Дальнейшая судьба усадьбы Братцево
В усадьбе Братцево, в доме Щербатовых были устроены ясли и школа первой ступени, но в 1919 году был организован музей, действовавший до 1922 года.
После его ликвидации библиотека и часть предметов из Братцева была передана в Ново-Иерусалимский музей, где погибла в годы Великой Отечественной войны. Усадьба была отдана под дом отдыха Реввоенсовета, а на базе помещичьего хозяйства — создан совхоз Реввоенсовета.
1. Братцевская опытная станция новых культур
В 1924 году, совхоз был передан Всесоюзному институту прикладной ботаники и новых культур, и на базе совхоза были создана Братцевская опытная станция новых культур (с 1925 года). Институтом заведовал Николая Ивановича Вавилов (1887 — 1943) - русский и советский учёный-генетик, ботаник, селекционер, растениевод, один из организаторов сельскохозяйственной науки в СССР.
Н. И. Вавилов организовал свои знаменитые географические посевы, которые были расположены в 115 точках различных почвенно-климатических зонах Советского Союза.
Одна такая опытная станция находилась в Братцеве. Она имела 36 гектаров парка, 32 гектара луга, 28 гектаров пашни и 95 гектаров леса.
Вот что рассказывает Мошков Борис Сергеевич (1904-1997) о работе в Братцеве: «Около двадцати лет, без перерыва, мне пришлось проработать во Всесоюзном институте растениеводства. Начиная с 1925 года, я несколько лет провел на Братцевской опытной станции под Москвой, где занимались в основном древесными и декоративными культурами, но, кроме того, и зернобобовыми.
Моей личной научной работой было выяснение значения географического происхождения семян белой акации для ее зимостойкости. На одном и том же опытном участке выращивалось большое количество сеянцев и саженцев белой акации из семян, собранных более чем в 50 различных географических зонах СССР, начиная с юга Архангельской области и кончая Таджикистаном.
Акация белая пригодна для полезащитных насаждений, закрепления оврагов, склонов, берегов; прекрасный медонос; используется в пищевой, лакокрасочной промышленности и в парфюмерии. Н.И. Вавилов несколько раз приезжал на станцию, чтобы лично ознакомиться с результатами исследований».
Для сохранения коллекции семян, собранных Вавиловым, необходимо периодически высевать эти семена и собирать новый урожай, то есть поддерживать коллекцию. Содержание станции требовало много финансовых вложений, а руководство страны не видело в этом целесообразности.
На одной из встреч Сталин сказал: „Ну что, гражданин Вавилов, так и будете заниматься цветочками, лепесточками, василёчками и другими ботаническими финтифлюшками? А кто будет заниматься повышением урожайности сельскохозяйственных культур?»
Научная работа на станции была прекращена. Многие станции, в том числе и Братцевская, были закрыты. Как память о ней сохранился, правда перестроенный, семенной домик.
Кампания против генетики, развязанная учеником Вавилова Т. Д. Лысенко, привела к тому, что в 1940 году за вредительство, помощь буржуазным организациям Николай Иванович был приговорён к расстрелу, заменённым 20-летним сроком заключения. Подорванное в экспедициях здоровье Вавилова, пытки и голод стали причиной смерти ученого в Саратовской тюрьме 26 января 1943 года.
При этом сама усадьба Братцево пришла в упадок.
2. Дом отдыха Главсевморпути
В 1936 году на территории усадьбы Братцево был открыт "Дом отдыха Главсевморпути". Идея эта пришла в голову Отто Юльевичу Шмидту (1891-1956).
В жизни и деятельности он был и математиком, и создателем энциклопедии, и реорганизатором Академии наук, и одним из организаторов освоения Северного морского пути в 30-е годы прошлого века. Он руководил знаменитыми арктическими экспедициями на ледокольных пароходах «Седов», «Сибиряков» и «Челюскин».
Знаменитая арктическая эпопея ученого – плавание на пароходе «Челюскин» началась в 1933 году. 23 сентября льды заблокировали судно. За этим последовал почти 5-месячный дрейф, а 13 февраля 1934 года льдины раздавили пароход, и «Челюскин» затонул. 104 человека, включая 10 женщин и двоих детей, провели на льдине 2 месяца и были эвакуированы в ходе свыше 20 спасательных авиарейсов. Шмидт поддерживал дух товарищей и даже читал в палатке научные лекции.
