Архитектура, созданная из света, узоров и цвета
Что делает ее такой красивой? Творческие ограничения.
Когда Вы строите здание из чистого света, узора и цвета...
Иран обладает одним из старейших и богатейших культурных наследий среди всех стран мира, а Шираз — один из величайших его городов.
Хотя он был заселен с 2000 г. до н.э., он был заново основан Омейядами в 693 г. н.э. и вскоре расцвел как город поэзии, музыки, цветов и архитектуры.
Мечеть была заказана Мирзой Хасаном Али Насир ол-Молком (отсюда и ее название) как дань уважения и могила его покойного отца в 1876 году.
Он происходил из старинного и влиятельного рода Кавам, близкого к правящей в Иране династии Каджаров, пришедшей к власти в 1789 году.
Мечеть была спроектирована Мухаммадом Хасан-и-Мемаром и Мухаммадом Резой Каши Паз-и-Ширази, и на его создание ушло двенадцать лет.
Ее название — Розовая мечеть — происходит от преобладания розовой плитки в ее отделке, хотя «Мечеть калейдоскоп» может быть более подходящим названием.
Архитекторы опирались на богатое наследие исламской религиозной архитектуры, и в результате получилось что-то вроде эклектичной дани множеству прекрасных мечетей, предшествовавших ей, и в то же время почти полностью уникальное.
Она имеет много черт, типичных для исламской церковной архитектуры, в том числе центральный двор с аркадами, идущими по обеим сторонам.
Есть также несколько великолепных айванов, сводчатых трехсторонних залов, которые служат воротами.
А внутри, конечно же, есть михрабы — ниши, указывающие на киблу, то есть направление на Каабу в Мекке и, следовательно, направление молитвы.
Другими словами, буквальный и духовный центр мечети.
Вы заметите, что и айваны, и михрабы, как и все своды Насир ол-Молк, наполнены очень сложным геометрическим орнаментом.
Это называется мукарны: богато украшенные, замысловатые, красочные, напоминающие соты миниатюрные своды.
Это определяющий элемент исламской архитектуры, почти как сложный математический узор, сделанный в трех измерениях, который создает впечатление, что здание растворяется на наших глазах.
Насир ол-Молк наполнен бесконечной красотой мукарнасов.
И у него есть два гипостильных молитвенных зала; гипостильный зал - это зал, в котором потолок поддерживается несколькими рядами колонн, почти как каменный лес.
Вы также можете увидеть богато украшенные ковры, разложенные на полу.
И, конечно же, как внутри, так и снаружи мечеть практически полностью покрыта плиткой.
Такой керамический декор — еще одна общая черта исламской архитектуры: геометрическая, плавная, каллиграфическая, абстрактная, хроматическая... каждая поверхность и стена становится холстом.
Что делает Насир ол-Молк таким особенным, так это то, что он опирается на это богатое архитектурное и художественное наследие и объединяет их для достижения единой цели.
Здесь все тщательно организовано, чтобы возбуждать наши чувства: свет и тьма, цвет и узор, текстура и форма.
Звездами шоу в этом отношении, вероятно, являются витражи, украшающие Зал зимней молитвы.
Когда солнце путешествует по небу, оно наполняет комнату разноцветным светом — а что может быть более абстрактным, более мощным, чем тот свет, который мы видим?
Это достаточно удивительно — декорация оживает, и сама комната становится наполненной чистым светом и цветом, — но самое примечательное то, что она меняется в течение дня и в течение года, когда солнце движется и занимает разные позиции на небе.
В результате получается не только разноцветный свет, но и постоянно меняющийся свет, который взаимодействует с замысловатыми формами и изобилием цветов интерьера.
Они работают в гармонии, чтобы создать что-то, что меняется с каждым мгновением.
Итак, это здание имеет неизмеримое богатство; калейдоскоп в прямом смысле этого слова, который сочетает в себе текстуру и форму, освещение и темноту в единое, сложное, сплоченное произведение искусства и архитектуры.
Но почему?
Что ж, репрезентативное искусство — искусство, изображающее людей, существ или сцены из реального мира — обычно запрещено в исламском религиозном искусстве.
Это требует, чтобы художники использовали только абстракцию (цвет, форму, узор), чтобы передать и объяснить религиозный смысл.
Таким образом, абстракция Насир ол-Молк является не просто декоративной и не только изолированной попыткой создать что-то красивое.
Это попытка возвысить разум, дух и чувства и создать пространство, которое направляет божественность и делает ее понятной для верующих.
Это противоречие между репрезентативным искусством и религией является одновременно древним и универсальным.
Слово «иконоборец» происходит от Константинополя 8-го века в Византийской империи, когда было объявлено, что изобразительное религиозное искусство должно быть уничтожено, потому что оно было идолопоклонством.
В католической церкви картины и изображения не должны висеть сами по себе — как совершенно ясно показал Тридентский собор 1563 года под давлением Реформации.
Скорее, они предназначены для того, чтобы помочь верующим внутренне представить эти святые фигуры.
Но вернемся к мечети Насир ол-Молк, которая представляет собой торжествующий компромисс между конкурирующими требованиями религии и искусства.
Говорят, что враг творчества — отсутствие ограничений. Здесь, в тесноте, художники создали нечто поистине необыкновенное. Основу витражей составляет вороненое стекло, которое долгое время создавалось и создается с помощью кобальта. Синий кобальт называется. Что создает уникальный синий блюз витражей.
Украшения Насир ол-Молк могут напомнить вам об абстрактном искусстве, возможно, о чем-то Пита Мондриана или Марка Ротко; они тоже полагались только на цвет или форму, а не на что-либо репрезентативное.
Поиск выражения через наши чувства.
Но контекст — это все, и, если смотреть в галерее, такому капитальному абстрактному искусству трудно сравниться с эффектом абстракции, примененным так полно, как в Насир ол-Молк.
Это здание построено из света, тени, цвета и узора — невероятное чудо.
Свидетельство о публикации №225102100384
