будто слова и образы начинают дышать вместе с тобой.

Сара рассказывала о понятии Umwelt — внутреннем мире восприятия. У каждого живого существа — свой мир. Пчела видит ультрафиолет, птица чувствует потоки воздуха, собака живёт в мире запахов, а человек видит лишь свой фрагмент и считает, что это всё. Сара сказала: настоящий капеллан должен учиться не судить, а понимать. Не пытаться заставить чужой мир быть похожим на свой, а принимать его как тайну, как дыхание Бога в другой форме. И тогда я подумал: ведь в этом сама суть Торы.

В книге Берешит сказано: «И назвал Адам всех животных…» (2:19). Чтобы назвать, нужно почувствовать. Чтобы понять, нужно увидеть сердцем. Адам не просто дал имена — он услышал в них жизнь. Он стал первым, кто говорил с творениями без слов, первым animal chaplain. Талмуд учит: «Кто милует творения — над тем милует Небо» (Шаббат 151б). А Каббала говорит: у животных есть нефеш — дыхание жизни, а у человека — нешама, душа сострадания. Но эта душа просыпается только тогда, когда человек учится слышать тех, кто безмолвен.

И тут я подумал о кошках Канани — о породе, которая так много для меня значит. Эта порода родилась в Иерусалиме, на Святой Земле. И даже если кто-то скажет, что не может быть точно известно, происходят ли эти кошки от обитателей райского сада, одно известно наверняка — они с Иерусалима, с Израиля, с земли, на которой стоит Храм, с земли, где воздух дышит молитвой. И это уже делает их особенными. Наши мудрецы говорят, что Иерусалим граничил с райским садом. И если на земле и осталась кошка, ближе других к той, что жила в Эдене, то это Канани.

Тысячелетиями на этих землях обитали степные кошки — Felis lybica, африканские дикие кошки. Они были там всегда. И рядом с ними — уличные иерусалимские коты, которые тоже были там всегда, потому что куда им было деться. Со временем дочь пустыни и кошка города соединились, и из этой встречи возникла порода Канани — кошка Святой Земли, кошка, несущая в себе дыхание Эдена.

Когда я смотрю на Канани, я вижу не домашнее животное, а память земли. В её взгляде живут нежность и древняя свобода. Иногда кажется, что именно такой взгляд видел Адам, когда впервые встретил живое творение и понял его без слов. И, как учит нас Талмуд, животные тоже могут быть носителями мудрости. Рав Папа говорил, что когда евреи жили в Египте, в домах, где были кошки, можно было заходить безопасно, потому что там не было змей и скорпионов. И в этих словах заключена не только практическая, но и духовная мудрость. Кошки не только уничтожают змей и скорпионов как физических существ, но и символически побеждают зло. Их присутствие очищает пространство, делает дом защищённым от дурных сил. Однако рав Папа добавлял, что входить всё равно нужно в обуви, потому что даже если кошка убила змею, её кости остаются, и они острые, тонкие, как память о зле, которое не исчезает бесследно. Если наступить на них босиком, можно пораниться. Так и в жизни — даже побеждённое зло оставляет след. Победа над ним не повод расслабляться, потому что боль может прийти от того, что уже кажется мёртвым. Поэтому человек должен быть всегда настороже — не из страха, а из мудрости.

Кошки напоминают нам об этом. В них — внимательность, осторожность, внутреннее достоинство и тихая мудрость. Не случайно Талмуд говорит, что если бы у нас не было естественного разума, мы бы учили скромность у кошки, трудолюбие у муравья и верность у голубя. Кошки учат нас не только тишине, но и границе. Они чувствуют, когда можно приблизиться, а когда нужно уйти. И, может быть, именно поэтому они так близки к Божественному — потому что знают меру в свободе.

Мир полон глаз, которые видят по-разному: глаз пчелы, глаз птицы, глаз кошки Канани. Все они вместе создают полотно, которое мы называем Творением. Когда мы учимся видеть глазами других, мы становимся мягче, человечнее и, может быть, ближе к Богу. Мир спасёт не знание и не власть, а зрение — способность увидеть в каждом существе дыхание Творца.

Я благодарен Reverend Sarah Bowen за то, что она учит нас видеть, и благодарен кошкам Канани за то, что они напоминают: рай всё ещё рядом.


Рецензии