Людей вывозили в чукотское стойбище Ванкарем, ставшее центром спасательной операции, а уже оттуда отправляли дальше, вглубь страны.
Отто Юльевич собирался эвакуироваться на большую землю последним, но заболел тяжелой пневмонией, и по настоянию советского правительства ученого 11 апреля 1934 года эвакуировали в ближайший госпиталь в Ном на Аляске.
Вернувшись в Москву, он присмотрел для отдыха и лечения полярников и летного состава Полярной авиации здание в усадьбе Братцево. Красивое здание располагалась вблизи аэродрома, в старом парке.
Со временем здание и его интерьеры разрушались. Для того, чтобы сохранить ценную роспись на стене второго этажа, выполненную крепостным художником в 1830-1840 годах, О.Ю. Шмидт приказал ее закрыть на время реставрации здания полотном.
Перед открытием Дома отдыха, у входа в дом построили фонтан, были остеклены полукруглые колоннады у боковых входов, сооружены две симметричные пристройки к главному зданию усадьбы. Эти крылья спроектировал архитектор Александр Борисович Варшавер (1909-1999), специалист в области жилых и общественных зданий.
Так же им были спроектированы два деревянных флигеля. Рассказывают, что таких флигелей было два по обе стороны дороги, построенных в начале прошлого века, но они не сохранились. В одном флигели жили хозяева усадьбы, в другом прислуга, а каменный дом использовался для торжественных мероприятий.
Уже в наше время один из флигелей сгорел в пожаре. В сохранившимся флигеле во времена Дома отдыха полярников находились процедурные и массажные кабинеты.
Два финских домика были получены после войны в качестве репараций от проигравших сторон. Одному домику так же не повезло: он сгорел в начале 50-х. А в сохранившемся домике по легенде стояла мраморная ванна, где больной О.Ю. Шмидт принимал лечебные процедуры, залечивая раны после полярных экспедиций.
Около каретных сараев были построены дома для обслуживающего персонала «Дома отдыха Севморпути". Эти дома вокруг площади построены в разные годы и многократно перестраивались. Достоверно известно два дома, стоящие друг против друга построены пленными немцами в 1953 году.
Главная липовая аллея усадебного парка, как и хозяйственная площадь была выложена булыжниками, как на Красной площади. Заасфальтировали их лишь в конце 70-х годов. В 40-е годы были посажены три березовые аллеи, в настоящее время составляющие регулярную часть парка. Перед главным зданием усадьбы были посажены синие ели, их привезли от кремлевского мавзолея. Там они переросли нужный рост, а в Братцеве прижились! Немногие ели живы до сих пор, они стоят вокруг фонтана.
Теплицы, оставшиеся после опытной станции, использовались "Домом отдыха Севморпути". Там выращивались огурцы, помидоры, зелень. У дома отдыха был свой сад, даже свинарник, пара коров. Так что полярников кормили экологически чистыми натуральными продуктами.
Уже в 50-е годы дом отдыха работал и как гостиница Главсевморпути; летчики, ожидая борт на Север, часто ночевали в Братцеве.
3. Захарковский аэродром
Когда мы говорим о «Доме отдыха Главсевморпути», то необходимо вспомнить о Захарковском аэродроме Полярной авиации.
В 1931 году у деревни Захарково был устроен аэродром ГВФ, впоследствии переданный Управлению полярной авиации Главсевморпути. При его строительстве большая часть Алешкинского леса была вырублена, затем местность разровняли и организовали летное поле. В разные годы аэродром назывался Химкинский аэродром Московской авиагруппы особого назначения (МАГОН); аэропорт Химки; аэродром "Захарково".
В 1937 году. в Захарково был открыт учебный центр для летчиков Гражданского воздушного флота и была организована испытательная база гидросамолетов. Для них организовали «водные стоянки» на Химкинском водохранилище.
О.Ю. Шмидт в 1938 году рассказал весьма характерный случай с одним иностранным журналистом, посетившим советский Север. Самолет, на котором он летел над Таймырским полуостровом, из-за тумана вынужден был сесть у становища эвенков-оленеводов. С помощью наших летчиков, знавших немного английский, журналист вступил в разговор с эвенками. Англичанин заговорил об автомобилях. Заметив, что его понимают, гость спросил одного из пастухов, видел ли тот автомобиль? Пастух ответил: «Никогда!» «Откуда же ты знаешь, что это такое?» — удивился журналист. «Это очень просто, — ответил тот. — Берут аэроплан, отнимают крылья, и пусть бегает по земле».
