Урок совестливости

Был у нас в университете один преподаватель, сухонький, старенький Николай Иванович. "Чокнутый", как мы о нём отзывались. Читал нам что-то, связанное с философскими идеями в градостроительстве. Точнее уже не вспомню. Мне его предмет нравился, ведь читать я всегда любила, хоть и казался немного заумным. Однако в конце первого года обучения произошёл у нас один случай, в результате которого я запомнила Николая Ивановича на всю жизнь.

Настал день экзамена, и Николай Иванович, по старинке, приготовил нам нарезанные билеты. Разложил их на парте и, чтобы сэкономить время, сказал, что можем взять их не по очереди, а одновременно. Ох, что тут началось! Ребята побежали к парте. Кто-то выхватил билет, который не знал, и быстро засунул его обратно в кучу. Так поступил и второй, и третий. Все в лихорадке стали перебирать билеты, искать попроще. Признаюсь, и я сделала также - хоть и до сих пор не пойму, почему, ведь я всё знала назубок.

Николай Иванович в ужасе смотрел на происходящее. Когда мы утихли и расселись за парты, он тихо сказал: "Ребята, я не ожидал от вас такого безобразного поведения. Давайте поступим так: у кого есть совесть, сделайте пометку наверху экзаменационного листа. За каждый обменянный вами билет поставьте зарубку, и я вычту за каждую зарубку 0.5 от итогового балла"...
Я напряженно думала, как поступить. Мне нужен был диплом магистра с хорошими оценками, ведь от этого зависело моё устройство на работу в компанию мечты. Сознаться или нет? Этот вопрос мучал меня всё время, пока я красивым почерком выводила правильные ответы. В конце концов, я же знала ответ и на самый первый билет...

Выйдя после экзамена, я услышала гогот своего однокурсника Максима: "Ну этот чокнутый даёт! Кто же добровольно сознается? Я вот аж четыре билета поменять успел, и ни одной зарубки не поставил!".
"А я поставила!" - возразила ему шагавшая рядом со мной невзрачная девочка с короткой стрижкой. "Две зарубки, ровно по числу билетов. Врать Николаю Ивановичу я не буду, это низко. Он всегда был к нам справедлив". Остановившись, я смотрела на её в изумлении. Я уже не помню её имени, ведь мы практически не общались. На парах она вела себя тихо, и ничем не выделялась. Но в тот момент я рассматривала её, будто увидев впервые. Эта с виду непримечательная девочка оказалась честнее и лучше всех нас. Она призналась в совершенной ошибке и шагала домой с чистой совестью.

Я не знаю, где она, чем занимается сейчас, но я очень хочу, чтобы у неё всё получилось. Она и Николай Иванович преподали мне урок совестливости, который я никогда не забуду.


Рецензии