В начале войны на аэродроме Захарково базировались истребители, входящие в состав частей ПВО Москвы. В сентябре и октябре 1941 г. там размещалась часть самолетов 233-го истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса.
Первый послевоенный «полярный» вылет с аэродрома Захарково состоялся 29 сентября 1945 г. на американском самолете «Дуглас» Си-47.
Уже 1 октября самолёт приземлился на аэродроме полярной станции на мысе Челюскин, и экипаж сразу начал подготовку к решающему броску на полюс. 2 октября 1945 г. в 0 ч. 20 мин. по московскому времени «Дуглас» Си-47 стартовал к Северному полюсу. В 6 часов 35 минут утра самолёт пролетел над полюсом и сбросил вымпел и буй, в котором находились портрет товарища Сталина, свежие номера газет «Правда» и «Комсомольская правда».
На территории Захарковского аэродрома Тушинским заводом была организована Летная испытательная станция ЛИС, где испытывались самолеты. А в конце 40-х на аэродроме Захарково начал функционировать «испытательный круг вертолетов» - летно-испытательная станция.
В марте 1960 г. был издан приказ «О перебазировании специалистов 247 АО ПА на аэродром Шереметьево и ликвидации аэропорта Захарково».
В 1962 году полеты прекратились, и началась массовая застройка аэродрома. Тысячи москвичей получили здесь квартиры, и многие думали, что именно его дом стоит на взлетной полосе. Но на грунтовых аэродромах не было «стационарных» взлетных и посадочных полос. В те годы посредине летного поля белым (зимой черным) кругом диаметром 20-30 м обозначался его центр. Рядом с кругом строго по направлению ветра двумя полотнищами 8х2 м и 5х2 м выкладывался знак «Т».
Направление взлета и посадки зависело от направления ветра — при взлете знак «Т» (и круг) находился слева от летчика, а при посадке справа.
Надо отдать должное строителям, строили они быстро. Уже через пять лет весь аэродром был застроен. На карте города появились новые улицы: Героев Панфиловцев, Туристская, Фомичевой, Вилиса Лациса, проезд Донелайтиса, бульвар Яна Райниса. Некоторые новосёлы и не догадывались, что их дома стоят на поле Захарковского аэродрома.
Рядом с аэродромом находился радиомаяк. Его территория, заросшая дубами и берёзами, сохранилась до сих пор и является любимым местом отдыха жителей окрестных домов.
Для большинства обывателей "лётчики" и "Арктика" — это романтика, а профессия "полярный лётчик" — романтика в квадрате. "В Арктике видно Бога", — говорит Вадим Базыкин. Вот только романтичного в своей работе полярные лётчики не видят.
Первая опасность – холод, лишь половина беды. Там, где селились люди, очень скоро появлялись белые медведи.
— Медведь — это очень хитрый, очень умный зверь. Надо понимать, что его тащит к людям любопытство, это прежде всего, а потом только пожрать. Если ты сидишь, ты для него нерпа; если стоишь, ты для него загадка. Потому что он тоже не понимает, что это такое на двух ногах огромное ходит.
Он тоже становится на задние лапы и начинает примеряться. Если он выше тебя и мощнее, тогда он подходит, — рассказывает Вадим Базыкин. — Мы эксперимент проводили: втроём в одну шубу укутывались и вставали резко, смотрю, он там мерился, мерился, тоже на задние лапы становился, понимал, что там чудище с тремя головами в одной одежде, и убегал.
По словам полярного лётчика, зверь чувствует твой страх, сразу понимает, кто здесь охотник, а кто — добыча. Тогда шансов у полярника мало: надо уходить, запираться, либо ракетницей отгонять.
От местного населения иногда зависит и меню полярников. Одно дело казённые консервы. И совсем другое — дикоросы, рыба и оленина. Да и сами полярные лётчики стараются северян не обижать: куда бы ни летели, прихватывают для них городские — за Полярным кругом абсолютно экзотичные — подарки.
Однажды полетел в арктическую глухомань, прихватил с собой огромный, где-то на килограмм, помидор. Люди так радовались, что взамен вручили 200-литровую бочку морошки. В это сложно поверить, но вот так люди отблагодарили за один помидор, который разрезали на крохотные кусочки, чтобы полакомить детей, — удивляется Вадим Александрович.
Арктика — не место для слабаков, но многие, попав туда, становятся героями, говорят полярники.
Сегодня только усадьба Братцево и дубовая роща «Маяк» напоминают об аэродроме Полярной авиации и о Доме отдыха летчиков.
4. Дом отдыха Союза театральных деятелей.
После упразднения аэродрома Полярной авиации в усадьбе располагался Дом отдыха работников сцены, потом Дом отдыха Союза театральных деятелей.
В теплицах, оставшихся после опытной станции и "Дома отдыха Севморпути" продолжали выращивать огурцы, помидоры, зелень. У дома отдыха сохранились и яблоневый сад, и свинарник, и пара коров.
Вот воспоминание жительницы Тушина: «Ребенком отдыхала целый месяц в этой усадьбе. Там был театрально-писательский дом отдыха. Нашему номеру как раз принадлежал балкон на втором этаже деревянного флигеля. Атмосфера там была волшебная. Одно из лучших воспоминаний детства». В маленьком домике, за деревянным корпусом любила отдыхать Фаина Раневская.
Если иногда Вы смотрите художественные фильмы по телевизору, то Вас всегда раздражает навязчивая реклама. Но если увидите рекламу банка ВТБ по фильму «Отцы и дети», не переключайте канал, а посмотрите этот рекламный ролик. Его снимали в усадьбе Братцево.
В усадьбе Братцево снимались лучшие советские и, позднее, российские фильмы. Первой навестила усадьбу в 1961—1967 годах съёмочная группа легендарного эпического кино¬полотна Сергея Бондарчука «Война и мир» по роману Льва Толстого.
В 1980 году в усадьбу Братцево приехал на съёмки Эльдар Рязанов снимать трагикомедии «О бедном гусаре замолвите слово».
В 1983 году усадьба «снялась» в 4-серийном фильме «Отцы и дети» режиссёра Вячеслава Никифорова – экранизации одноимённого романа Тургенева.
Очень эффектно показана усадьба в фильме «Барышня-крестьянка»1995 года режиссёра Алексея Сахарова по мотивам повестей «Барышня-крестьянка» и «Роман в письмах» А. С. Пушкина.
В 2003 году здесь снимали сериал «Бедная Настя» режиссёров Александра Смирнова и Екатерины Двигубской; в 2009 году - «Россия – 88»; в 2010 году - авантюрный сериал режиссёра Олега Ряскова «Записки экспедитора Тайной канцелярии» и мелодрама «Ивановъ» Вадима Дубровицкого, поставленной по одноимённой пьесе А. П. Чехова; в 2017 году снимали мистический фильм ужасов «Невеста» режиссёра Святослава Подгаевского.
Можно назвать еще несколько фильмов: «Петербургские тайны». "Накануне" по Тургеневу, Сериал «Березка», «Топор 1944». «Нелюбовь» А. Звягинцева. и ещё много фильмов разных режиссеров.
Вы думаете, что в Братцеве только кино снимают, и оно стоит в запустении?
Нет, Вы ошибаетесь. По аллеям и дорожкам гуляют мамы с колясками, бабушки с внуками, любители хвостатых питомцев, группы любителей истории с экскурсоводом, художники с мольбертами, фотографы, мечтающие запечатлеть сохранившуюся архитектуру прошлых веков, многие велосипедисты, да и просто жители Тушина.
Усадьба Братцево расположена так, что, несмотря на окружающие её высотки и проходящую неподалёку МКАД, создаётся впечатление полного погружения в ХIХ век.
Хочу закончить моё повествование об усадьбе Братцево стихотворением, написанным горнолыжником Давидом Оструном, который много лет с друзьями проводил время на склоне перед усадебным домом в Братцеве.
Я не богатый человек.
Но есть и у меня богатство –
Мне подарил двадцатый век
Прекраснейшую штуку – Братцево!
Оно мне ближе, что ни год,
Оно мне, что ни год, нужнее,
Я, что ни год, люблю его
Все трепетнее и нежнее.
Сюда я шел на рубеже
Веков – не только покататься,
Нет, в слове БРАТЦЕВО уже
Мне слышится другое – БРАТСТВО!
Свидетельство о публикации №225102100543